Дело № 2-44/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Кривобокове Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 13 января 2015 г. гражданское дело по иску Горшкова Э. А. к Администрации городского поселения «Емва» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Колтырина Л.И. действующая в интересах Горшкова Э.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения «Емва» о предоставлении квартиры. В обоснование указано, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован, является непригодной для проживания в результате пожара.
На основании определения к участию в процессе в качестве третьего лица привлечена АМР «Княжпогостский», Княжпогостский производственный участок Сыктывкарского отделения филиала ФГУП «Ростехинвеннтаризация – Федеральное БТИ» по РК.
Истец и его представитель Колтырина Л.И. в судебном заседании поддержали иск.
Представитель ответчика Кулешова Н.В. в судебном заседании иск не признала.
Администрация МР «Княжпогостский» не направила в судебное заседание своего представителя, об отложении судебного заседания не просила. Ранее в судебном заседании представитель пояснил, что спорный объект в муниципальную собственность не передавался, в реестре муниципальной собственности данный дом не состоит.
Представитель Княжпогостского производственного участка Сыктывкарского отделения филиала ФГУП «Ростехинвеннтаризация – Федеральное БТИ» по РК в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии представителей третьего лица.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в квартире <№> в доме <№> по <адрес> зарегистрирован истец. Данная квартира была предоставлена родителям истца ТОО «<данные изъяты>». <ДД.ММ.ГГГГ> в доме <№> по <адрес> произошел пожар в результате чего квартира <№> данного дома была уничтожена огнем. На момент пожара в спорном жилом помещении зарегистрирован один человек (Горшков Э.А.).
Согласно информации Управления Росреестра по Республике Коми отсутствует информация о регистрации Горшковым Э.А. прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно информации Княжпогостского производственного участка Сыктывкарского отделения филиала ФГУП «Ростехинвеннтаризация – Федеральное БТИ» по РК от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: <адрес> на учете не состоит. В виду этого копию технического паспорта и любую другую информацию по данному объекту выдать не представляется возможным.
Проверяя доводы сторон, в ходе судебного заседания был допрошен свидетель ФИО1, который суду показал, что проживал до пожара спорного дома по соседству с Горшковым Э.А., знает, что все дома в указанном месте принадлежали ТОО «<данные изъяты>», после ликвидации леспромхоза администрацией данный жилой фонд не был принят. Представителем ответчика данные показания не оспаривались.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> ТОО «<данные изъяты>» ликвидировано. Общество было исключено из единого реестра юридических лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в старой редакции) жилищный фонд социального использования подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Вместе с тем, судом установлено, что спорный жилой дом не передавался в муниципальную собственность.
В силу статьи 19 Жилищного кодекса РФ к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Пункт 3 ст.85 Жилищного кодекса РФ предусматривает выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ в случае признания занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Оценив установленные по делу обстоятельства, исходя из вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что в нарушение указанных требований законодательства Администрацией муниципального образования «Княжпогостский район», а также Администрацией городского поселения «Емва» как органом местного самоуправления, уполномоченных обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, не приняты меры по включению жилого дома <№> по <адрес> в муниципальную собственность. Жилое помещение, в котором зарегистрирован истец является непригодным для проживания в связи с пожаром, поэтому необходимо обязать администрацию городского поселения «Емва» предоставить истцу иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Из п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В ч. 5 ст. 57 ЖК РФ указано, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При установленных обстоятельствах Горшков Э.А. имеет право на получение по договору социального найма жилого помещения в виде отдельной квартиры, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, однако учитывая, что сторонами не представлены доказательства, подтверждающие площадь спорного жилого помещения, суд считает возможным применить ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, обязав ответчика предоставить жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления.
В соответствии с решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26.09.2005 №175 (ред. от 14.03.2006) «Об учетной норме площади жилья и норме предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Княжпогостский район», норма предоставления - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, требования истца заявлены обосновано и подлежат удовлетворению, необходимо обязать ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 14 квадратных метров.
Руководствуясь ст. ст. 1, 2, 15, 57, 85, 87, 89 ЖК РФ, 25 ГК РФ, Федеральными законами от 26.10.2002г. № 127-ФЗ, от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Горшкова Э. А. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Емва» предоставить Горшкову Э. А., зарегистрированному по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 14 кв. метров, отвечающую уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям г. Емва, в черте города Емва по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы в Княжпогостский районный суд.
Судья О.Н. Мишина
Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2015 г.