Решение по делу № 2-2062/2019 от 14.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре Каримовой Л.А.,

с участием истца Сырова Сергея Владимировича, представителей истцов Платоновой Н.А., Кульбашной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сырова Сергея Владимировича, Сыровой Александры Владимировны к Администрации г.о. <адрес> о признании права общей долевой собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Сыров С.В., Сырова А.В. обратились в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что им на праве общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, которым они пользуются с <дата>. Поскольку жилой дом создан до вступления в силу Закона СССР от <дата> N 1305-1 "О собственности в СССР", земельный участок под домом площадью 1000 кв.м должен быть предоставлен им бесплатно в собственность, поскольку они фактически используют его. В заявительном порядке оформить сои права на землю истцы не смогли, что обусловило их обращение с иском в суд.

В связи с чем, истцы, уточнив свои требования, просят суд признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на земельный участок площадью 1 000 кв.м под жилой дом с приусадебным участком расположенный по адресу: <адрес>, в координатах характерных точек границ, указанных в схеме расположения границ от <дата>, составленной кадастровым инженером Абзалетдиновым Ю.Р.

Представители Администрации г.о. <адрес>, Департамента управления имуществом г.о. <адрес>, Департамента градостроительства г.о. <адрес> Управления Росреестра по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В силу ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, не возражавших относительно продолжения рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Сыров С.В., представители истцов Платонова Н.А. по доверенности от <дата>, Кульбашная М.В. по доверенности от <дата> в судебном заседании требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, дали объяснения по своему содержанию соответствующие доводам иска, дополнив, что спора по границам не имеется, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, расположен на территории г.о. <адрес> и необходим для использования дома с учетом исторически сложившихся более 15 лет границ.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 8 ст. <адрес> от <дата> N 94-ГД "О земле" расположенный в границах населенного пункта земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от <дата> N 1305-1 "О собственности в СССР" жилой дом, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок.

Предоставление в собственность гражданина (граждан) бесплатно земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей части, осуществляется в пределах норм, установленных законом <адрес>.

Из материалов дела усматривается, что вступившим <дата> в законную силу решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> за Сыровым С.В., Сыровой А.В. признано право общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым на жилой дом по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Решением суда установлено, что в указанном жилом доме истцы проживают с <дата>

Право общей долевой собственности истцов на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН <дата>, что усматривается из выписки из ЕГРН от <дата>, согласно которой год завершения строительства дома указан <дата>, что также усматривается из кадастровый выписки на здание от <дата> и материалов инвентарного дела, предоставленных АО «РГЦИУОН – Федеральное бюро технической инвентаризации».

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. <адрес> от <дата> истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка под домом в виду недопустимости его предоставления на заявленном праве.

Вместе с тем согласно схеме расположения границ от <дата>, составленной кадастровым инженером Абзалетдиновым Ю.Р. площадь земельного участка под домом истцов составляет 1000 кв.м.

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Как следует из статьи 22 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельныхучастках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно положениям ч.ч. 1-3 ст. 39 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Показаниями свидетеля Семеновой Т.А., не доверять которой оснований не имеется, подтверждается существование границ земельного участка истцов более 15 лет в неизменном виде.

Споров по границам земельного участка не имеется, что усматривается из акта согласования границ, подписанного смежными землепользователями без замечаний.

Таким образом, земельный участок в испрашиваемых границах, используется в целях эксплуатации расположенного на нем жилого дома, собственниками которого являются истцы и необходим для такого использования.

Площадь земельного участка не превышает нормы, установленной законом <адрес> (1000 кв.м).

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от <дата> спорный земельный участок находится вне водоохранной зоны, вне береговой полосы водных объектов.

Как следует из сообщения Департамента градостроительства г.о. <адрес> от <дата> территориальное зонирование в районе испрашиваемого земельного участка не определено, разрешенные виды использования не установлены, земельный участок находится вне границ красных линий.

В соответствии с письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от <дата> земельный участок истца в уточненных границах полностью относится к землям лесного фонда и находится в квартале 84 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества, что также усматривается из сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от <дата> .

Однако данное обстоятельство не умаляет право истцов приобрести земельный участок в собственность, поскольку на нем расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом, 1949 года постройки в который они вселились в 1977 году. В связи с чем, фактическое назначение земельного участка определяется эксплуатацией объекта индивидуального жилищного строительства и не может являться лесным участком.

Кроме того согласно выписке из ИСОГД от <дата> испрашиваемый истцами земельный участок входит в границы г.о. <адрес> и располагается в границах <адрес>, то есть располагается в границах населенного пункта.

Согласно подп.1 п.4 ст.14 Федерального закона от <дата> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до <дата> предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (п.12 ст.14 федерального закона).

В случаях, указанных в п.п.4, 9 и 13 ст.14 данного федерального закона, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется (п.15 ст.14 Федерального закона от <дата> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Согласно Федеральному закону от <дата> № 280-ФЗ сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее - лесные участки), содержащиеся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Федеральным законом от 29.07.2017г. №280-ФЗ предусмотрены следующие случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда:

изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, или изменением границ населенных пунктов, территориальных зон (части 3, 4 статьи 14 Федерального закона от <дата> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе), части 6, 14 статьи 34, часть 5 статьи 60.2 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

При наличии у гражданина права на получение земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно в соответствии с положениями п.2.7 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется в соответствии со схемой расположения (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан) на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ.

При подготовке межевого плана в отношении земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» указывает на наличие предусмотренных п.4 ст.14 Закона о переводе обстоятельств, в соответствии с которыми категория земель, к которой отнесен образуемый земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения или земли населенных пунктов), отличается от категории земель, к которой отнесен исходный лесной участок СНТ (земли лесного фонда).

Таким образом, при государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, он будет отнесен органом регистрации прав к категории земель, отличной от категории земель лесного фонда, без решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Положениями, введенными Федеральным законом № 280-ФЗ, не предусмотрен особый порядок установления, изменения вида разрешенного использования земельных участков, а также приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от <дата> (далее – Классификатор).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается (изменяется, приводится в соответствие с Классификатором) после устранения противоречий между ЕГРН и ГЛР в общем порядке.

Доказательства изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установление федеральным законом запрета на приватизацию данного земельного участка или его резервирования для государственных или муниципальных нужд Администрацией г.о. Самара не представлены. Иные основания ограничивающие право истцов на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка отсутствуют.

Таким образом, земельный участок истцов из оборота не изъят и в обороте не ограничен, в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрет на его передачу в частную собственность федеральным законом не установлен.

Право истцов на землю следует из представленных в дело доказательств.

В заявительном порядке оформить свое право на земельный участок истцы не смогли, по указанным выше основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Таким образом, требования истцов основаны на законе, подтверждаются представленными в дело доказательствами, совокупность которых является достаточной для удовлетворения иска по заявленным основаниям.

На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Сырова Сергея Владимировича, Сыровой Александры Владимировны к Администрации г.о. <адрес> о признании права общей долевой собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за Сыровым Сергеем Владимировичем, Сыровой Александрой Владимировной право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на земельный участок площадью 1000 кв.м, под жилой дом с приусадебным участком расположенный по адресу: <адрес> в следующих координатах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение суда составлено <дата>.

2-2062/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыров С.В.
Сырова А.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Департамент градостроительства г.о. Самара
Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
krasnoglinsky.sam.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2019Подготовка дела (собеседование)
23.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2019Подготовка дела (собеседование)
12.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2019Судебное заседание
11.10.2019Судебное заседание
24.10.2019Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее