Санкт-Петербургский городской суд
Рег. № 33-8198/2020 Судья: Яковлева М.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ничковой С.С.. |
судей |
Малининой Н.Г. Рябко О.А. |
при секретаре |
Ковалевой Д.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2020 года гражданское дело № 2-4860/19, поступившее из Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга с апелляционной жалобой Чернышовой Оксаны Владимировны на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2019 года по иску Чернышовой Оксаны Владимировны к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании ее и членов семьи как членов семьи военнослужащего нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, об обязании отменить решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма членам семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Ничковой С.С., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Чернышова О.В. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать ее и членов её семьи нуждающимися в жилых помещениях как членов семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, имевшего основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом до своей смерти с предоставлением денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений;
признать незаконным и отменить решение отделения (территориального <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16.07.2019 года <...> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным;
обязать повторно рассмотреть заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма членам семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы - Чернышовой О.В. с составом семьи 3 (три) человека по избранному месту жительства: <...>
В обоснование исковых требований истец ссылалась на то, что является вдовой <...> К.Н., как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы. <...> К.Н. (личный номер <...>) проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Первый контракт (присвоение первого офицерского звания) о прохождении военной службы был заключен 23.06.2001 года. <...> К.Н. умер <...> года, смерть наступила в период прохождения военной службы. Чернышова О.В. 16.06.2019 года подала заявление в отделение (территориальное <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, в соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 15. ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Решением отделения (территориального г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16.07.2019 года <...> Чернышовой О.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что <...> К.Н. был обеспечен жилым помещением по линии Министерства Обороны РФ. Данным решением ответчика нарушены жилищные права и законные интересы Чернышовой О.В. и членов её семьи.
Чернышова О.В. считает решение отделения (территориального г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16.07.2019 года № <...> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и необоснованным в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих». <...> К.Н. умер в период прохождения военной службы, до даты смерти обратился в отделение (территориальное г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признанным нуждающимся в жилых помещениях, имел основания быть признанными нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом до своей смерти, как военнослужащий – гражданин, обеспеченный на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, которому предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона. Жилое помещение по адресу: <...>, должно было предоставлено <...> К.Н. по месту прохождения военной службы кик служебное жилое помещение или как незаконно предоставленное ответчиком военнослужащему. <...> К.Н. 27.07.2010 не увольнялся и собирался увольняться по льготным основаниям, не избирал место жительства город <...>, так как не имел соответствующий выслуги лет (20 лет и более) и соответственно не мог воспользоваться еще не открывшимся правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства Обороны РФ по избранному месту жительства. То есть право на жилищное обеспечение <...> К.Н. и членов семьи по избранному месту жительства открылось только в 2016 году (обшей продолжительности военной службы 20 лет и более).
Соответственно y истца (так и <...> К.Н.) отсутствуют факты изменения избранного места и повторная постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по линии Министерства обороны РФ. При реализации права на обеспечение жилым помещением <...> К.Н. и членов семьи по избранному месту жительства возможность сдать жилое помещение по адресу: <...> Министерству обороны РФ имеется.
Истец полагает, что с учетом вышеизложенного <...> К.Н. и члены его семьи имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 до своей смерти.
Чернышова О.В. и несовершеннолетние дочери в соответствии с частью 3.1 статьи 24 Федерального закона, как члены семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы, при общей продолжительности военной службы 20 лет и имевшего основания быть признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом до смерти военнослужащего имеет право на предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998. При этом денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с Федеральным законом во внеочередном порядке.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Чернышова О.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Чернышова О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, телефонограммой лично, направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, посредством направления судебной повестки факсимильной связью и электронной почты.
Ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, в судебную коллегию не представлено, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "O статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации - Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280.
Согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
Таким образом, военнослужащим, заключившим первый контракт после 01.01.1998, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства предоставляется один раз.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в определении от 15.10.2018 № 2515-О, закрепляя требование об однократности социального обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, федеральный законодатель исходит из того, что предоставление военнослужащему жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения осуществляется с учетом количества проживающих совместно с ним членов семьи, что, по существу, означает выполнение принятых на себя государством дополнительных обязательств перед этими лицами, связанных с особым характером военной службы, не препятствующее им в дальнейшем реализовать свое право на жилище в общем порядке согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, a потому предусмотренное п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "O статусе военнослужащих" условие об однократности предоставления соответствующих жилищных гарантий, продиктованное недопустимостью необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств, не может расцениваться как расходящееся с конституционным принципом социальной справедливости и нарушающее конституционное право на жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2270-О и № 12272-О от 29.09.2016, №1977-О, от 20.04.2017 № 8900, от 27.06.2017 № 1267-О, от 28.09.2017 № 1949-О и № 1952-О, от 28.06.2018 № 1570-О и др.).
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так, перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> К.Н. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, свой первый контракт заключил 23.06.2001.
Согласно выписки из приказа по строевой части от <...> <...> <...> К.Н., <...>, умерший <...> исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с <...> в связи со смертью.
Согласно имеющейся в учетном деле <...> К.Н. копии договора социального найма <...> от 26.07.2010, выданного Воронежской КЭЧ на жилое помещение по адресу: <...> кв.м, <...> К.Н. совместно с семьей из 3-х человек (супруга – Чернышова О.В., дочери – Чернышова Д.К., <...> года рождения, и Чернышова А.К., <...> года рождения) занимал вышеуказанную жилую площадь.
При этом судом указано, что вопреки доводам истца вышеуказанный договор не являлся договором найма служебного помещения, был заключен <...> К.Н. на общих основаниях. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
С учетом требований ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уровень обеспеченности <...> К.Н. и членов его семьи по договору социального найма составил <...> кв.м. <...>), что превышает учетную норму на одного человека, установленную в <...> в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в размере <...> кв. м.
Решением отделения (территориального г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30.10.2018 г. <...> было отказано <...> К.Н. в повторной постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по линии Министерства обороны РФ в связи с тем, что <...> К.Н. и члены его семьи досрочно использовали право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации путем заключения договора социального найма в <...>, уровень их обеспеченности превышает учетную норму на одного человека, установленную в г<...> в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Копия вышеуказанного решения была получена истцом в интересах своего супруга <...> К.Н., решение оспорено не было.
После смерти супруга <...> истец повторно обратилась в отделение (территориальное <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 15, ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Решением отделения (территориального г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16.07.2019 года <...> Чернышовой О.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что <...> К.Н. был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ путем заключения договора социального найма в г. <...> Указанное жилое помещение подлежало предоставлению <...> К.Н. и членам его семьи по избранному месту жительства при имеющейся продолжительности службы менее 20 лет (по состоянию на 26.07.2010) в связи с предстоящим увольнением по льготным основаниям.
При этом, судом верно указано, что права Чернышовой О.В. и ее несовершеннолетних детей производны от права <...> К.Н.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь вышеизложенными нормами права, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходил из того, что поскольку <...> К.Н. совместно с членами своей семьи досрочно использовали право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации путем заключения договора социального найма в г<...>, в связи с чем он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец также утратила такое право. Изменение избранного места жительства действующее законодательство не предусматривает.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что отделением (территориальное, г. <...>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято законное и обоснованное решение об отказе Чернышовой О.В. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не усмотрел.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и своего подтверждения не нашли, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, которым судом дана надлежащая оценка, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи