3а-414/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2021 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретаре Комаровой О.И.,
с участием прокурора Борисовой М.А.,
представителя административного истца Нигматуллина Т.Р.,
представителя Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области Кобелевой Е.В.,
представителя министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Макаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соленые озера» о признании недействующими пункты 33 и 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера»,
установил:
ООО «Соленые озера» обратились в Оренбургский областной суд с иском, указав, что Правительство Оренбургской области постановлением от 28 декабря 2011 г. №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера» наделило местность, расположенную в границах Соль-Илецкого района, статусом курорта местного значения «Соленые озера» (далее - КМЗ «Соленые озера») и утвердило Порядок использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера» (далее - Порядок).
Административный истец является арендатором и резидентом земельных участков курорта местного значения «Соленые озера».
В соответствии с пунктом 32 Порядка использования курорта резиденты КМЗ «Соленые озера» имеют право взимать с посетителей КМЗ «Соленые озера» плату за использование инфраструктуры курорта.
В пункте 33 Порядка использования курорта закреплено, что плата за использование инфраструктуры и территории курорта может устанавливаться резидентом КМЗ «Соленые озера» в пределах норм, утверждаемых Правительством Оренбургской области на основании предложений муниципального образования Соль-Илецкий район.
По пункту 34 Порядка Правительство Оренбургской области до принятия федеральных расценок вправе самостоятельно определять размер платы, взимаемой с посетителей, за пользование территориями курортов местного значения.
Полагают, что указанные пункты 33 и 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера» подлежат признанию недействующими.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения Порядка противоречат Конституции, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Самостоятельное установление Правительством Оренбургской области сферы регулирования тарифов противоречит конституционному разграничению предмета ведения Федерации и субъектов Федерации.
В пункте 31 Порядка использования курорта Правительство Оренбургской области уже установило, что плата за использование территории КМЗ «Соленые озера» определяется для резидентов КМЗ «Соленые озера» в пределах 10 процентов от фактически полученной выручки по статье доходов «Плата за пользование инфраструктуры КМЗ «Соленые озера» (пункт 31 Порядка использования курорта).
Дополнительное регулирование тарифов за посещения не соответствует федеральному законодательству и лишает административного истца свободы в определении условий договора.
Учитывая, что противоречащие федеральному законодательству положения пунктов 33 и 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п нарушают принципы верховенства федерального закона, просили признать недействующим со дня их принятия положения пунктов 33 и 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера».
Определением судьи Оренбургского областного суда от 24 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области
Определением судьи Оренбургского областного суда от 13 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Губернатор Оренбургской области Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца Нигматуллин Т.Р. требования административного искового заявления поддержал по основаниям, приведенным в иске.
Представитель Правительства Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области Кобелева Е.В. возражала против удовлетворения иска, полагала, что оспариваемые административным истцом пункты нормативного акта приняты Правительством в пределах предоставленных полномочий. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Макарова О.А. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Представители заинтересованных лиц Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, администрации муниципальное образование Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области поступили письменные возражения на исковое заявление.
Прокурор Борисова М.А. полагала, что оспариваемые положения Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера» не противоречат действующему законодательству.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правоотношения в области владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 22 февраля 1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Федеральный закон от 22 февраля 1995 года № 26-ФЗ), Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ ценовой политики относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. «в» и «д» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера» лечебно-оздоровительная местность местного значения на территории озера Развал (кадастровый паспорт земельного участка от 4 февраля 2010 года № 5647/201/10-0559) и озера Тузлучное (кадастровый паспорт земельного участка от 4 февраля 2010 года № 5647/201/10-0558), расположенных в границах муниципального образования Соль-Илецкий район, признана курортом местного значения «Соленые озера», утвержден Порядок использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера».
Постановление Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года № 1260-п опубликовано в газете «Оренбуржье», № 5, 12 января 2012 года.
Порядок использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера» определяет особенности использования и охраны курорта местного значения, расположенного на территории озер Развал и Тузлучное, в границах муниципального образования Соль-Илецкий район.
Пунктом 13 указанного Порядка установлено, что пользование территорией КМЗ «Соленые озера» является платным.
Пунктом 30-31 Порядка установлено, что плата за использование территории КМЗ «Соленые озера» производится в денежной форме юридическими и (или) физическими лицами, использующими на соответствующих видах права земельные участки в границах курорта и осуществляющими на этих земельных участках предпринимательскую деятельность (далее - резиденты КМЗ «Соленые озера»), а также посетителями КМЗ «Соленые озера».
Плата за использование территории КМЗ «Соленые озера» определяется для резидентов КМЗ «Соленые озера» в пределах 10 процентов от фактически полученной выручки по статье доходов «Плата за использование инфраструктуры КМЗ «Соленые озера».
В соответствии с пунктом 32 Порядка использования курорта резиденты КМЗ «Соленые озера» имеют право взимать с посетителей КМЗ «Соленые озера» плату за использование инфраструктуры курорта.
В пункте 33 Порядка использования курорта закреплено, что плата за использование инфраструктуры и территории курорта может устанавливаться резидентом КМЗ «Соленые озера» в пределах норм, утверждаемых Правительством Оренбургской области на основании предложений муниципального образования Соль-Илецкий район.
Согласно пункту 34 Порядка Правительство Оренбургской области до принятия федеральных расценок вправе самостоятельно определять размер платы, взимаемой с посетителей, за пользование территориями курортов местного значения.
Постановлением Правительства Оренбургской области №323-п от 12 апреля 2012 года утверждены предельные размеры платы за использование инфраструктуры и территории курорта местного значения «Соленые озера».
Судом установлено, что административный истец ООО «Соленые озера» является арендатором и резидентом КМЗ «Соленые озера».
В обоснование своей позиции, административный истец в исковом заявлении ссылаясь на пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункт 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указал, что самостоятельное установление Правительством Оренбургской области сферы регулирования тарифов противоречит конституционному разграничению предмета ведения Федерации и субъектов Федерации.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализируя положения пунктов 33, 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера», суд приходит к выводу, что оснований для признания указанных положений недействующими не имеется.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории – участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ устанавливает специальное правовое регулирование отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации
Согласно преамбуле Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
В статье 1 указанного закона определены понятия:
- курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
- курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьи 5 указанного закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в регулируемой сфере предусмотрена возможность установления законодательством субъекта Российской Федерации норм платы за пользование курортом местного значения.
Принимая во внимание отсутствие федерального регулирования вопроса установления норм платы за пользование курортом местного значения, а также то, что установление предельных размеров платы за пользование курортами местного значения не относится к полномочиям, установленным пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ и не является дополнительным регулированием тарифов за посещение курорта, Правительство Оренбургской области вправе было принять оспариваемые положения Порядка.
Согласно пункту 3 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1260-п, КМЗ «Соленые озера» предназначен для отдыха и лечения граждан Российской Федерации и иностранных граждан с использованием природных лечебных ресурсов, которыми этот курорт располагает.
Таким образом, оспариваемые административным истцом нормы направлены на соблюдение интересов неопределенного круга лиц и призваны не допускать установление юридическими и (или) физическими лицами, использующими на соответствующих видах права земельные участки в границах курорта и осуществляющими на этих земельных участках предпринимательскую деятельность (резидентами КМЗ «Соленые озера»), необоснованно высокой платы с посетителей за пользование территорией курорта.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным органом в пределах предоставленных полномочий, нарушения порядка принятия нормативного правового акта не установлено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы административного истца о том, что министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области и Правительство Оренбургской области фактически признают заявленные требования, о чем свидетельствуют письма Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области №11/385 от 18 марта 2021 года и Правительства Оренбургской области №04/96-1111 от 26 марта 2021 г. с предложением о заключении соглашения по вопросу, в том числе об исключении пунктов 33 и 34 оспариваемого Порядка, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные письма не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Соленые озера» о признании недействующими пункты 33 и 34 Порядка использования и охраны курорта местного значения «Соленые озера», утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 №1260-п «О курорте местного значения «Соленые озера» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
Мотивированное решение составлено 6 мая 2021 года.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина