Дело № 2а-74/2020 УИД 32RS0010-01-2019-000621-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года г. Жуковка Брянская область
Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Орехова Е.В.,
при секретаре Абрамовой И.В.,
с участием старшего помощника прокурора Жуковского района Брянской области Тарасова О.Л.,
административного истца Смердовой С.Ю.,
представителя административного истца Смердова В.В.,
представителя административного ответчика Антонова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смердовой Светланы Юрьевны к Ржаницкому сельскому Совету народных депутатов четвёртого созыва о признании незаконными протокола №1 от 02.10.2019 года первого заседания Ржаницкого сельского совета народных депутатов четвертого созыва и решений Ржаницкого сельского Совета народных депутатов от 02.10. 2019 года и об их отмене,
УСТАНОВИЛ:
Смердова С.Ю. обратилась в суд с административным иском к Ржаницкому сельскому Совету народных депутатов четвертого созыва, указывая, что она является депутатом Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва по Ржаницкому одномандатному избирательному округу №4.
02.10. 2019 года в 10 часов 00 минут в здании ОСП «Ржаницкий СДК» было проведено первое заседание Ржаницкого Совета народных депутатов четвертого созыва, на котором присутствовали 8 из 10 депутатов. Была избрана счетная комиссия в количестве трех человек для проведения тайного голосования по выборам главы Ржаницкого сельского поселения и председателя Ржаницкого сельского Совета народных депутатов. По результатам тайного голосования по выборам главы сельского поселения депутат Антонов А.И. и депутат Смердова С.Ю. набрали одинаковое количество голосов. В связи с данным обстоятельством председательствующая Терехова Т.В. объявила о закрытии заседания и распустила всех до следующей сессии. Однако в 18 час. этого же дня ей по телефону сообщили о проведении дополнительной сессии в 20 час. 00 мин. Также её уведомили о том, что прокурор Жуковского района Брянской области поставлен об этом в известность. Получив на руки протокол №1 первого заседания Ржаницкого Совета народных депутатов четвертого созыва, она обнаружила, что он не соответствует действительности, поскольку в протоколе было указано об объявлении перерыва, а не о закрытии сессии. Полагает, что данный протокол и все решения, принятые Ржаницким Советом народных депутатов четвертого созыва во второй половине дня 02.10.2019 г. проведены в нарушение установленного регламента Ржаницкого сельского Совета народных депутатов и с нарушением положений Устава МО «Ржаницкое сельское поселение», поскольку административным ответчиком не были соблюдены порядок созыва и проведения сессии. Административный истец просит признать незаконным протокол №1 первого заседания Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва от 02.10. 2019 года и решения №8Р/1-4, №9/1-4, №10/1-4, №11/1-4, №12/1-4, №13/1-4, № 14/1-4, №15/1-4, №16/1-4, №17/1-4, №18/1-4, № 19/1-4, №20/1-4, №21/1-4, №22/1-4 и отменить их.
В судебном заседании истец Смердова С.Ю., представитель административного истца Смердов В.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, указывая, что была нарушена процедура при созыве сессии, назначенной 02.10. 2019 года на 20 час. 00 мин., в связи с чем решения принятые на ней нельзя признать законными. В протоколе первого заседания Совета народных депутатов указано на то, что в проведении сессии объявлен перерыв, хотя председательствующий депутат <данные изъяты> объявляла о закрытии сессии, в виду этого, в соответствии с Регламентом Ржаницкого сельского Совета народных депутатов, должна была быть назначена дата проведения новой сессии.
Представитель административного ответчика – глава Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва Антонов А.И. (действует на основании ст. 29 Устава МО «Ржаницкое сельское поселение», зарег. Управлением Минюста РФ по Брянской области от 24.04.2015 года) административный иск не признал, пояснив, что сессия началась в 02.10. 2019 года в 10 час. 00 мин. и была продолжена в 20 час. 00 мин. в этот же день с согласия всех депутатов. Голосование было добровольным, рассмотрение повестки дня продолжилось с того вопроса на котором была окончена в первой половине дня.
Свидетель <данные изъяты>, пояснила, что 02.10.2019 года была председательствующей на заседании первой сессии Ржаницкого Совета народных депутатов четвертого созыва. О ее проведении все депутаты были извещены, каждому раздали повестку дня с вопросами на голосование. Поскольку при голосовании по выборам главы Ржаницкого сельского поселения голоса разделились поровну между депутатами Антоновым А.И. и Смердовой С.Ю., было решено объявить перерыв. Учитывая, что депутаты работают и собрать их сложно, было решено продолжить сессию в этот же день. О продолжении сессии им сообщили по телефону и собрали в 20 час. Каких-либо возражений от них не было, было проведено голосование по всем вопросам повестки, волеизъявление депутатов никак не было нарушено.
Свидетели <данные изъяты>, дали в целом аналогичные показания, пояснив суду, что 02.10. 2019 года присутствовали на сессии в качестве приглашенных от Жуковского районного Совета народных депутатов. Вела сессию старейший из депутатов – <данные изъяты> Сессия открылась около 10 час. Когда дошли до вопроса о выборах главы Ржаницкого сельского поселения, голоса разделились поровну, за <данные изъяты> и Смердову С.Ю. проголосовали по четыре из восьми присутствовавших депутатов. Потом <данные изъяты> было озвучено, что при такой ситуации работа сессии окончена до следующего раза, перерыва в сессии не было. Полагают, что в данном случае должно было быть объявлено о проведении сессии и в другой день.
Свидетель <данные изъяты> пояснила, что в 10 часов утра 02.10. 2019 года была открыта сессия Ржаницкого сельского совета народных депутатов. Она, как депутат, была в комиссии, которая подсчитывала бюллетени. Когда голосовали за главу сельского поселения, за двух кандидатов отдали равное количество голосов. Ввиду этого ее перенесли на другое время. Вечером, около 18 час. ей и другим депутатам по телефону сообщили, что сессия будет продолжена в 20 час. Пришло
девять депутатов, то есть на одного больше, чем присутствовало ранее. Все решения принимались единогласно без каких-либо возражений со стороны депутатов, большинством голосов. Тайность голосования была обеспечена, каких-либо нарушений не было.
Свидетель <данные изъяты> (специалист Ржаницкой сельской администрации) пояснила, что 02.10. 2019 года присутствовала при проведении первой сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов 4-го созыва. Все депутаты были приглашены на сессию заранее, пришли добровольно, голосовали также добровольно. Когда выяснилось, что при избрании главы сельского поселения голоса распределились поровну, решили собраться еще раз, сессию прервали. В этот же день, вечером, сессию продолжили. Депутаты о ней были оповещены по телефону около 18 час. Все депутаты, за исключением одного, находившегося за пределами РФ пришли, добровольно проголосовали, никто против продолжения сессии в этот день не возражал. При проведении сессии руководствовались регламентом Ржаницкого сельского Совета народных депутатов третьего созыва, т.к. новый еще не был принят.
Свидетель <данные изъяты> (глава Ржаницкой сельской администрации) пояснила, что 02 октября 2019 года на заседании сессии были приглашено десять депутатов, из них присутствовало восемь. Когда был оглашен результат голосования за главу сельского поселения и голоса разделились поровну, заседание сессии было перенесено. Потом ей позвонила депутат <данные изъяты>, инициировала сбор депутатов в 20 час. Поскольку в рабочий день депутатов собрать трудно, депутаты согласились продолжить сессию вечером, заседание было продолжено, приняты решения согласно повестке. Полагает, что фактически был объявлен перерыв, что не противоречит регламенту.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, свидетелей, прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В силу с.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что согласно протоколу №1 первого заседания Ржаницкого Сельского Совета народных депутатов четвёртого созыва 02.10.2019г. в 10-00 час. в здании ОСП «Ржаницкое СДК» состоялась первая сессия совета народных депутатов, на которой присутствовало восемь депутатов из десяти. Повестка дня состояла из 10 пунктов. Пунктом 7 повестки дня указано избрание Главы Ржаницкого сельского поселения, председателя Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвёртого созыва. По результатам тайного голосования депутаты по Ржаницкому избирательному округу №5 <данные изъяты> и Смердова С.Ю. набрали одинаковое количество голосов.
Исходя из протокола заседания от 02.10. 2019 г. объявлен перерыв. После перерыва 02.10.2019г. в 20-00 час. присутствовало 9 депутатов из 10. После процедуры тайного голосования главой Ржаницкого сельского поселения избран <данные изъяты>
Кроме того, решением от 02.10.2019 г. №8Р/1-4 утвержден протокол счетной комиссии №2/1 по итогам голосования по выборам главы Ржаницкого сельского поселения, председателя Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва.
Решением № 9/1-4 от 02.10.2019г. назначен на должность главы Ржаницкого сельского поселения <данные изъяты>
Согласно решению №10/1-4 от 02.10.2019г. <данные изъяты> освобожден от обязанностей главы Ржаницкого сельского поселения в связи с истечением срока полномочий, возложенных Ржаницким сельским Советом народных депутатов третьего созыва.
Решением №11/1-4 от 02.10.2019г. утвержден протокол счетной комиссии №3 по утверждению образца избирательного бюллетеня для тайного голосования по выборам заместителя главы Ржаницкого сельского поселения.
Решением №12/1-4 от 02.10.2019 г. утвержден протокол счетной комиссии №4 по итогам голосования по выборам заместителя главы Ржаницкого сельского поселения.
Решением №13/1-4 от 02.10.2019г. избран заместитель главы Ржаницкого сельского поселения на общественных началах <данные изъяты>
Решением №14/1-4 от 02.10.2019г. утверждена структура Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва.
Решением №15/1-4 от 02.10.2019г. образовалось три постоянных комиссии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва.
Решением №16/1-4 от 02.10.2019г. утверждены председатели постоянных комиссий Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва.
Решением №17/1-4 от 02.10.2019г. <данные изъяты> освобождена от обязанностей главы Ржаницкой сельской администрации в связи с истечением срока полномочий, возложенных Ржаницким сельским Советом народных депутатов третьего созыва, принявшего решение о назначении на должность главы Ржаницкой сельской администрации.
Решением №18/1-4 от 02.10.2019г. на <данные изъяты> возложено исполнение полномочий главы Ржаницкой сельской администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы Ржаницкой сельской администрации.
Решением №19/1-4 от 02.10.2019г. утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы Ржаницкой сельской администрации.
Решением №20/1-4 от 02.10.2019г. назначена конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности Главы Ржаницкой сельской администрации.
Решением №21/1-4 от 02.10.2019г. объявлен конкурс на замещение должности Главы Ржаницкой сельской администрации.
Решением №22/1-4 от 02.10.2019г. утвержден проект Контракта, заключенного с Главой Ржаницкой сельской администрации.
Административный истец и его представитель полагают указанный протокол и решения незаконными, так как административным ответчиком не соблюдены порядок созыва и проведения сессии.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно ст.22 Устава муниципального образования «Ржаницкое сельское поселение» утвержденного Решением Ржаницкого Совета народных депутатов третьего созыва от 24.03.2015г. №54/7-3, установлена численность из десяти депутатов. Совет народных депутатов приступает к исполнению своих полномочий в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Совета народных депутатов считается неправомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В судебном заседании исследованы материалы первой сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва. Согласно протоколу №1 первого заседания Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва 02.10.2019 года в 10 часов в здании ОСП « Ржаницкое СДК» состоялось первое заседание, на котором присутствовало 8 депутатов сельского Совета народных депутатов из 10 избранных.
Заседание сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва произошло под председательством депутата ФИО8, которая огласила повестку дня сессии, и регламент заседания были утверждены единогласно.
На должность главы сельского поселения депутатами выдвинуто две кандидатуры: депутат <данные изъяты> и депутат Смердова С.Ю., которые набрали по одинаковое количество голосов.
В соответствии с п.2 ст.21 Регламента Ржаницкого сельского Совета народных депутатов, утвержденного решением Ржаницкого сельского Совета народных депутатов от 20.02.2015г. №52/6-3 был объявлен перерыв. После перерыва 02.10.2019г. в 20-00 час. присутствовало 9 депутатов из 10. После процедуры тайного голосования главой Ржаницкого сельского поселения избран <данные изъяты> Протокол счетной комиссии по выборам главы сельского поселения был утвержден депутатами Совета народных депутатов единогласно.
Участвующими в заседании сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва депутатами замечаний по поводу порядка проведения сессии, нарушения их прав и законных интересов, не высказано.
В судебном заседании были допрошены свидетели со стороны административного истца и со стороны административного ответчика, из показаний которых следует, что каких-либо нарушений процедуры тайного голосования, препятствий для добровольного волеизъявления депутатов, давления на них, а также возражений против продолжения сессии не имелось. Добровольность явки и участия в голосовании по поставленным в повестке заседания вопросам усматривается как из протокола, так и действий, принимавших в голосовании лиц.
Нарушений порядка созыва и проведения сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва суд также не усматривает.
Согласно п. 2 ст. 21 Регламента Ржаницкого сельского Совета народных депутатов, утвержденного решением Совета третьего созыва №52/6-3 от 20.02.2015 года, которым депутаты сельского Совета вправе руководствоваться при отсутствии вновь утвержденного регламента, установлено, что: порядок и продолжительность заседаний сельского Совета определяется в каждом конкретном случае, исходя из принятия повестки дня, количества и особенностей, включенных в нее вопросов… По мере необходимости на заседании сельского Совета устраиваются перерывы. Решение о времени возобновления работы сельского Совета принимается председательствующим. Депутаты оповещаются о времени работы сессии, не позднее, чем за один час текущего дня.
Суд усматривает, что существенных нарушений при переносе сессии 02.10.2019 года на 20 час. 00 мин. председательствующим допущено не было. Фактически сессия была продолжена с тех же вопросов повестки и закончена в этот же день. Депутаты были оповещены о продолжении сессии более чем за час, самостоятельно явились и приняли участие в голосовании. Каких-либо временных рамок перерыва сессий Регламент не устанавливает. Оснований полгать, что требовался новый созыв сессии депутатов, при желании последних рассмотреть вопросы повестки в этот же день не имеется и таких требований вышеуказанный Регламент не содержит.
Таким образом, суд считает, что нарушений законодательства о местном самоуправлении при проведении сессии Ржаницкого сельского Совета народных депутатов от 02 октября 2019 года не имеется.
Кроме того, по смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Однако административный истец не привел доказательств того, что всеми принятыми на первом заседании Ржаницкого сельского Совета народных депутатов четвертого созыва решениями от 02.10. 2019 года нарушаются законные права и интересы Смердовой С.Ю. Несогласие с порядком проведения сессии, само по себе не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца и не является основанием для отмены принятых решений.
Таким образом, при недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.
При таком положении дела, оснований для признания незаконными оспариваемых протокола №1 первого заседания Ржаницкого Сельского Совета народных депутатов четвёртого созыва состоявшегося 02.10.2019г. и решений Ржаницкого Совета народных депутатов четвертого созыва №8Р/1-4, №9/1-4, №10/1-4, №11/1-4, №12/1-4, №13/1-4, №14/1-4, №15/1-4, №16/1-4, №17/1-4, №18/104, №19/1-4, №20/1-4, №21/1-4, №22/1-4 не имеется, исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Смердовой Светланы Юрьевны к Ржаницкому сельскому Совету народных депутатов четвёртого созыва о признании незаконными протокола №1 от 02 октября 2019 года первого заседания Ржаницкого сельского совета народных депутатов четвертого созыва и решений Ржаницкого сельского Совета народных депутатов от 02.10.2019 года: №8Р/1-4, №9/1-4, №10/1-4, №11/1-4, №12/1-4, №13/1-4, № 14/1-4, №15/1-4, №16/1-4,
№17/1-4, №18/1-4, № 19/1-4, №20/1-4, №21/1-4, №22/1-4 и об их отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу. Председательствующий судья Е.В. Орехов
Мотивированное решение составлено 23.01. 2020 года.