Дело № 2-278/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2017 года п.Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мазовой О.В.,
при секретаре Лесниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонасенковой Натальи Ивановны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, войсковой части 41495, Отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение Государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Афонасенкова Н.И. обратилась в суд с данным иском, ссылаясь на то, что на основании ордера №1779 от 28.01.1986г., выданного КЭЧ Брянского района Московского военного округа, она проживает по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии в/ч 21350-3 от 2010 года она признана участником подпрограммы ГЖС по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» пп. «б» п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При обращении за информацией о получении ГЖС ей было разъяснено, что списки направлены в вышестоящие органы и ГЖС оформляется только на военнослужащих, подлежащих увольнению, а лицам, подлежащим отселению выдаваться не будут в связи с тем, что в настоящее время военный городок п. Сеща является открытым. Истец полагает, что ее право на получение ГЖС возникло ввиду проживания в закрытом военном городке п. Сеща и его открытие впоследствии не может влиять на исполнение государством своих обязательств. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, отмена для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством, несовместимо с положениями Конституции РФ. В связи с чем просит суд признать за ней право на получение ГЖС в 2017 году, обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ сформировать сводный список граждан-получателей сертификатов по Министерству обороны РФ в 2017 году, включив в него истца, оформить в отношении нее ГЖС на Московскую область, который выдать в установленном законом порядке.
От истца Афонасенковой Н.И. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Пыркин С.А. в суде поддержал исковые требования, суду пояснил, что Афонасенкова Н.И. с 2010 года стоит в списках граждан на отселение из закрытого военного городка до настоящего времени. Однако в связи с открытием военного городка в 2011 году ей не предоставляют ГЖС, что нарушает ее права, так как на момент подачи заявления и постановки на учет она имела данное право.
От представителя соответчика – Министерства обороны РФ представлены возражения, в которых просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель соответчика – Департамента жилищного обеспечения МО РФ в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
От представителя соответчика – войсковой части 41495 представлено в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, полагаясь на усмотрение суда, указав, что в настоящее время военный городок п.Сеща не входит в число закрытых военных городков, в связи с чем отселение граждан с территории военного городка не предусмотрено.
От представителя соответчика – Отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
От представителя третьего лица – ООО «Главное управление жилищным фондом» Обособленное управление «Тверской» представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, полагаясь на усмотрение суда.
От представителя третьего лица – ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ представлены возражения на исковое заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
От представителя третьего лица – ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ представлены возражения, в которых просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать.
От представителя третьего лица – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представлены возражения, в которых просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее ГЖС).
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» (в редакции от 9 июля 2007 года) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
По поручению Президента Российской Федерации от 02.11.1997г. №Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 года принято Постановление №71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента Российской Федерации от 28.01.1998г. №102 «О президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» Программе придан статус президентской.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. №675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» Постановлением от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (п.1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (п.5).
Действующей в настоящее время редакцией указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (подп. «б» п. 5).
Согласно п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в частности, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подп. «б» п. 5 настоящих Правил.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, в п. 2 определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными Правилами.В соответствии с подп. «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (в ред. Постановления от 28.07.2017г.) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011 № 2050 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В связи с чем основанием, дающим истцу право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка.
Судом установлено, что на основании ордера №1779, выданного 28.01.1986г. КЭЧ Брянского района Московского военного округа, квартира по адресу: <адрес> предоставлена военнослужащему Афонасенкову А.Н. на состав семьи из трех человек, в том числе супруге Афонасенковой Н.И., дочери Афонасенковой Е.А.
Военный городок п.Сеща Дубровского района Брянской области включен в перечень закрытых военных городков Распоряжением Правительства РФ № 752-р от 1 июня 2000 года «Об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности».
11 ноября 2010 года истец изъявила желание стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, обратилась с заявлением (рапортом) к командиру войсковой части 21350-3 п. Сеща Дубровского района Брянской области с просьбой о включении ее в состав кандидатов на участие в программе и выдаче ГЖС для приобретения жилья в Московской области.
Согласно списку Афонасенкова Н.И. является кандидатом на получение ГЖС по войсковой части 21350-3 в 2010 году по категории «В» (состав семьи 1 человек).
Из списка граждан-получателей ГЖС в 2010 году по войсковой части 21350-3 следует, что Афонасенкова Н.И. относится к числу граждан-участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р указанный военный городок исключен из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд.
Из копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, справки филиала «Калужский» ОАО «Славянка» РЭУ №8 следует, что в настоящее время Афонасенкова Н.И. является нанимателем жилой площади по адресу: <адрес> в которой она зарегистрирована и проживает одна.
В соответствии с выпиской из протокола №13 заседания жилищной комиссии в/ч 21350-3 от 14.11.2010 года Афонасенкова Н.И. включена в списки кандидатов для участия в федеральной целевой программе «ГЖС» на 2004-2010 гг. по второй категории. Подлежит отселению из закрытого военного городка №1. Состав семьи 1 человек. Избранное место жительства Московская область.
Однако, как следует из сообщений руководителя Отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Афонасенкова Н.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по состоянию на 26.07.2017 года не является, сам по себе факт проживания граждан на территории закрытого военного городка еще не является достаточным основанием для предоставления выплаты в виде ГЖС, п.Сеща Брянской области не является закрытым военным городком.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истцу не предъявлено.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого.
В связи с чем у Афонасенковой Н.И. отсутствуют правовые основания для отселения из военного городка и право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета.
Вопреки утверждениям представителя истца, в отсутствие правовых оснований для отселения Афонасенковой Н.И. из военного городка не имеет значение дата ее обращения с заявлением на получение ГЖС и включения в список граждан-участников программы по переселению из закрытых военных городков, так как наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами для получения ГЖС, должно иметь место и на момент реализации такого права.
Изменение статуса населенного пункта, в котором проживает истец, свидетельствует об отсутствии необходимости ее переселения, соответственно, условие, при наличии которого у истца возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета в силу действующего законодательства, отсутствует.
Право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам, а, следовательно, в данном случае право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано заявителем лишь до исключения указанного военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Учитывая изложенное, при разрешении настоящего дела суд исходит из того, что основанием, дающим гражданину право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного подп. «б» п.5 Правил условия, не только при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося (включении в программу), но и на момент реализации права.
Согласно Определению КС РФ от 29.09.2015г. подп. «б» п.5 Правил предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка, что обусловлено его особым правовым режимом и определенными ограничениями для этих граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 1462-О). Поскольку Афонасенковой Н.И. отказано в сохранении права на получение социальной выплаты в связи с утратой правовых оснований, необходимых для ее предоставления, то оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая ее конституционные права.
Судом также установлено, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по линии Министерства обороны РФ исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состоит на учете нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Министерстве обороны РФ, не представлено сведений о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма иными компетентными органами.
По иным основаниям предоставления государственного жилищного сертификата требований истцом заявлено не было, при таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Афонасенковой Натальи Ивановны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, войсковой части 41495, Отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение Государственного жилищного сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу О.В. Мазова