Судья Устинов А.Б.
Дело № 33-10902
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Никитиной Т.А., при секретаре Корякине М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 декабря 2014 г. дело по апелляционной жалобе Казаковой Н.Х. на решение Усольского районного суда Пермского края от 03 сентября 2014 г., которым Казаковой Н.Х., Кунафиной Н.Х. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности по праву наследования на 1/3 долю (каждой) в праве на земельный участок площадью 84 000 кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: ****.
Заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова Н.Х. и Кунафина обратились в суд с иском к администрации Усольского муниципального района Пермского края о признании права собственности по праву наследования на 1/3 долю (за каждой) в праве на земельный участок площадью 84 000 кв.м., расположенный по адресу: **** с кадастровым номером **. Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок на праве собственности принадлежал К1., умершему 27.02.2008г. Наследниками К1. по закону являются Казакова Н.Х, К2. и Кунафина Л.Х, которые реализовали свои наследственные права в отношении другого имущества; на земельный участок свидетельство о праве на наследство им не выдано. В связи со смертью К2. (29.06.2012г) право наследования возникает у его матери - Кунафиной Н.Х. Истцы полагают, что основания для признания за ними права собственности на доли в праве на земельный участок имеются.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе Казакова Н.Х. и Кунафина Н.Х., указывая на его незаконность и необоснованность. Судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что спорный земельный участок принадлежал наследователю на праве собственности, в связи с чем это имущество может быть унаследовано в установленном законом порядке.
Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствие с п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.02.2008г. скончался К1., которому при жизни постановлением главы местного самоуправления Усольского района Пермской области № 393 от 25.10.1999г. для ведения крестьянского хозяйства предоставлен земельный участок в районе **** Пермской области площадью 20 га, в т.ч., в собственность 8,4 га (л.д. 13).
Наследниками К1. по закону первой очереди являются Казакова Н.Х., К2..(умер 29.06.2012г), Кунафина Л.Х. -дети; кроме этого дочери Кунафиной Л.Х. завещан дом и земельный участок по адресу: ****. В установленный законом срок указанные лица обратились к нотариусу за оформлением наследственных прав (л.д. 41, 42), свидетельство о праве на наследство по завещанию выдано Кунафиной Л.Х.; свидетельство о праве на наследство по закону обратившимся наследникам не выдавалось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок площадью 84 000 кв.м. с кадастровым номером ** не зарегистрирован К1. при жизни в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что свидетельствует об отсутствии на момент открытия наследства объекта прав, в отношении которого наследники имели бы возможность реализовать свои наследственные права.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 1).Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из постановления главы местного самоуправления Усольского района Пермской области № 393 от 25.10.1999г следует, что земельный участок площадью 84 000 кв.м. в районе **** Усольского района Пермской области предоставлен К1. в собственность (л.д. 13). Данных о том, что указанное постановление впоследствии было отменено либо изменено (в части характера прав К1. на спорный земельный участок) либо о том, что этот земельный участок впоследствии изымался у него по предусмотренным законом основаниям, в деле нет.
Согласно кадастровой выписке ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю земельный участок с 25.10.1999г. состоит на первичном кадастровом учете (без определения границ) - л.д. 15).
При таких обстоятельствах суду первой инстанции необходимо было исходить из того, что на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации спорный земельный участок принадлежал К1. на праве собственности. Тот факт, что в соответствии с требованием ст. 25 ЗК РФ право собственности К1. на земельный участок не было зарегистрировано в регистрирующем органе, по мнению судебной коллегии, не влияет на объем и характер прав, которые имелись у него на момент смерти (2008г).
Следовательно, земельный участок подлежал включению в наследственную массу, у наследников возникали основания для реализации прав в отношении спорного имущества.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке и сроки Казакова Н.Х. и К2. обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что свидетельствует о реализации ими своих прав установленным ст. 1153 ГК РФ способом.
В соответствии с правилами ст. 1152 ГК РФ право собственности на наследственное имущество возникает у наследников с момента открытия наследства, независимо от момента государственной регистрации права наследника на имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, у Казаковой Н.Х. возникло право на 1/3 долю в праве собственности на спорный земельный участок с 27.02.2008г. Аналогичное право возникло и у наследника К2., который, не получив свидетельство о праве на наследство после смерти К1., скончался 29.06.2012г.
Из представленных в дело документов (сведений из администрации Орлинского сельского поселения, данных домовой книги) следует, что К2. на момент смерти проживал по адресу: ****. На момент открытия наследства (и по настоящее время) по этому же адресу зарегистрирована и проживает Кунафина Н.Х. (мать К2.), наследник по закону первой очереди. Других наследников по закону либо по завещанию не установлено.
Таким образом, Кунафина Н.Х. фактически приняла наследство после смерти К2. по правилам ст. 1153 ГК РФ, в связи с чем у нее возникает право на 1/3 долю в праве на спорный земельный участок.
Привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица Кунафина Л.Х. (наследник по закону К1.) самостоятельных требований о праве на 1/3 долю в праве собственности на спорный земельный участок не заявляла, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований в настоящее время для признания за ней права на имущество.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усольского районного суда Пермского края от 03 сентября 2014г. отменить.
Вынести новое решение.
Признать право Казаковой Н.Х. по праву наследования на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок площадью 84 000 кв.м. с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****
Признать право Кунафиной Н.Х. по праву наследования на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок площадью 84 000 кв.м. с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****.
Решение является основанием для государственной регистрации возникшего права в Управлении Росреестра по Пермскому краю.
Председательствующий:
Судьи: