№12-84/2023
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2023 года г. Астрахань
Судья Трусовского районного суда г. Астрахани Курбанова М.Р.,
рассмотрев жалобу Ворониной Ольги Алексеевны на постановление мирового судьи судебного участка №1 Трусовского района г. Астрахани от 16.08.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении Ворониной Ольги Алексеевны
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Трусовского района г. Астрахани от 16.08.2023 г. Воронина О.А. как должностное лицо, - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Гюйс" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.
Не согласившись с названным постановлением, Воронина О.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Воронина О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим изменению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью третьей ст. 30.6 Кодекса - судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 указанной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченными регистрирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, то есть государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с подпунктом "а" статьи 12 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган: представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.07.2022 в адрес ООО «Гюйс» и её руководителя направлено уведомление №65 о предоставлении достоверных сведений об адресе юридического лица.
08.09.2022 в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Гюйс» внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
28.12.2022 Воронина О.А. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Постановление № вступило в законную силу 13.02.2023 г.
13.02.2023 в адрес генерального директора ООО «Гюйс» Ворониной О.А. и юридического лица УФНС по Астраханской области направило уведомления о предоставлении достоверных сведений об адресе юридического лица в срок до 29.03.2023. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений уведомление получено адресатами 17.02.2023.
29.03.2023 Воронина О.А. обращалась с заявлением об изменении сведений о бюридическом лице, однако решением УФНС России по Астраханской области №2527А от 05.04.2023 г. отказано на основании п.п. «а» и «ц» п. 1 ст. 23 ФЗ №129.
17.04.2023 в адрес генерального директора ООО «Гюйс» Ворониной О.А. и юридического лица УФНС по Астраханской области направило уведомления о предоставлении достоверных сведений об адресе юридического лица в срок до 31.05.2023. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений уведомление получено адресатами 20.04.2023.
25.05.2023 Воронина О.А. повторно обратилась с заявлением, однако решением №А от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано.
В период с апреля по 16.06.2023 г. Воронина О.А. не имела возможности обратиться с заявлением, поскольку находилась на больничном листе.
По указанному факту, в отношении генерального директора ООО «Гюйс» Ворониной О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Трусовского района г. Астрахани от 16.08.2023 г. Воронина О.А. как должностное лицо, - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Гюйс" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.
Вместе с тем с данными выводами согласиться нельзя исходя из нижеследующего.
За представление недостоверных сведений руководитель организации, выступающий заявителем при государственной регистрации, несет ответственность, установленную законодательством (п. 1.3 ст. 9, п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).
Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Повторное совершение этого правонарушения, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Верховный Суд РФ подтвердил, что подача заявления, содержащего сведения об адресе места нахождения юридического лица, по которому оно фактически не находится, свидетельствует о представлении заведомо ложных сведений и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ (п. 39 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022).
При этом ФНС России отметила, что термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. Данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, Приложение к Письму ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Таким образом, за представление недостоверных сведений об адресе организации должностное лицо привлекается к ответственности: по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, если правонарушение совершено им по неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ); по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, если правонарушение совершено умышленно (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела надлежало установить прямой либо косвенный умысел Ворониной О.А. на предоставление заведомо ложных сведений относительно адреса нахождения юридического лица ООО "Гюйс".
Вместе с тем, как установлено, что Воронина О.А. по не осторожности не предоставила достоверные сведения, поскольку была лишена трудоспособности на период с апреля по 16.06.2023 н., а потому в деянии Ворониной О.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Поскольку санкция части 5 статьи 14.25 КоАП РФ предусматривает наказание в виде дисквалификации, а ч. 4 ст. 14.25 Коап РФ в виде штрафа, переквалификация действий на часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ не повлечет усиление назначенного ей административного наказания или иное ухудшение его положения.
В связи с этим постановлением мирового судьи судебного участка №1 Трусовского района г. Астрахани от 16.08.2023 г. подлежит изменению в части переквалификации совершенного Ворониной О.А. правонарушения с части 5 статьи 14.25 КоАП РФ на часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
С учетом изложенного, а также данных, характеризующих личность Ворониной О.А., обстоятельств совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить Ворониной О.А. наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией, установленной частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Ворониной О.А. к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 16.08.2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░ 14.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 14.25 ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 14.25 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 16.08.2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░