Решение по делу № 2-30/2024 от 12.01.2024

Дело 2-30/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 марта 2024года пос. Покровское

Покровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Гончаровой О.Н.,

при секретаре Никишиной З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Сапелкиной Р. А. к администрации Покровского района Орловской области, Покровскому районному Совету народных депутатов Покровского района Орловской области о взыскании недополученной муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и о признании недействительным приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов,

У С Т А Н О В И Л:

    Сапелкина Р.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к администрации Покровского района Орловской области, Покровскому районному Совету народных депутатов Покровского района Орловской области о взыскании недополученной муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и о признании недействительным приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов.

    В обоснование заявленных требований указала, что с 01 июня 2010 года истцу была назначена пенсия по выслуге лет как бывшему муниципальному служащему в размере 5594 рубля 04 копейки при муниципальном стаже 23 года 5 месяцев, что составляет 69%. С 24 декабря 1979 года истец была принята на должность инспектора Покровского райсо Орловской области, с 19 января 1986 года утверждена заведующей отделом социального обеспечения райисполкома на основании решения сессии исполкома райсовета от 01 марта 1985 года, с 27 января 1992 года назначена заведующей отделом социального обеспечения районной администрации, с 22 сентября 1997 года переведена на должность начальника отдела социальной защиты населения и работала в этой должности до 16 мая 2003 года. Пенсия была назначена в соответствии с законом Орловской области от 09 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» и Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Покровского района» № 18/4-рс от 28 марта 2008 года. С 01 октября 2015 года по настоящее время истцу выплачивается пенсия в фиксированном размере 1500 рублей, с суммой расчета которой истец не согласна и считает его необоснованным. Формула расчета от 24 июля 2023 года № 1-3616 уменьшения получаемой пенсии не соответствует содержанию действующего Положения № 22/6-рс от 01 ноября 2013 года. По установлению обоснованности выплачиваемого размера пенсии за выслугу лет в размере 1500 рублей истец обращалась с заявлением в районную прокуратуру 27 марта 2023 года, 23 августа 2023 года и в областную прокуратуру 17 октября 2023 года. В ответах прокуратуры не дана оценка правомерности расчета выплачиваемой пенсии в спорном периоде. Начиная с 01 октября 2015 года расчет пенсии произведен не в соответствии с изначальной редакцией Положения «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной ) основе» от 01 ноября 2013 года № 22/6-рс, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 01 ноября 2013 года № 22/6-рс, а также принятому решению № 35/4-рс от 17 августа 2015 года о внесении изменений и дополнений в Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат». Из анализа материалов сайта, оригиналов и архивных документов, датированных одной датой имеются разночтения, затрагивающие содержание отдельных пунктов Положения. В действующем Положении п.1 раздел 5 с учетом принятых изменений вычет страховой пенсии не предусмотрен. В приложенной формуле расчета пенсии по выслуге лет администрацией района от 24 июля 2023 года № 1-36-16 валоризация в сумме 2235 рублей 91 копейка не должна вычитаться, так как включается в сумму страховой пенсии. Общая формула исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему за 2021, 2022,2023 годы представлена следующим образом 39600 –месячное денежное содержание х0,7-установленный коэффициент от денежного содержания х 69%-пенсионный коэффициент муниципального служащего- фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости = пенсия за выслугу лет. Сумма недополученной пенсии за выслугу лет за три года составила 392451 рубль 36 копеек. Кроме того текст приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов №5/8-рс от 23 декабря 2016 года о внесении изменений и дополнений в Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат» обезличен, в нем отсутствует механизм фиксации в виде печати, подписи лиц, принимавших решение по данному документу, не указано на кого возложен контроль исполнения внесенных изменений. Просит суд признать приложение к решению № 5\8-рс от 23 декабря 2016 года о внесении изменений и дополнений в Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат»недействительным, взыскать с администрации Покровского района Орловской области в пользу истца недополученную пенсию по выслуге лет в муниципальной службе за периоды 2021, 2022, 2023 годы в размере 392451 рубль 36 копеек, также уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей и транспортные расходы.

В судебном заседании истец Сапелкина Р.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске и в уточненных требованиях. Просила удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель ответчика администрации Покровского района Орловской области Казаков Н.М. исковые требования не признал, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

    Представитель ответчика Покровского районного Совета народных депутатов Покровского района Орловской области Горохов В.С. исковые требования не признал. Решение обсуждалось на сессии районного Совета народных депутатов со всеми приложениями. Решение было подписано и сдано в архив в 2016 году.

    Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно статье 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Орловской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Орловской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Орловской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Орловской области. Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Как установлено материалами дела, постановлением администрации Покровского района Орловской области от 18 июня 2010 года № 789 Сапелкиной Р.А. с 01 июня 2010 года назначена пенсия за выслугу лет согласно прилагаемым расчетам, которая составила 5594 рубля 04 копейки (т. 1 л.д. 68).

Решением Покровского районного Совета народных депутатов № 22/6-рс 01 ноября 2013 года утверждено Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского районе на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат (т.1 л.д. 45-62).

17 августа 2015 года решением Покровского районного Совета народных депутатов № 35/46-рс внесены изменения и дополнения в Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского районе на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат ( т.1 л.д. 63-66).

    Расчет пенсии истцу стал производиться с учетом вышеназванного положения, размер которой с 01 октября 2015 года составил 1500 рублей. Расчет пенсии представлен в справках из личного дела истца. Сапелкина Р.А. уведомлялась об изменении размера выплачиваемой пенсии( т.1 л.д. 67-132, 170-171).

    Из показаний допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела финансов и налоговой политики администрации Покровского района Орловской области Н. следует, что размер пенсии Сапелкиной Р.А. рассчитывается согласно Положению о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского районе на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат. Исходя из расчета, размер пенсии истца составляет минус 124 рубля 31 копейка, поскольку в Положении указано, что размер пенсии не может быть ниже 1500 рублей, он и был установлен Сапелкиной Р.А.

Прокуратурой Покровского района Орловской области не было установлено в ходе проверки по заявлению истца нарушений законодательства при назначении Сапелкиной Р.А. пенсии за выслугу лет (т.1 л.д.198-203).     

Обоснованность расчета назначенной Сапелкиной Р.А. пенсии по выслуге лет в муниципальной службе был проверен судом и признан правильным.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Покровского района Орловской области, в том числе и Сапелкиной Р.А.

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.

Следовательно, довод истца о том, что ее размер пенсии по выслуге как муниципального служащего Покровского района Орловской области не может быть ниже ранее установленного, нельзя признать правильным.

Несостоятельным является довод Сапелкиной Р.А. о недопустимости перерасчета, ранее назначенной ей пенсии, в частности, перерасчета пенсии за выслугу лет в связи с внесениями изменений в Положение, поскольку он основан на неправильном толковании действующего законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Покровского района Орловской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – Орловской области. Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.

     Довод исковых требований о признании недействительным приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов № 5/8-рс от 23 декабря 2016 года о внесении изменений и дополнений в Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат» в связи с отсутствием в документе печати и подписи лиц, принимавших решение по данному документу, отсутствием указания лиц, на которых возложен контроль за исполнением внесенных изменений суд считает несостоятельным.

Из представленных материалов следует, что решением Покровского районного Совета народных депутатов № 5/8-рс от 23 декабря 2016 года были внесены изменения и дополнения в Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Покровского района на постоянной (штатной) основе, порядке назначения и выплат», приложение является неотъемлемой частью решения, которая непосредственно содержит вносимые изменения. Решение подписано главой района и председателем районного Совета народных депутатов. Из текста решения усматривается, что изменения и дополнения в Положение вносятся согласно приложению. Вопрос о внесении изменений и дополнений в Положение был рассмотрен на пятой сессии Покровского районного Совета народных депутатов Орловской области 23 декабря 2016 года, изменения приняты единогласно, протокол заседания содержит подписи председателя районного Совета народных депутатов и секретаря. Само по себе отсутствие подписи в приложении не свидетельствует о недействительности документа(т. 1 л.д. 204-205, т. 2 л.д. 29-30).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об отказе Сапелкиной Р.А. в удовлетворении исковых требований к администрации Покровского района Орловской области, Покровскому районному Совету народных депутатов Покровского района Орловской области о взыскании недополученной муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и о признании недействительным приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов.

    Поскольку истцу отказано в удовлетворении иска, оснований для взыскания в ее пользу уплаченной государственной пошлины и транспортных расходов не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    в удовлетворении искового заявления Сапелкиной Р. А. к администрации Покровского района Орловской области, Покровскому районному Совету народных депутатов Покровского района Орловской области о взыскании недополученной муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и о признании недействительным приложения к решению Покровского районного Совета народных депутатов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Покровский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста.

    Мотивированный текст решения изготовлен 03 апреля 2024 года.

Судья О.Н.Гончарова

2-30/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сапелкина Раиса Алексеевна
Ответчики
Покровский районный Совет народных депутатов
Администрация Покровскогорайона Орловской области
Другие
Представитель ответчика - Казаков Николай Михайлович
Суд
Покровский районный суд Орловской области
Судья
Гончарова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
pokrovsky.orl.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
17.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2024Предварительное судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Дело оформлено
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее