Решение по делу № 2-520/2022 (2-5635/2021;) от 26.11.2021

К делу №2-520/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 апреля 2022 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, 08.10.2021 года рождения; ФИО3 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5, 21.07.2021 года рождения, ФИО4, 21.08.2019 года рождения к Администрации города Шахты, 3-е лицо Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из 6-ти человек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, 08.10.2021 года рождения; ФИО3 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5, 21.07.2021 года рождения, ФИО4, 21.08.2019 года рождения обратились в Шахтинский городской суд с иском к Администрации города Шахты, 3-е лицо Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из 6-ти человек.

В обоснование иска истцы указывают на то, что ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    ФИО2 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    ФИО3 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    Согласно Заключению СКП ОАО «ВНИМИ» №1486 от 28.09.2012г. указанное домовладение попало в зону подтопления и подлежит переселению.

    В согласованном Минэнерго РФ списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Однако, в список не включены несовершеннолетние дети ФИО5, 21.07.2021года рождения и ФИО6, 08.10.2021года рождения.

    Согласно предоставленных ответов Администрации города Шахты на обращения по вопросу переселения из ветхого жилья (письма исх.№61/12/1612 от 22.06.2015г., исх.№ 61/3.1/712 от 08.04.2019г., исх. №61.03.2/3097 от 09.11.2020г., № 61.03.2/3481 от 19.11.2021г.) рассмотрение вопроса переселения вышеуказанных лиц планируется лишь только после 2022 года.

    Истцы полагают, что отказы с 2015 года истцам в переселении ответчик грубо нарушил их права, в настоящее время в жилом доме проживать невозможно и не безопасно, дом разрушается, имеется риск внезапных обрушений конструкций.

    Истцы указывают в иске, что как указывает ВС РФ, если жилой дом, готовящийся под снос, попал в программу по переселению, то собственники на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо деньги, либо другую жилую собственность.

    Федеральным законом от 20 июня 1996г. №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (с последующими изменениями) установлено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счёт средств федерального бюджета в соответствии с названным Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами РФ, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев); что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (п.п.2, 3 ст.5).

Принятые Правительством РФ во исполнение названных положений Федерального закона №81-ФЗ постановления от 24.12.2004г. №840, от 13.07.2005г. №428 направлены на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, переселяемых на определённых основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г., содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, законодатель возложил на органы местного самоуправления составление ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых домов.

Согласно п.11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г., социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при одновременном наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, проживание и наличие права на жилое помещение на момент ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.

    Соответственно, не заключение с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации нарушает права истцов на жилище, гарантированные Конституцией РФ.

    Истцы не имеют в собственности иного пригодного для проживания жилья, а спорный жилой дом для дальнейшего проживания не пригоден.

На основании изложенного, истцы просят суд: обязать Администрацию города Шахты Ростовской области заключить с ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО4, 21.08.2019 года рождения, ФИО5, 21.07.2021 года рождения договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за средства господдержки, предназначенные на реализацию программы "Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности", по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации как на семью состоящую из шести человек, из расчета 18 кв. метров - на каждого члена семьи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 (ред. от 29.12.2021) "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".

Истцы и их представитель в суд не явились, письменно просили суд рассмотреть иск в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивали.

Представитель ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные судом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, причины неявки суду не известны.

Суд полагает необходимым во избежании затягивания рассмотрения дела по существу, рассмотреть дело в отношении не явившихся сторон и третьего лица в порядке, предусмотренном ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    ФИО2 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    ФИО3 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Набережная, д. 10.

    Согласно Заключению СКП ОАО «ВНИМИ» №1486 от 28.09.2012г. указанное домовладение попало в зону подтопления и подлежит переселению.

    В согласованном Минэнерго РФ списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Однако, в список не включены несовершеннолетние дети ФИО5, 21.07.2021 года рождения и ФИО6, 08.10.2021 года рождения.

    Согласно предоставленных ответов Администрации города Шахты на обращения по вопросу переселения из ветхого жилья (письма исх.№61/12/1612 от 22.06.2015г., исх.№ 61/3.1/712 от 08.04.2019г., исх. №61.03.2/3097 от 09.11.2020г., № 61.03.2/3481 от 19.11.2021г.) рассмотрение вопроса переселения вышеуказанных лиц планируется лишь только после 2022 года.

Истцы полагают, что отказы с 2015 года истцам в переселении ответчик грубо нарушил их права, в настоящее время в жилом доме проживать невозможно и не безопасно, дом разрушается, имеется риск внезапных обрушений конструкций.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В соответствии с п. 33 положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно ч. 6, ч. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктами 2, 3 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ установлено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Принятые Правительством РФ, во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ, Постановления (от 24.12.2004 г. № 840, от 13 июля 2005 г. № 428) направлены на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, переселяемых из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Учитывая то обстоятельство, что Администрацией г.Шахты Ростовской области социальная выплата для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков истцам до настоящего времени не предоставлена, а также принимая во внимание приведенные выше положения законодательства, дающие истцам право на переселение из ветхого жилья, реализовать такие права истцов не прибегая к их судебной защите невозможно.

Основания, указанные Администрацией г.Шахты для не включения несовершеннолетних детей в дополнительные списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, а именно ФИО5, 21.07.2021 года рождения и ФИО6, 08.10.2021 года рождения суд не может признать обоснованными. При этом несовершеннолетние зарегистрированы по месту жительства в ветхом жилье, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д.17, 20).

В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в редакции (Постановления от 28.09.2016 № 976), действующей с 8 октября 2016г. по настоящее время, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, признаются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

Поскольку родители несовершеннолетних ФИО5, 21.07.2021 года рождения и ФИО6, 08.10.2021 года рождения включены в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, а их несовершеннолетние дети ФИО5, 21.07.2021 года рождения и ФИО6, 08.10.2021 года рождения зарегистрированы по месту жительства в ветхом жилье родителями, в силу абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселковони подлежат включению в списки граждан, подлежащих переселению и размер социальной выплаты, должен будет определяться по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил - 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, т.е. как на семью состоящую из 6 человек.

Анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования ФИО1, ФИО2удовлетворить в полном объеме.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Обязать Администрацию города Шахты Ростовской области заключить с ФИО1, ФИО2 выступающим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, 08.10.2021 года рождения; ФИО3 выступающим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО5, 21.07.2021 года рождения, ФИО4, 21.08.2019 года рождения договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за средства господдержки, предназначенные на реализацию программы "Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности", по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации как на семью состоящую из шести человек, из расчета 18 кв. метров - на каждого члена семьи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 (ред. от 29.12.2021) "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 12.04.2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022 года.

Судья:                    И.В. Семцив

2-520/2022 (2-5635/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазарева Анна Александровна
Лазарев Виктор Вячеславович
Лазарев Александр Вячеславович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г. Шахты
Другие
Министерство промышленности и энергетики Ростовской области
Гладышева Анастасия Михайловна
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Семцив Игорь Васильевич
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022Дело оформлено
19.05.2022Дело передано в архив
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее