Дело № 12-116/2021
34RS0001-01-2021-001941-49
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 26 июля 2021 года
Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Савокина ФИО15, рассмотрев жалобу должностного лица – менеджера по экологии акционерного общества «Северсталь канаты» Скулкова ФИО10 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Поплиева ФИО8 № 11/18-21-Э от 30 марта 2021 года по делу об административном правонарушении,
с участием
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Поплиева А.С. № 11/18-21-Э от 30 марта 2021 года должностное лицо – менеджер по экологии акционерного общества «Северсталь канаты» Скулков ФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, Скулков ФИО12 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель АО «Северсталь канаты» Сарычева ФИО16, Скулков ФИО13, жалобу поддержали, просили постановление от 30 марта 2021 года отменить, по доводам указанным в жалобе.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Ильина ФИО14 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы АО «Северсталь канаты».
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, считаю постановление подлежащем отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения права каждого человека на получение полной и достоверной экологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении: 1) полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля; 2) информации, содержащейся: в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; декларации о воздействии на окружающую среду; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности; 3) а равно искажении сведений о состоянии: земель; водных объектов и других объектов окружающей среды.
Сокрытие экологической информации представляет собой ее недоведение, полное или частичное, до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Умышленное искажение экологической информации или искажение экологических сведений предполагает сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений. Несвоевременность сообщения экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.
Как отмечается в Постановлении Верховного Суда РФ от 22 сентября 2014 года по делу N 308-АД14-288, объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. Там же говорится о том, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное сообщение) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.5 КоАП РФ, зависит от характеристики объективной стороны. В частности, сокрытие экологической информации может быть как умышленным, так и неосторожным; искажение экологической информации может быть только умышленным; несвоевременное сообщение экологической информации может быть как умышленным, так и неосторожным; искажение экологических сведений может быть только умышленным.
Как установлено судом, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении АО «Северсталь канаты».
В ходе проверки произведен отбор проб отходов и дано заключение эксперта филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области от 1 марта 2021 года № 8 о соответствии проб отходов материалам паспортизации (компонентному составу, классу опасности) для отхода: эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%.
Согласно заключения эксперта от 1 марта 2021 года, на основании документа по установлению класса опасности отхода «Об утверждении Критериев отнесения отходов к 1-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (приложение № 5)» и по результатам биотестирования отход «Эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%», образующийся в сталепроволочном цехе при волочении проволоки с использованием смазки и СОЖ (смазочно-охлаждающие жидкости), отобранной на территории АО «Северсталь канаты» из емкости для отработанных эмульсий отнесен к 111 классу опасности для окружающей среды, имеет жидкое агрегатное состояние.
Полученный класс опасности не соответствует материалам паспортизации – паспорту отходов 1-1V класса опасности, составленному на отход «Эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%», имеющему 1V класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области сделан вывод о том, что в нарушение действующего законодательства, в сведениях статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, представленных АО «Северсталь канаты» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области 12 января 2021 года, в учете по обращению с отходами за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года и за 2020 год, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного 21 декабря 2018 года приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 1309, со сроком действия с 21 декабря 2018 года до 20 декабря 2023 года, а также в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (представлена 1 февраля 2021 года) АО «Северсталь канаты» представлена недостоверная информация об отходе «Эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%», 1V класса опасности, образующийся в сталепроволочном цехе при волочении проволоки с использованием смазки и СОЖ, в то время как по результатам лабораторных исследований вышеназванный вид отхода отнесен к 111 классу опасности.
Таким образом, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области ставится в вину АО «Северсталь канаты» сокрытие, умышленное искажение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, поданной обществом за 2020 год.
Однако с таким вывод суд согласиться не может на основании следующего.
АО «Северсталь канаты» эксплуатирует два объекта негативного воздействия, в результате деятельности образуются отходы 1-V классов. На отходы 1-1V классов разработаны паспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке паспортизации отходов 1-1V класса опасности».
Всего на предприятии образуются 37 отходов, из них 1 класса опасности – 1 вид отхода 11 класса опасности – не образуются, 111 класса опасности – 6 видов отходов, 1V класса опасности – 10 видов отходов, V класса опасности – 20 видов отходов.
18 февраля 2021 года специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области были отобраны пробы для определения степени токсичности отхода, вручную, в стеклянную банку 2,5 кг. Указан тип пробы – объединенная из трех точечных, наименование отхода – Эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%» в сталепроволочном цеху в емкости для отработанных эмульсий.
Заключением эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 8 от 1 марта 2021 года установлено, что данные пробы соответствуют отходу третьего класса опасности для окружающей природной среды.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля эксперт Мышко ФИО18 пояснила, что отобранные пробы были доставлены в лабораторию, ею проведены исследования, сделано заключение об отнесении отхода к третьему классу опасности, в то время как по паспорту данной отход относился к 1V классу опасности. Данные пробы отбирались в соответствии с требованиями Методических рекомендаций ПНДФ 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Налимова ФИО20 пояснила, что она является одним из разработчиков Методических рекомендаций «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления» ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. При отборе проб необходимо соблюдать данные рекомендации, так как их несоблюдение отрицательно скажется на результате исследования.
Считает, что полученный экспертом ЦЛАТИ результат об отнесении отхода «Эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%» к третьему классу опасности, нельзя признать обоснованным, так как неправильно были отобраны пробы для исследования.
В соответствии с Методическими рекомендациями «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления» ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, жидкие отходы отбирают непосредственно из объекта хранения. Если жидкие отходы хранятся в емкости большого объема и перемешивание произвести невозможно, то отбор точечных проб производится по вертикали с трех уровней: верхнего (на 10 см ниже поверхностного отхода), среднего (в середине глубины объекта хранения отхода), нижнего (на 10 см выше дна объект хранения отхода). Далее объединенную пробу смешивают объемом не менее 500 куб.см каждая в соотношении 1:3:1. Точечные пробы сливают в отдельную емкость и тщательно перемешивают. Для анализа отбирают объединенную пробу объемом не менее 2 куб. дм.
Утверждает о том, что пробы были отобраны неправильно, из протокола отбора от 18 февраля 2021 года невозможно определить правильность отбора проб, последовательность, отсутствует указание каким методом с каких глубин взяты пробы, т.е. нарушены требования Методических рекомендаций. Ею было составлено экспертное заключение по оценке результатов протоколов отбора проб и определения токсичности отхода, где она пришла к выводу о том, что были нарушены требования к отбору проб.
Не доверять показаниям свидетеля Мышко ФИО19 у суда нет оснований, однако она не присутствовала при отборе проб, осуществляла их исследование и пришла к заключению об отнесении их к 111 классу опасности.
Не доверять показаниям свидетеля Налимовой ФИО21 у суда нет оснований, так как она является действующим техническим экспертом, имеет высшее экологическое образование, является разработчиком Методических рекомендаций, которые использовались при отборе проб 18 февраля 2021 года, заинтересованности в исходе дела не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при отборе проб 18 февраля 2021 года были нарушены Методические рекомендации по отбору проб, в связи с чем считает, что заключение эксперта № 8 от 1 марта 2021 года нельзя признать достоверным.
Кроме того, данные отборы проб были проведены 18 февраля 2021 года, т.е. после представления АО «Северсталь канаты» документации: декларации о воздействии на окружающую среду; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, поданной обществом за 2020 год, в связи с чем проведенное исследование по ним не может свидетельствовать о том, что в 2020 году отход соответствовал третьему классу опасности, так как накопленные отходы из емкости, из которой брались пробы, периодически отгружаются на шламоотвал и в емкости образуются новые отходы. В подтверждение чего представлены справки от 20.01.2021г., 22.01.2021г., 27.01.2021г., 01.02.2021г.
У АО «Северсталь канаты» на отход «Эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%» имеется паспорт отходов, из которого следует, что данный отход имеет 1V класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В АО «Северсталь канаты» имеется технологическая инструкция ТИ 171 МТ.ПР 7-2013 «Приготовление эмульсии для станов тонкого волочения» от 2013 года, от 2018 года, как следует из пояснений представителей общества, данный процесс является неизменным на протяжении многих лет.
Доказательств того, что нормативными актами на АО «Северсталь канаты» возложена обязанность самостоятельно проводить отбор проб отходов и проверять их на соответствие классу отхода, не представлено.
Статья 30.7 КоАП РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области от 25.03.2021г. подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу менеджера по экологии акционерного общества «Северсталь канаты» Скулкова Дмитрия Алексеевича оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области от 25.03.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении менеджера по экологии акционерного общества «Северсталь канаты» Скулкова ФИО9 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - ФИО17 Савокина