Дело № 2-1479/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего-судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Л.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в общий стаж периодов работы в колхозе,
установил:
Васильева Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) (далее - Управление) о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе зачесть в общий стаж периоды работы в колхозе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ обязании ответчика включить в общий стаж спорные периоды работы в колхозе и с учетом этих периодов произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости. Требования мотивировала тем, что указанным решением ответчика ей отказано во включении в стаж спорных периодов работы в колхозе, подтвержденных свидетельскими показаниями, в связи с не достижением 16-летнего возраста, с которого лицо могло работать по трудовому договору. С таким решением пенсионного фонда она не согласна, так как в спорные периоды работала в колхозе наравне со взрослыми.
В судебном заседании истец Васильева Л.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привели их суду.
Представитель ответчика - Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Васильевой Л.Г. не признала по основаниям, изложенным в отказном решении, указав, что в спорные периоды работы в колхозе истец не достигла установленного действовавшим в тот период законодательством возраста, с которого может быть заключен трудовой договор.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон №400-ФЗ от 23.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
Как установлено судом, истец с 18 сентября 2018 года по достижении 55-летнего возраста является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №7-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 4 ст. 14 Закона №400-ФЗ).
Порядок подтверждения стажа на основании свидетельских показаний регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 (далее - Правила от 02.10.2014 года № 1015).
Правилами от 02.10.2014 года № 1015 предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно (п. 37); при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения (п. 38); установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ (п.40).
ДД.ММ.ГГГГ Васильева Л.Г. обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, представив документы о стаже до 01.01.2002 года (л.д. №).
Согласно оспариваемому истцом решению Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Васильевой Л.Г. отказано в зачете в общий страховой стаж периодов работы в колхозе <данные изъяты> по свидетельским показаниям с ДД.ММ.ГГГГ в связи с не достижением ею возраста, с которого допускается заключение трудового договора и принятие в члены сельскохозяйственной артели, то есть 16 лет.
Факт работы истца в вышеперечисленные периоды в колхозе ответчиком не оспаривается и подтверждается документами, имеющимися в пенсионном деле.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ документы по личному составу СХПК <данные изъяты> (<данные изъяты>) по ДД.ММ.ГГГГ год (включительно) (книги учета расчетов по оплате труда, книги протоколов, книги приказов по личному составу) на постоянное хранение не поступили (л.д. №). Подтвердить факт работы Васильевой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возможности не имеют. В архивной справке также содержатся сведения, что колхоз <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СХПК введено временное наблюдение.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной <данные изъяты>, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около № часов № минут в конторе правления <данные изъяты>, произошел пожар.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица СХПК <данные изъяты> (л.д. №).
В пенсионном деле истца имеются протоколы опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ, проведённые сотрудниками УПФР в г. К. ЧР (межрайонного) (л.д. №), согласно которым по заявлению Васильевой Л.Г. (л.д. №) о том, что она действительно работала в колхозе <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ годах опрошены свидетели К. и В., подтвердившие факт работы истца в колхозе ДД.ММ.ГГГГ. Показания названных свидетелей в подтверждение совместной работы с Васильевой Л.Г. в указанном колхозе отражены в протоколах опроса. В ходе опроса сотрудниками Управления установлены личности свидетелей, проверены их документы, подтверждающие факт их совместной работы с истцом в периоды, в которые они подтверждают работу Васильевой Л.Г.
Указанные протоколы опроса свидетелей оформлены в соответствии с вышеназванным Положением.
В подтверждение доводов истца о том, что она работала в колхозе, в том числе в период школьных каникул, из копии свидетельства о восьмилетнем образовании, справки № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной <данные изъяты> (правопреемник <данные изъяты>), видно, что Васильева Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступила в № класс <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году и окончила его в ДД.ММ.ГГГГ году.
Вышеуказанное обстоятельство (утрата документов о работе истца не по его вине) позволяет устанавливать стаж на основании свидетельских показаний.
Соответственно установление Управлением стажа работы Васильевой Л.Г. в колхозе <данные изъяты> на основании показаний двух свидетелей в спорные периоды является правомерным.
Таким образом, на основании допустимых и относимых, непосредственно исследованных судом доказательств достоверно установлено, что в вышеуказанные спорные периоды истец работала в колхозе <данные изъяты>.
Между тем ограничение права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву не достижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым при доказанности факта работы. Иное бы нарушало гарантированное ст. 39 Конституции РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту.
Следовательно, отказ пенсионного органа зачесть в страховой стаж истца спорные периоды работы в колхозе нельзя признать законным, соответственно на Управление следует возложить обязанность включить данные периоды в страховой стаж Васильевой Л.Г.
Истец просит произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включения спорных периодов в страховой стаж.
Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определены ст. 23 Закона № 400-ФЗ, где п. 2 установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Следовательно, перерасчет пенсии с учетом включения в стаж спорных периодов Управление должно произвести ей с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе зачесть в общий стаж Васильевой Л.Г. периоды работы по свидетельским показаниям ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонное) включить в общий стаж Васильевой Л.Г, периоды работы в колхозе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и с учетом указанных периодов произвести ей перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова