Решение от 14.03.2022 по делу № 2а-1-173/2022 (2а-1-1421/2021;) от 15.12.2021

Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-002225-67

производство № 2а-1-173/2022 (№2а-1-1421/2021)

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года                                                                     г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области по доверенности Копцевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семиной А.Н.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Амбросиенко В.Я. о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц,

                                                                      установил:

         Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области, налоговый орган) обратилась в суд с административном иском к Амбросиенко В.Я. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.

       В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по сроку 1 января 2012 года Амбросиенко В.Я. был начислен налог на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом НПФ «Алмазная осень» за 2007 год в размере 1473 рублей.

Исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями. В целях досудебного урегулирования спора, в адрес административного ответчика были направлены: требование № 13317 по состоянию на 10 июля 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 10 марта 2018 года по 10 июля 2018 года в размере 43 рублей 74 копеек в срок до 30 июля 2018 года;

требование № 14847 по состоянию на 23 августа 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 24 июля 2018 года по 23 августа 2018 года в размере 11 рублей 04 копеек в срок до 12 сентября 2018 года;

требование № 16478 по состоянию на 16 октября 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 24 августа 2018 года по 16 октября 2018 года в размере 21 рубля 89 копеек в срок до 6 ноября 2018 года;

требование № 416 по состоянию на 22 января 2021 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере 1473 рублей и пени на указанную недоимку за период с 1 января 2013 года по 29 января 2019 года в размере 1046 рублей 08 копеек, с 30 января 2019 года по 21 января 2021 года в размере 215 рублей 47 копеек в срок до 25 февраля 2021 года.

Требования до настоящего времени не исполнены.

          Данное обстоятельство послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 2 г. Мценска и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога на доходы физических лиц и пени с Амбросиенко В.Я. в размере 2811 рублей 22 копеек.

       Определением мирового судьи от 30 ноября 2021 года отменен судебный приказ от 20 августа 2021 года о взыскании с Амбросиенко В.Я. указанного налога и пени на основании поступивших возражений должника.

       Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области просила взыскать с Амбросиенко В.Я. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2007 год в размере 1435 рублей 60 копеек и пени в размере 1338 рублей 15 копеек, всего - 2773 рубля 75 копеек.

       В ходе рассмотрения административного дела в связи с оплатой административным ответчиком налога на доходы физических лиц за 2007 год в размере 1435 рублей 60 копеек Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области была уменьшена сумма взыскиваемой задолженности.

       С учетом уточненных требований административный истец просит взыскать с Амбросиенко В.Я. задолженность по пени на указанную недоимку в размере 1338 рублей 15 копеек.

        В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области по доверенности Копцева Н.Н. поддержала заявленные требования с учетом их уточнений.

        Административный ответчик Амбросиенко В.Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал относительно требования о взыскании с него задолженности по пени на недоимку.

        Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

        Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

        В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частями 1, 2, 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

         Из пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктами 1,2,3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (нормы приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

        В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

       Согласно частям 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

       Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Приказом ФНС Российской Федерации от 13 октября 2007 года № САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" установлена форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

      Согласно приложению к данному приказу ФНС России, код 1240 - это суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, а также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими негосударственными фондами в пользу других лиц, не подпадающее под действие статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

       На основании данного приказа такой формой является справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).

        В случае представления налоговым агентом сведений в порядке пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации в заголовке справка формы 2-НДФЛ в поле "признак" указывается цифра 2.

       В силу пункта 5 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

       Как следует из материалов дела и представленных письменных объяснений Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия), налоговым агентом НПФ «Алмазная осень» в соответствии со справкой 2-НДФЛ за 2007 год № 10115 переданы сведения о получении Амбросиенко В.Я. общей суммы дохода в размере 29460 рублей с кодом дохода "<...>", из которых 8838 рублей – сумма налога исчисленная, 7365 рублей - сумма налога удержанная, 1473 рубля – сумма налога, не удержанная налоговым агентом.

        Сведения, содержащиеся в справке формы 2-НДФЛ были получены Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия) 31 марта 2008 года и признаны налоговым органом достоверными, в связи с чем был исчислен налог на доходы Амбросиенко В.Я. за 2007 в сумме 737 рублей и в сумме 736 рублей, всего - 1473 рубля.

         Вместе с тем, Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия) сформированные и направленные налогоплательщику налоговые уведомления от 8 июня 2011 года не были представлены суду ввиду их уничтожения по истечения сроков хранения.

        Данным налоговым органом выставлены Амбросиенко В.Я. требование №9614 по состоянию на 9 августа 2011 года об уплате в срок до 29 августа 2011 года недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 737 рублей и пени в размере 4 рублей 67 копеек;

         требование № 10052 по состоянию на 8 сентября 2011 года об уплате в срок до 28 сентября 2011 года недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 736 рублей и пени в размере 10 рублей 94 копеек. Всего недоимка составила 1473 рубля.

        Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области указала, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия) Амбросиенко В.Я. состоял до 29 ноября 2017 года и меры принудительного взыскания задолженности суммы налога за 2007 год налоговой инспекцией по предыдущему месту учета не были применены.

Поскольку в указанных в требованиях срок недоимка по налогу и пени не были уплачены, Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области в адрес административного ответчика были направлены: требование № 13317 по состоянию на 10 июля 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 10 марта 2018 года по 10 июля 2018 года в размере 43 рублей 74 копеек в срок до 30 июля 2018 года;

требование № 14847 по состоянию на 23 августа 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 24 июля 2018 года по 23 августа 2018 года в размере 11 рублей 04 копеек в срок до 12 сентября 2018 года;

требование № 16478 по состоянию на 16 октября 2018 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за период с 24 августа 2018 года по 16 октября 2018 года в размере 21 рубля 89 копеек в срок до 6 ноября 2018 года;

требование № 416 по состоянию на 22 января 2021 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере 1473 рублей и пени на указанную недоимку за период с 1 января 2013 по 29 января 2018 года в размере 1046 рублей 08 копеек и за период с 30 января 2019 года по 21 января 2021 года в размере 215 рублей 47 копеек в срок до 25 февраля 2021 года.

13 августа 2021 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Мценска и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Амбросиенко В.Я. недоимки по уплате налога и пени, указанным в административном иске.

20 августа 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2353/2021 о взыскании с Амбросиенко В.Я. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1473 рублей, пени в размере 1338 рублей 22 копеек, который отменен определением мирового судьи от 30 ноября 2021 года в связи с поступившими возражениями от административного ответчика.

        В ходе рассмотрения дела административным ответчиком уплачена сумма налога в размере 1473 рублей.

        Административный истец просит взыскать с Амбросиенко В.Я. задолженность по пени на указанную недоимку в размере 1338 рублей 15 копеек.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомления и требования является гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности.

Реестр сведений о доходах физических лиц за 2007 год, направленных НПФ «Алмазная осень» получен Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия) 31 марта 2008 года.

Из письменных пояснений Межрайонной ИФНС России № 1 по Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 года следует, что начисления на вышеуказанную недоимку за 2007 год были произведены 8 июня 2011 года, представить налоговые уведомления невозможно ввиду истечения срока их хранения.

       Таким образом, доказательств направления и получения налогоплательщиком налоговых уведомлений от 8 июня 2011 года, требований №9614, № 10052 не предоставлено и не подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений и порядка взыскания налога не является основанием для возникновения публично-правовой обязанности у административного ответчика по уплате налога на доходы физических лиц. В связи с этим отсутствуют основания и для взыскания пени за его неуплату.

        Кроме того, повторное выставление Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области требования об уплате налога на доходы физических лиц за 2007 год № 416 по состоянию на 22 января 2021 года по настоящему делу нельзя признать допустимым, так как это влечет искусственное увеличение сроков принудительного взыскания налоговой задолженности, что является нарушением законодательства о налогах и сборах, а также нарушает права налогоплательщика. Оснований применения пункта 1 статьи 44, статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не имелось.

По указанным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС № 4 по Орловской области административных исковых требований.

       Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

         ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                    ░.░. ░░░░░░░

2а-1-173/2022 (2а-1-1421/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №4 по Орловской области
Ответчики
Амбросиенко Валерий Яковлевич
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация административного искового заявления
15.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.01.2022Подготовка дела (собеседование)
28.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее