Судья: Кузина Н.Н. гр. дело № 33-13618/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2018 года г.о.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Занкиной Е.П.,
Судей – Бочкова Л.Б., Назейкиной Н.А.,
При секретаре – Латыповой Р.Р.,
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муругова А.В. на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Муругова А.В. к Администрации г.о.Самара об изменении категории земельного участка – отказать ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., объяснения представителя Муругова А.В. – Солдатова А.В. в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муругов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о.Самара об изменении категории земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, площадью 11467кв.м., кадастровый №, расположенного по <адрес> Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для дачного строительства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, почтовый <адрес> земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №
С целью получения сведений о принадлежащем ему земельном участке, истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара. В ответе о предоставлении сведений указано, что земельный участок с кадастровым №, расположен в границах городского округа Самара, на территории Куйбышевского района, а также относится к землям населенных пунктов. Также в соответствии с выпиской из ИСОГД г.о.Самара от 04.12.2017г. указанный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажных жилых домов и зоне природных ландшафтов. Таким образом, на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента.
Постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 16.04.2018г. № «О присвоении адреса земельному участку по <адрес>», принято решение о присвоении земельному участку <адрес>.
С целью подготовки межевого плана для размежевания земельного участка истец обратился в ООО «Центр кадастра и права». 22.01.2018г. на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и заявления о государственной регистрации прав с подготовленным межевым планом истец обратился в МФЦ для размежевания земельного участка. Решением Управления Росреестра по Самарской области от 01.02.2018г. осуществление кадастрового учета было приостановлено ввиду отсутствия необходимых сведений в межевом плане.
08.02.2018г. истец обратился с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении откорректированного межевого плана. Однако, на основании уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 13.02.2018г. действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка не возобновлены.
15.02.2018г. истец обратился в Росреестр с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую. Однако, Управлением Росреестра по Самарской области принято решение об отказе во внесении сведений в ЕГРН, со ссылкой на то, что внесение таких изменений возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Ссылаясь на положения ч.1 ст.8 ФЗ № 172 ФЗ от 21.12.2004г. « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», на ст. ст. 209, 304 ГК РФ, истец полагает, что сведения о категории земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, не актуальны, лишают его возможности полноценно реализовать свои права как собственнику земельного участка.
С учетом изложенного, истец просил суд установить категорию земель – земли населенных пунктов, в отношении земельного участка, площадью 11 467 кв.м., кадастровый №, расположенного по <адрес>
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе ответчик Муругов А.В. просит отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что суд неправомерно сослался в решении на необходимость соблюдения Административного регламента Министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги «Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд» утв. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.07.2013г. № 1512. Считает, что в данном случае следует применить порядок предусмотренный главой 2 ФЗ от 21.12.2004г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В суде апелляционной инстанции представитель истца Муругова А.В. – Солдатов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Из материалов дела следует, что Муругов А.В. является собственником земельного участка, кадастровый №, площадью 11467 кв.м.
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для дачного строительства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, почтовый <адрес> земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №
По сведениям Департамента градостроительства г.о.Самара от 18.10.2017г., земельный участок, расположенный по <адрес> расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, расположен в границах г.о.Самара, на территории Куйбышевского внутригородского района, объект относится к землям населенных пунктов (л.д. 10).
В соответствии с выпиской из ИСОГД г.о.Самара от 04.12.2017г. указанный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажных жилых домов и зоне природных ландшафтов (л.д. 12).
Постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара № от 16.04.2018 года земельному участку с кадастровым №, принадлежащему Муругову А.В., был изменен <адрес> земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала № на «<адрес>
С целью подготовки межевого плана для размежевания земельного участка истец обратился в ООО «Центр кадастра и права». 22.01.2018г. на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и заявления о государственной регистрации прав с подготовленным межевым планом истец обратился в МФЦ для размежевания земельного участка. Решением Управления Росреестра по Самарской области от 01.02.2018г. осуществление кадастрового учета было приостановлено ввиду отсутствия необходимых сведений в межевом плане.
08.02.2018г. истец обратился с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении откорректированного межевого плана.
На основании уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 13.02.2018г. действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка не возобновлены, поскольку по сведениям ГКН категория земельного участка – земли сельхозназначения, а в соответствии с представленным истцом межевым планом, образуемые земельные участки расположены на территории г.Самары и на них распространяется действие Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки землепользования в городе Самаре» (л.д. 18).
15.02.2018г. истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в «земли населенных пунктов».
Уведомлением от 12.03.2018г. истцу было отказано во внесении сведений в ЕГРН на основании ч.4 ст.33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что изменение категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
В рамках рассмотрения поданного заявления в соответствии с ч.3 ст.33 указанного Закона Управлением в адрес Администрации направлен соответствующий запрос. В ответ на указанный запрос документы, предусмотренные ст.32 Закона, позволяющие внести ЕГРН сведения о границах населенного пункта и, как следствие, внести соответствующие изменения относительно категории указанного земельного участка, уполномоченным органом представлены не были (л.д. 23-24).
Письмом 28.05.2018г. № Департамент градостроительства г.о.Самара разъяснил истцу, что не осуществляет подготовку актов об изменении категории земель отдельных земельных участков. Данный вопрос относится к компетенции Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Границы населённых пунктов отображены на схеме №1 «Основной чертёж» Генерального плана городского округа Самара, утверждённого Решением Думы городского округа Самара 20.03.2008 №539. В настоящее время карта (план) населённых пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствует.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, указав, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений Самарской области и производится во внесудебном порядке, при этом, суд сослался на положения Административного регламента Министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги «Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд» утв. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.07.2013г. № 1512.
Судебная коллегия полагает, что ссылка суда на положения Административного регламента Министерства имущественных отношений Самарской области в рамках рассматриваемого спора является необоснованной, поскольку в соответствии с п.2.3 вышеназванного регламента, его действие не распространяется на перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, осуществляемый посредством включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.
Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не является основанием к отмене правильного по существу решения суда, по следующим основаниям.
Частью 1 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу п. 2 ст. 2 вышеназванного закона исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно ч.1 ст. 8 закона № 172 -ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 9,23-25 ГрК РФ, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
Установлено, что в настоящий момент карта ( план ) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства отсутствует.
Департаментом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара 20.03.2008 №, проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №.
По итогам выполнения контракта будет подготовлена карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 27).
В соответствии со ст.13 Закона внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п.11 ч.1 ст.32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Из материалов дела следует, что категория указанного земельного участка подлежит изменению в связи с включением его в границы населенного пункта, то есть без принятия специального акта о его переводе из одной категории в другую.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
При этом согласно ч.18 ст.32 Закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пп. 3,7,8 и 10 ч.1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными ФЗ от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с ч.6 ст.34 Закона орган регистрации прав в срок не более 15 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка из военного городка, вносит изменения в сведения ЕГРН о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям ЕГРН земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка, в связи с изменением границ населенного пункта, возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из чч.2-5 ст.33 Закона соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок не входит в границы населенного пункта.
Соответствующие изменения о местоположении границ населенного пункта в границы которого входит земельный участок истца, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, в ЕГРН не внесены.
Принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, учитывая, что сведения о местоположении границ соответствующего населенного пункта в ЕГРН не внесены, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Муругова А.В. не имеется, истцом выбран неверный способ для защиты нарушенного права.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муругова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: