Судья Рублева Н.В.
Дело № 33-8538/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Лобанова В.В., Хасановой В.С.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 20 августа 2018 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14мая 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю устранить все нарушения и оборудовать все камеры здания ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения й сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста РФ №279 от 04.09.2006 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста РФ № 130-дсп от 02.06.2003 "Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ", СанПиНа 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», ГОСТа 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», согласно Протоколу (Акту) санитарно-эпидемиологического обследования филиала «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018,
обязать Федеральную службу исполнения наказания и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение всех помещений (камер) здания ПКТ, ШИЗО, ОСУ ОН ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста РФ № 279 от 04.09.2006 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста РФ № 130-дсп от 02.06.2003 "Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ", СанПиНа 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», ГОСТа 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», согласно Протоколу (Акту) санитарно-эпидемиологического обследования филиала «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018,
обязать Федеральную службу исполнения наказания и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю организовать процесс, профинансировать и выполнить передачу имущества, используемого ИК-6 ФКУ ОИК-2 (в том числе здание ШИЗО, ПКТ, ОСУ ОН), с баланса ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на баланс ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю,
срок исполнения решения установить восемнадцать месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителей ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю МироновойТ.В., представителя прокуратуры Пермского края КоролевойМ.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
19 апреля 2018 года прокурор Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Прокуратуры Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчикам Федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее по тексту – ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России), просил:
- возложить обязанность на ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю устранить все нарушения и оборудовать все камеры здания ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения й сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста России №279 от 04.09.2006 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста России №130-дсп от 02.06.2003 "Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ", СанПиНа 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», ГОСТа 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», согласно Протоколу (Акту) санитарно-эпидемиологического обследования филиала Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018,
- возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказания и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение всех помещений (камер) здания ПКТ, ШИЗО, ОСУ ОН ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста России № 279 от 04.09.2006 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста России № 130-дсп от 02.06.2003 "Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ", СанПиНа 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», ГОСТа 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», согласно Протоколу (Акту) санитарно-эпидемиологического обследования филиала Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018,
- возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказания и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю организовать процесс, профинансировать и выполнить передачу имущества, используемого ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю (в том числе здание ШИЗО, ПКТ, ОСУОН), с баланса ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на баланс ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю,
- установить срок исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.
В обоснование иска указано, что ответчики в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них
обязанностями должны принять необходимые меры по обеспечению коммунально-бытовых условий для осуждённых, содержащихся в помещениях камерного типа, штрафных изоляторах и отряда особых условий отбывания наказания в исправительной колонии № 6 по адресу: Пермский край, Соликамский район, пос. Сим, ул. Центральная, 6, - в соответствии с установленными законом и подзаконными нормативными актами нормативами.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФСИН России просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска, считает, что неправильно применены нормы материального права, применён закон, не подлежащий применению, что привело к принятию неправильного решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить в части возложения обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение объектов ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, отказать в удовлетворении иска в этой части, считает, что неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда.
Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб ответчиков, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно них, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом о федеральном казённом учреждении «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», утверждённом Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № 278 от 11.05.2011.
Согласно приказу ФСИН России от 12 сентября 2016 года № 726 «О внесении изменения в Устав федерального казённого учреждения «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», общие положения Устава дополнены пунктом 1.7.5: исправительная колония № 6 с местом нахождения: Российская Федерация, 618000, Пермский край Соликамский район, п. Сим, вошла в состав ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
В ходе проведённой Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях 1 февраля 2018 года проверки в помещениях здания ПКТ, ШИЗО, ОСУ ОН ИК-6 были выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего материально-бытовые условия содержания осуждённых, такие как:
температура воздуха в коридорах не соответствует требованиям таблицы № 1 ГОСТ 30494-2011 вследствие износа системы отопления, оконных рам, кровли здания, наличия щелей на стыке стен и потолка в помывочном отделении ШИЗО,
в нарушение п. 14.55 Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ» оконные рамы изношены, имеются дефекты конструкции стен в местах соединения с оконными рамами, вследствие чего в камеры проникает холодный воздух,
на потолке имеются следы протекания кровли в нарушение п. 16.15 Приказа Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсп,
камеры оборудованы вентиляцией с естественным побуждением (через форточки), отсутствует приточная вентиляция с механическим побуждением, что является нарушением требований п. 20.17 Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп,
камеры оборудованы искусственным (лампы накаливания) и естественным освещением (окна размером 0,9x0,6, оборудованные форточкой), светильники не оборудованы металлическими решётками, отсутствует дежурное освещение в нарушение п. 15.26 Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп,
в помывочном отделении при ШИЗО, в нарушение п. 3.1 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», п.п. 16.14, 16.15 Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, имеются дефекты плитки пола и стен, установлено наличие щелей на стыке стен и потолка,
в связи с отсутствием вытяжной механической вентиляции в помывочном отделении образуется конденсат в нарушение п. 20.16 Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, п.п. 2.4, 2.5 СанПиН 2.1.2.3150-13,
помывочное отделение не оборудовано термометрами для измерения температуры воздуха в нарушение п. 3.8 СанПиН 2.1.2.3150-13,
в помещениях здания ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 продолжался косметический ремонт, в силу чего указанные помещения в целом не соответствовали требованиям приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512, а в помещениях камер отряда ОСУ ОН отсутствовало половое покрытие,
вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства Российской Федерации допущены администрацией ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, что подтверждается Протоколом (Актом) санитарно-эпидемиологического обследования филиала Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018.
По результатам проведённой проверки по факту нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего нормальные материально-бытовые условия содержания осуждённых, в адрес начальника ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление прокурора от 01.03.2018.
Из ответа начальника ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 13.04.2018 следует, что указанные в представлении нарушения имеют место быть, для устранения данных нарушений в ИК-6 необходимо выделение средств из федерального бюджета.
Кроме того, в настоящее время здание ПКТ, ШИЗО, ОСУ ОН находится в процессе передачи с баланса ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на баланс ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. Собран пакет документов на передачу имущества, используемого ИК-6 (в том числе здание ПКТ, ШИЗО, ОСУ ОН), с баланса ФКУ КП-7 на баланс ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и направлен в ГУФСИН России по Пермскому краю 19.02.2018. Документы находятся на рассмотрении в ГУФСИН России по Пермскому краю.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об основах правового положения осуждённых, материально-бытовом обеспечении осуждённых к лишению свободы, статьи 13 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" об обязанностях учреждений, исполняющих наказания, подпунктов 3, 6 пункта 3, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, об основных задачах ФСИН России, осуществлении функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации о бюджетных полномочиях главного распорядителя бюджетных средств, сделал обоснованные выводы о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Делая такие выводы, суд правильно исходил из того, что ответчики, являясь государственными органами (ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю) и федеральным казённым учреждением (ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по эксплуатации здания ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 нарушений законов, предусматривающих коммунально-бытовые условия для проживания осуждённых, которые были выявлены Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе плановой проверки 01.02.20018 и подтверждены Протоколом (Актом) санитарно-эпидемиологического обследования филиала Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 16.02.2018, доказательства устранения выявленных нарушений ответчиками не представлено,
в силу статьи 206 ГПК Российской Федерации срок исполнения судебного акта следует определить 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с учётом объёма возложенных на ответчиков обязанностей, установленной законом процедуры их выполнения.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводами апелляционных жалоб ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю эти выводы не опровергнуты.
Судом установлено, что помещения ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не отвечают установленным требованиям обеспечения коммунально-бытовых условий отбывания наказания осуждёнными в местах лишения свободы, что не оспаривается ответчиками.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ФСИН России о том, что:
- отсутствуют основания для возложения обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России в части обеспечения финансирования для устранения указанных в решении суда нарушений, так как лимиты бюджетного финансирования доводятся до получателей в начале финансового года, необходимо правовое основание и конкретный размер потребности для запроса дополнительного финансирования по соответствующей статье,
- порядок, целевое назначение освоения выделенных бюджетных средств требует необходимых значительных временных затрат, решение суда должно быть исполнимым, нереально исполнить решение суда в установленный срок,
и доводы апелляционной жалобы ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что возложение обязанности по обеспечению финансирования на ГУФСИН России по Пермскому краю не основано на нормах права, действующее законодательство не содержит обязанности территориального органа по организации финансового обеспечения подведомственных учреждений, -
подлежат отклонению как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального и процессуального права.
Положениями подпунктов 3, 6 пункта 3, подпунктов 2, 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, об основных задачах ФСИН России, пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации о бюджетных полномочиях главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено, что ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Онеобходимости приведения помещений ПКТ, ШИЗО, ОСУОН ИК-6 в нормативное состояние в части коммунально-бытовых условий отбывания осуждёнными наказания в виде лишения свободы ответчикам известно в течение длительного времени, в апелляционной жалобе не указан срок, в течение которого ответчики намерены исполнить требования закона, поэтому решение суда подлежит исполнению в течение 18 месяцев с даты вступления его в законную силу.
Не являются основанием для отмены или изменения решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика ФСИН России о том, что ФСИН России согласовало передачу имущества с баланса ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в том числе здание ШИЗО, ПКТ, ОСУОН, письмом от 24 апреля 2018 года, ГУФСИН России по Пермскому краю направило ФСИН России согласование о передаче объектов недвижимого имущества в ФКУ КП-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с указанием внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества, -
поскольку не представлено доказательств того, что такие изменения внесены в реестр федерального имущества до даты принятия решения суда.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционные жалобы не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 14мая 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи