Дело № 2-1562/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Мелеуз 12 октября 2022 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Аверьяновой Е.В.
при секретаре судебного заседания Пашинской М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дильмухаметовой ... к Дильмухаметовой ..., Калимгулову ..., Калимгулову ... о признании прекратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Дильмухаметова С.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.
В вышеуказанном жилом доме зарегистрированы ответчики, которые должны были снять с регистрационного учета в 2017 году.
Ответчики в жилом доме не проживает, коммунальные услуги не оплачивают.
У ответчиков имеется другое жилье для проживания, где они в настоящее время и проживают.
Просит признать Дильмухаметову С.А., Калимгулова И.М., Калимгулова Ф.М. прекратившими право пользования указанным жилым помещением и снять их с регистрационного учета по адресу: <адрес обезличен>.
В судебное заседание истец Дильмухаметова С.Ш. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования о признании Калимгулова И.М., Калимгулова Ф.М. прекратившими право пользования жилым помещением поддерживает, просит удовлетворить. От исковых требований к Дильмухаметовой С.А. отказывается в связи с достижением договоренности о временной регистрации ответчика в принадлежащем истцу жилом помещении.
Ответчики Дильмухаметова С.А., Калимгулов И.М., Калимгулов Ф.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Аналогичные правомочия собственника по реализации права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением предусмотрены частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Из материалов дела следует, что истцу Дильмухаметовой С.Ш. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 38,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 ноября 2014 г.
Согласно справке администрации сельского поселения Абитовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ от 12 октября 2022 г. <№> и сведениям, содержащимся в домовой книге, в указанном жалом помещении зарегистрированы: истец ..., а также с 01 августа 2000 г. ответчики Калимгулов И.М., Калимгулов Ф.М., Дильмухаметова С.А. имеет временную регистрацию по указанному адресу с 27 сентября 2022 г. по 27 сентября 2023 г.
От исковых требований к ответчику Дильмухаметовой С.А. истец отказалась. Определением суда от 12 октября 2022 г. производство по делу в этой части прекращено.
Из письменных пояснений ФИО1, ФИО2 следует, что в принадлежащем Дильмухаметовой С.Ш. жилом доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, Дильмухаметова С.А., Калимгулов И.М., Калимгулов Ф.М. не проживают.
При этом, как усматривается из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 15 сентября 2022 г., Калимгулову Ф.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. В собстенности Калимгулова И.М. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.
Данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом, факт регистрации сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав, в частности, не может служить основанием приобретения права на жилое помещение, не свидетельствует о фактическом вселении и вселении с целью постоянного проживания в качестве члена семьи.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указывает, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами республик в составе РФ.
Следовательно, регистрация по месту жительства не влечет правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина.
Более того, регистрация является надлежащей также только после совершения юридически значимых действий, связанных с прибытием лица к месту жительства и проживанием в жилом помещении.
Принимая во внимание, что ответчики Калимгулов И.М., Калимгулов Ф.М. по месту регистрации длительное время не проживают, собственником спорного жилого помещения не являются, членом семьи собственника жилого также помещения не являются, бремя расходов по содержанию жилого помещения не несут, совместного хозяйства с истцом не ведут, суд приходит к выводу о том, что, право ответчиков пользования спорным жилым помещением подлежит прекращению.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из вышеприведенных норм закона, исковые требования Дильмухаметовой С.Ш. о признании Калимгулова И.М., Калимгулова Ф.М. прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дильмухаметовой ... к Калимгулову ..., Калимгулову ... о признании прекратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Калимгулова ..., Калимгулова ... прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>.
Настоящее решение суда считать основанием для снятия Калимгулова ..., Калимгулова ... с регистрационного учета по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья Е.В. Аверьянова
...
...