Гражданское дело № 2-2579/2023
50RS0046-01-2023-003497-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ступино Московской области 02 октября 2023 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи МАЙБОРОДА О.М.
Прокурора: ГОЛОВАНОВОЙ Д.С.
при секретаре: СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области, Администрация городского округа Ступино Московской области о возложении обязанностей по проведению мероприятий
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области, Администрация городского округа Ступино Московской области в котором просит:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области, администрацию городского округа Ступино Московской области (ИНН 5045062359, ОГРН 1175022008248) провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых в реки Лопасня, Сосенка, Каширка, Кремница (Кремиченка), а также ручей Гремячий, являющийся притоком реки Ситня через городские очистные (очистные сооружения г. Ступино), а также очистные сооружения д. Старая Ситня; д. Жилево; д. Шугарово; д. Ивановское; д. Хатунь, до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что
Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения муниципальным унитарным предприятием «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области (далее - МУП «ПТО ЖКХ», муниципальное предприятие) законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.
МУП «ПТО ЖКХ» оказывает предоставляет услуги по водоотведению на территории городского округа Ступино Московской области, в том числе жителям многоквартирных жилых домов. Учредителем МУП «ПТО ЖКХ» является публично-правовое образование - городской округ Ступино Московской области.
Установлено, что с целью сброса сточных вод муниципальным предприятием в Министерстве экологии и природопользования Московской области получены следующие решения о предоставлении водных объектов в пользование:
-Реки Лопасня по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05678/00 через очистные сооружения д. Хатунь Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001223-П);
-Реки Сосенка по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05679/00 через очистные сооружения д. Ивановское Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001225-П);
-Реки Ока через ручей безымянный по решению от 03.03.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02269/00 через очистные сооружения станции водоподготовки II подъема МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино;
-Реки Ока по решению от 28.05.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019- 05380/00 через очистные сооружения с. Городище, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001217-П);
-Ручья Гремячий, являющегося притоком реки Ситня по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02806/00 через очистные сооружения д. Жилево Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001216-П);
-Реки Каширки по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2015-02800/00 через очистные сооружения д. Старая Ситня Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001221-П);
-Реки Ока по решению от 03.09.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019- 05552/00 через очистные сооружения в п. Левая Пойма, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001219-П);
-Реки Кремница (Кремиченка) на основании решения от 27.01.2020 № 50- 09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2020-05818/00 через городские очистные сооружения (очистные сооружения г. Ступино) по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории (код объекта 46-0177-003473-П);
-Реки Каширка на основании решения от 10.11.2015 № 50.09.01.01.009-Р- РСБХ-С-2015-02798/00 через очистные сооружения в д. Шугарово Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001228-П).
Указанные очистные сооружения находятся в собственности администрации: городского округа Ступино Московской области и закреплены за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения на основании постановлении администрации городского округа Ступино Московской области от 03.04.2018 № 987-п, от 03.04.2018 № 990-п, от 13.09.2018 № 3324-п, от 13.09.2018 №3326-п.
Проверкой установлено, что при эксплуатации муниципальным предприятием указанных объектов водоотведения (комплекса очистных
сооружений), которые также входят в состав муниципального имущества не соблюдаются установленные нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах.
Учитывая длительное негативное воздействие на водный объект в результате ненадлежащей работы очистных сооружений имеется необходимость в судебном порядке обязать МУП «ПТО ЖКХ», администрацию городского округа Ступино Московской области довести качество сбрасываемых после очистки сточных вод в водный объект до установленных законом нормативов предельных допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ.
Представители ответчиков и третье лицо своих возражений суду не представили.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает, что неоднократное отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание ответчика, не соответствует конституционным целям гражданского судопроизводства, способствует затягиванию судебного процесса.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N262- ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ступинского городского суда Московской области.
В связи с чем, суд считает возможным слушать дело в отсутствие ответчиков, с вынесением заочного решения.
Суд, выслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
По смыслу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «0 прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входят презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритет охраны водных объектов перед их использованием, использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водопользователем признается юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.
Пунктом 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу частей 1, 2 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из частей 1, 4, 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно части 1 статьи 20 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ФЗ «Об охране окружающей среды» к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены: нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - НДС).
Материалами дела установлено, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения муниципальным унитарным предприятием «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области (далее - МУП «ПТО ЖКХ», муниципальное предприятие) законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.
МУП «ПТО ЖКХ» оказывает предоставляет услуги по водоотведению на территории городского округа Ступино Московской области, в том числе жителям многоквартирных жилых домов. Учредителем МУП «ПТО ЖКХ» является публично-правовое образование - городской округ Ступино Московской области.
Установлено, что с целью сброса сточных вод муниципальным предприятием в Министерстве экологии и природопользования Московской области получены следующие решения о предоставлении водных объектов в пользование:
-Реки Лопасня по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05678/00 через очистные сооружения д. Хатунь Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001223-П);
-Реки Сосенка по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05679/00 через очистные сооружения д. Ивановское Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001225-П);
-Реки Ока через ручей безымянный по решению от 03.03.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02269/00 через очистные сооружения станции водоподготовки II подъема МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино;
-Реки Ока по решению от 28.05.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019- 05380/00 через очистные сооружения с. Городище, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001217-П);
-Ручья Гремячий, являющегося притоком реки Ситня по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02806/00 через очистные сооружения д. Жилево Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001216-П);
-Реки Каширки по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2015-02800/00 через очистные сооружения д. Старая Ситня Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001221-П);
-Реки Ока по решению от 03.09.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019- 05552/00 через очистные сооружения в п. Левая Пойма, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001219-П);
-Реки Кремница (Кремиченка) на основании решения от 27.01.2020 № 50- 09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2020-05818/00 через городские очистные сооружения (очистные сооружения г. Ступино) по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, которые поставлены на государственный учет в качестве объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории (код объекта 46-0177-003473-П);
-Реки Каширка на основании решения от 10.11.2015 № 50.09.01.01.009-Р- РСБХ-С-2015-02798/00 через очистные сооружения в д. Шугарово Ступинского городского округа, которые поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории (код объекта 46-0250-001228-П).
Указанные очистные сооружения находятся в собственности администрации: городского округа Ступино Московской области и закреплены за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения на основании постановлении администрации городского округа Ступино Московской области от 03.04.2018 № 987-п, от 03.04.2018 № 990-п, от 13.09.2018 № 3324-п, от 13.09.2018 №3326-п.
Таким образом, водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду возложена на природопользователей, а в рассматриваемом случае - на МУП «ПТО ЖКХ».
Проверкой установлено, что при эксплуатации муниципальным предприятием указанных объектов водоотведения (комплекса очистных
сооружений), которые также входят в состав муниципального имущества не соблюдаются установленные нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах.
Проведенной, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой в мае 2022 года установлено, что в нарушение указанных норм федерального законодательства МУП «ПТО ЖКХ» допущен сброс сточных вод в реку Ока через очистные сооружения по адресу: Московская область, г. Ступино, дер. Левая Пойма допущены превышения НДС по аммоний иону, в частности сброшено 2,8 мг/дм3 указанного вещества при НДС не более 0,5 2,8 мг/дм3
С целью устранения допущенных нарушений закона 25.05.2022 межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области внесено представление, однако действенных мер к полному устранению допущенных нарушений закона муниципальным предприятием не принято.
В частности, по информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 11.04.2023 № 01-12/0440 МУП «ПТО ЖКХ» в 3,4 квартале 2022 года допускались превышения НДС:
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05380/00 по БПКполн., аммоний-иону, фосфатам;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05678/00 по БПКполн., аммоний-иону;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05679/00 по БПКполн., аммоний-иону;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02798/00 по БПКполн., аммоний-иону, фосфатам;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02806/00 по БПКполн., аммоний-иону, фосфатам;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02800/00 по БПКполн., аммоний-иону;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05552/00 по БПКполн., взвешенным
веществам, аммоний-иону, фосфатам;
по решению о предоставлении водного объекта в пользование
№ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05818/00 по БПКполн., фосфатам, железу.
Превышения нормативов допущены также и в 1 квартале 2023 года, в частности, согласно информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29.05.2023 № 01-12/2441/1 МУП «ПТО ЖКХ» допущены превышения НСД при сбросе сточных вод:
в реку Лопасня по решению о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05678/00 по БПКполн. - 7,805 при НДС не более 2,793, аммоний-иону - 52 при НДС не более 0,5; по нитрит- аниону - 3,75 при НДС не более 0,08; по фосфатам - 12 при НДС не более 0,2; по железу- 1,4 при НДС не более 0,1;
в реку Каширка по решению о предоставлении водного объекта в пользование ЛЬ 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02798/00 по БПКполн.. - 7,669 при НДС не более 2,66, аммоний-иону - 8 при НДС не более 0,5, фосфатам; по нитрит-аниону - 2,5 при НДС не более 0,08; по фосфатам - 5 при НДС не более 0,2;
в ручей Гремячий, являющийся притоком реки Ситня по решению о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2015-02806/00 по БПКполн. - 8,91 при НДС не более 2,66, аммоний-иону - 8 при НДС не более 0,5; по нитрит-аниону - 1,125 при НДС не более 0,08; по фосфатам - 1,5 при НДС не более 0,3;
в реку Каширка по решению о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02800/00 по БПКполн. - 7,857 при НДС не более 2,66, аммоний-иону - 7,6 при НДС не более 0,5; по нитрит- аниону - 2,5 при НДС не более 0,08; по фосфатам - 4 при НДС не более 0,2; по железу- 1,9 при НДС не более 0,1;
в реку Ока по решению о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2019-05818/00 по БПКполн. - 7,267 при НДС не более 3, аммоний-иону 5,2 при НДС не более 0,5; по нитрит-аниону - 2, 5 при НДС не более 0,08; по фосфатам - 2 при НДС не более 0,2;
Превышения НДС допущены муниципальным предприятием и во 2 квартале 2023 года при осуществлении водопользования на:
-реке Лоиасня по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05678/00 через очистные сооружения д. Хатунь Ступинского городского округа по БПК5, аммоний-иону, фосфатам;
-реке Сосенка по решению от 05.11.2019 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2019-05679/00 через очистные сооружения д. Ивановское Ступинского городского округа по взвешенным веществам, БПК5, аммоний-иону;
-ручье Гремячий, являющегося притоком реки Ситня по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2015-02806/00 через очистные сооружения д. Жилево Ступинского городского округа - по БПК5, аммоний-иону, нитрит-иону, фосфатам;
-реке Каширка по решению от 10.11.2015 № 50-09.01.01.009-Р-РСБХ-С- 2015-02800/00 через очистные сооружения д. Старая Ситня - по аммоний-иону, нитрит-иону, фосфатам;
-реке Каширка на основании решения от 10.11.2015 № 50.09.01.01.009-Р- РСБХ-С-2015-02798/00 через очистные сооружения в д. Шугарово Ступинского городского округа по БПК5, аммоний-иону, нитрит-иону;
-реке Кремница (Кремиченка) на основании решения от 27.01.2020 № 50- 09.01.01.009-Р-РСБХ-С-2020-05818/00 через городские очистные сооружения (очистные сооружения г. Ступино) - по БПК5, аммоний-иону, нитрит-иону.
Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды - водному объекту, водным биологическим ресурсам.
Ответственность за надлежащую эксплуатацию муниципальных очистных сооружений также возложена на администрацию городского округа Ступино Московской области в силу пунктов 5, 8 части 1 статьи 36 Устава городского округа Ступино Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Ступино МО от 30.10.2017 № 45/4 (редакции от 17.02.2023) (далее - Устав), согласно которым на указанный орган местного самоуправления возложены полномочия по выполнению функций и полномочий учредителя муниципальных предприятий и учреждений, управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Ступино Московской области. Помимо этого, положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника имущества возложено бремя его надлежащего содержания.
Кроме того, согласно статье 20 Федерального закона от 14.11.2022 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного муниципального предприятия наделен организационно-распорядительными функциями как по отношению к имуществу такого предприятия, так и, в том числе уполномочен на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 14.11.2022 № 161-ФЗ контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, выполняющим полномочия собственника, то есть администрацией, городского округа Ступино Московской области.
Также ответственность по обеспечению процесса надлежащей эксплуатации очистных сооружений возложена на администрацию городского округа Ступино Московской области нормами публично-правового характера, в частности пунктов 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 4, 15 части 1 и пункта 4 части 1 статьи 36 Устава, исходя из которых на администрацию городского округа Ступино Московской области возложены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Ступино Московской области, а также организации в границах городского округа водоотведения.
Наличие у МУП «ГГГО ЖКХ» превышений ПДК при сбросе сточных вод в водные объекты в течение продолжительного времени (3, 4 кварталы 2022 года, 1, 2 кварталы 2023 года) свидетельствует о недостаточном контроле за деятельностью указанного предприятия со стороны учредителя и непринятии достаточных мер к организации водоотведения на территории городского округа Ступино Московской области.
Учитывая длительное негативное воздействие на водный объект в результате ненадлежащей работы очистных сооружений, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации истощение вод - это постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
К созданию угрозы истощения вод, могут привести действия, меняющие в негативную сторону не только их количественные, но и качественные характеристики. Действиями, которые создают такую угрозу, может быть сброс сточных вод с превышением нормативов допустимых сбросов, нарушающих естественный баланс водного объекта.
Ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198, 233-238 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области, Администрация городского округа Ступино Московской области о возложении обязанностей по проведению мероприятий удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Производственно-техническое объединение Жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино Московской области, администрацию городского округа Ступино Московской области (ИНН 5045062359, ОГРН 1175022008248) провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых в реки Лопасня, Сосенка, Каширка, Кремница (Кремиченка), а также ручей Гремячий, являющийся притоком реки Ситня через городские очистные (очистные сооружения г. Ступино), а также очистные сооружения д. Старая Ситня; д. Жилево; д. Шугарово; д. Ивановское; д. Хатунь, до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.
Федеральный судья О.М.Майборода