Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 22 марта 2018 года
Судья Тосненского городского суда <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Транс-Балт» (ООО «Транс-Балт») ФИО1 на постановление ведущего специалиста Юго-Западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора <адрес> по охране окружающей среды №/Д от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением ведущего специалиста Юго-Западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора <адрес> по охране окружающей среды №/Д от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транс-Балт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 175000 (ста семидесяти пяти тысяч) рублей.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту в результате проведенного в отношении ООО «Транс-Балт» административного расследования установлено, что ООО «Транс-Балт», основным видом деятельности которого является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, осуществляющее деятельность на производственной площадке по адресу: <адрес>, ш.Барыбина, <адрес>, и при осуществлении хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности, что подтверждается данными учета отходов, переданных от ООО «Транс-Балт» за 1-4 кварталы 2016г., актами № от 19.07.2016г., № от 15.07.2016г. приема-передачи размещения (захоронения) отходов на полигон ТБО, справками-сверками № от 24.10.2016г., № от 11.01.2017г. размещения (захоронения) отходов на полигон ТБО, отчетом об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов ООО «Транс-Балт» за 2016г., в нарушение ст.ст. 22, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляет деятельность, при которой образовываются отходы производства и потребления, без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В жалобе генерального директора ООО «Транс-Балт» ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления. В обоснование жалобы указывается о нарушении в отношении ООО «Транс-Балт» порядка привлечения к административной ответственности, что выразилось в том, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела. Кроме того, указывается, что при наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств обществу в рамках санкции ст.8.2 КоАП РФ назначено чрезмерно строгое наказание.
Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие законного представителя ООО «Транс-Балт» - генерального директора ФИО1, поскольку о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник ООО «Транс-Балт» ФИО2 жалобу и дополнения к ней поддержал. Пояснил, что ООО «Транс-Балт», ошибочно относя себя к субъектам малого и среднего предпринимательства, не утверждало нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, не разрабатывало ПНООЛР, указанных документов не имеет, а направило в <адрес> по организации и контролю деятельности по обращению с отходами представлен отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов ООО «Транс-Балт» за 2016г. как от субъекта малого и среднего предпринимательства. Также пояснил, что ООО «Транс-Балт» является частью холдинговой транспортной компании ООО «Питеравто», поэтому ответ на электронное письмо из Комитета государственного экологического надзора, направленное в ООО «Транс-Балт», поступил из канцелярии «Питеравто».
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении. Показала, что ООО «Транс-Балт», при осуществлении хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности, не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поэтому в силу требований природоохранного законодательства обязано утверждать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатывать ПНООЛР. Между тем, указанные требования обществом не выполнены, вместо этого Тосненским филиалом общества в <адрес> по организации и контролю деятельности по обращению с отходами представлен отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов ООО «Транс-Балт» за 2016г. как от субъекта малого и среднего предпринимательства. Поскольку указанный отчет представлен с нарушением срока, данные об этом были переданы в Комитет государственного экологического надзора, где выяснилось, что общество не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, следовательно, обязано не представлять названный отчет, а иметь разработанный ПНООЛР, утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Учитывая, что обществом представлен отчет, следовательно, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не утверждены, ПНООЛР не разработан. В ходе проведенного по делу административного расследования отсутствие у ООО «Транс-Балт» разработанного ПНООЛР, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтвердилось. О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ООО «Транс-Балт» было известно, в рамках административного расследования у общества были истребованы необходимые документы, по ходатайству генерального директора срок представления документов был продлен. О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренных ст.8.46, ст.8.2 КоАП РФ, ООО «Транс-Балт» было уведомлено посредством электронной почты на электронный адрес ООО «Транс-Балт», указанный на фирменном бланке общества, на котором генеральный директор ООО «Транс-Балт» направил в Комитет ходатайство. Направив извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по указанному электронному адресу, она, позвонив по телефону общества, указанному на том же бланке, убедилась в получении извещения. Кроме того, в ответ на извещение ей также по электронной почте от специалиста по документообороту канцелярии поступило сообщение о том, что ее письмам присвоены номера 616, 617 от 27.11.2017г. Учитывая, что на составление протокола об административном правонарушении в указанное время законный представитель ООО «Транс-Балт» не явился, ходатайств не поступало, протокол был составлен в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении была направлена по месту нахождения общества заказным почтовым отправлением. О времени и месте рассмотрения дела ООО «Транс-Балт» было извещено посредством направления по месту нахождения общества заказного почтового отправления с определением о назначении времени и места рассмотрения дела. Из возвращенного в Комитет уведомления видно, что определение получено ДД.ММ.ГГГГ. Дело было также рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Транс-Балт», не явившегося на рассмотрение дела, не заявлявшего ходатайств об отложении рассмотрении дела. При рассмотрении дела не было установлено ни отягчающих, ни смягчающих административную ответственность обстоятельств, с учетом характера правонарушения обществу назначено наказание в рамках санкции ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Транс-Балт» ФИО2, государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.В соответствии с требованиями, установленными ст. 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Проверка законности и обоснованности постановления ведущего специалиста Юго-Западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора <адрес> по охране окружающей среды №/Д от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что выводы должностного лица Комитета государственного экологического надзора <адрес> о нарушении ООО «Транс-Балт» требований экологического и административного законодательства основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, и оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
По делу установлено, что ООО «Транс-Балт», осуществляет хозяйственную деятельность, при которой образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные обстоятельства подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования №/Д от 05.102017г., протоколом об административном правонарушении №/Д от 29.11.2017г., данными учета отходов, переданных от ООО «Транс-Балт» за 1-4 кварталы 2016г., актами № от 19.07.2016г., № от 15.07.2016г. приема-передачи размещения (захоронения) отходов на полигон ТБО, справками-сверками № от 24.10.2016г., № от 11.01.2017г. размещения (захоронения) отходов на полигон ТБО, отчетом об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов ООО «Транс-Балт» за 2016г., направленным в <адрес> по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, другими доказательствами.
Действия ООО «Транс-Балт», осуществляющего хозяйственную деятельность, при которой образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения ООО «Транс-Балт» к административной ответственности, противоречат материалам дела, являются несостоятельными.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 29.11.2017г. законный представитель ООО «Транс-Балт» был уведомлен посредством направления 27.11.2017г. соответствующего уведомления по электронной почте на электронный адрес ООО «Транс-Балт» info@transbalt-tk.ru (л.д.51, 222), указанный на официальном бланке общества, на котором генеральный директор ООО «Транс-Балт» осуществлял переписку с Комитетом государственного экологического надзора <адрес> (л.д. 45, 46).
Учитывая, что в ответ на данное уведомление должностным лицом Комитета государственного экологического надзора <адрес> также на электронный адрес было получено сообщение от специалиста по документообороту канцелярии о том, что письмам присвоены номера 616, 617 от 27.11.2017г., на письме указан номер телефона ООО «Транс-Балт» тел/факс (812) 677-66-24/32, также указанный на официальном бланке общества (л.д.223), следует признать, что у административного органа имелись достоверные доказательства извещения ООО «Транс-Балт» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законный представитель ООО «Транс-Балт» ДД.ММ.ГГГГ на составление протокола об административном правонарушении не явился, не ходатайствовал об отложении его составления, протокол правомерно, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, составлен в его отсутствие.
Также из материалов дела следует, что о времени и месте рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транс-Балт» было уведомлено заказными почтовыми отправлениями, направленными по месту нахождения общества и по месту фактического осуществления деятельности (л.д.57). Указанные заказные почтовые отправления получены ООО «Транс-Балт» 12 декабря и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.135, 136).
При таких обстоятельствах, учитывая, что законный представитель ООО «Транс-Балт» ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, дело правомерно, в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, рассмотрено в его отсутствие.
Нельзя признать состоятельным и довод жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку сроки, установленные ст.28.5 КоАП РФ, не являются пресекательными. В данном случае, протокол об административном правонарушении составлен по окончании проведенного по делу административного расследования, что не противоречит ч.3 ст.28.5, ст.28.7 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального и материального права, позволяющих рассматривать постановление ведущего специалиста Юго-Западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора <адрес> по охране окружающей среды №/Д от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, при назначении ООО «Транс-Балт» административного наказания должностным лицом Комитета государственного экологического надзора <адрес> не в полной мере учтены требования ст. 4.1-4.3 КоАП РФ. Так, при отсутствии отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, при санкции ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание в виде административного штрафа юридическому лицу в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, ООО «Транс-Балт» назначен чрезмерно строгий штраф - в размере 175000 рублей, что не отвечает целям привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о необходимости изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания путем снижения назначенного ООО «Транс-Балт» административного наказания в виде административного штрафа до минимального размера, установленного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление ведущего специалиста Юго-Западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора <адрес> по охране окружающей среды №/Д от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транс-Балт», изменить в части назначенного наказания. Назначить ООО «Транс-Балт» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Транс-Балт» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО4