Дело №а-481/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года <адрес>
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кузнецов А.В., при секретаре Ишбаевой Н.Х.
с участием:
представителя административного истца администрации МР Уфимский район РБ – Баязитовой А.А.,
представителя административного ответчика судебного пристава-исполнителя заместителя начальника Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан старший судебный пристав Акбулатова Д.М.,
взыскателя по исполнительному производству Мусиной Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, УФССП России по РБ, признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и освобождении от взыскания исполнительного сбора,
у с т а н о в и л:
Административный истец МР Уфимский район РБ обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, УФССП России по РБ, признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и освобождении от взыскания исполнительного сбора, мотивируя тем, что решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан исх. № от ДД.ММ.ГГГГ во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Мусину Лейсан Тагировну.
Обязать Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Мусину Лейсан Тагировну.
Обязать Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Мусиной Лейсан Тагировне в черте Уфимского района Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
В остальной части требований Мусиной Л.Т., отказать
12 апреля 2017 года судебным приставом исполнителем МО по ИОИП УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Мусиной Лейсан Тагировне в черте Уфимского района Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации МР Уфимский район РБ в размере 50 000 рублей.
Административный истец считает, что исполнительный документ не исполнен в срок в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от административного истца и препятствующих исполнению исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения, поскольку администрацией Уфимского района РБ предпринимала меры свидетельствующие о его намерении добровольно исполнить обязательства по исполнительному производству №-ИП.
В административном исковом заявлении администрация просит признать постановление о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, освободить администрацию МР Уфимский район РБ от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей.
Ответчик УФССП России по РБ, заинтересованное лицо МО ИОИП УФССП России по РБ, надлежаще извещенные о дне, месте и времени судебного заседания в суд не явились.
Представитель административного истца администрации МР Уфимский район РБ Баязитова А.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила суд освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 19 декабря 2017 года.
Представитель административного ответчика судебного пристава-исполнителя заместитель начальника Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан старший судебный пристав Акбулатова Д.М. в судебном заседании просил заявленные требования оставить без удовлетворения, считает их необоснованными и не законными.
Взыскатель по исполнительному производству Мусина Л.Т. в судебном заседании в удовлетворении требований административного истца просила отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в заявленных требованиях, по следующим обстоятельствам.
решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан исх. № от ДД.ММ.ГГГГ во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Мусину Лейсан Тагировну.
Обязать Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Мусину Лейсан Тагировну.
Обязать Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Мусиной Лейсан Тагировне в черте <адрес> Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
В остальной части требований Мусиной Л.Т., отказать.
Данное решение суда, исполнено не было.
12 апреля 2017 года судебным приставом исполнителем МО по ИОИП УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Мусиной Лейсан Тагировне в черте Уфимского района Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
19 декабря 2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации МР Уфимский район РБ в размере 50 000 рублей.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП ФИО2 рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного, судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административным истцом, не представлены доказательства того, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами.
Таким образом, поскольку административным истцом надлежащим образом не подтверждено, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии со ст. ст. 6, 12, 14, 112, 115 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и основания для признания его незаконным отсутствуют.
Так же в материалах дела истцом не представлено доказательств принятия каких-либо мер по добровольному исполнению решения суда.
Довод заявителя о том, что им неоднократно направлялись заявления в МО ИОИП УФССП России по РБ об отложении исполнительных действия, не является основания для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 174- 180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
Требования администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, УФССП России по РБ, признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и освобождении от взыскания исполнительного сбора, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Кузнецов