Дело № 2а-1988/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзуцевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Сабановой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Затеречного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Затеречного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет на странице по адресу: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обязании включить сайт ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В обоснование искового требования было указано, что в ходе мониторинга установлено, что в сети Интернет на странице ..., осуществляется публичное демонстрирование фотоизображений нацистской символики, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ) является экстремистской деятельностью.
Под нацисткой символикой понимают материальные объекты - символику, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией; к такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли.
Страница ... открыта для посещения и просмотра неограниченному кругу лиц.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ одним из видов экстремистской деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Согласно частей 1,6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В отношении информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на противодействие экстремистской деятельности.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не явился, извещен в установленном законом порядке, при этом обратился к суду с письменным ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя Роскомнадзора, представив суду письменное пояснение в порядке ст. 68 КАС РФ.
Из представленного в суд объяснения в порядке ст. 68 КАС РФ усматривается, что в ходе проверки Управлением установлено, что интернет-страница ... в Едином реестре отсутствует.
Суд, с учетом вышеизложенного и при наличии сведений об извещении участников административного процесса о времени месте судебного разбирательства по правилам статей 96-99 КАС РФ, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что требование прокурора Затеречного района г. Владикавказ РСО-Алания законно, обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ №О противодействии экстремистской деятельности» настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ одним из видов экстремистской деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Согласно частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается из акта осмотра ресурса сети «Интернет» ... от ..., в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на странице по адресу: ..., в свободном доступе находится информация с фотоизображениями нацисткой символики.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», интернет-страница ..., в едином реестре отсутствует.
Таким образом, судом было достоверно установлено, что информация, размещённая на странице сайта с адресом ..., носит экстремистский характер.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Целью обращения прокурора Затеречного района г. Владикавказа в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Затеречного района г.Владикавказа в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Затеречного района г.Владикавказа РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания по РСО-Алания о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в социальной сети Интернет на сайте ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания включить сайт ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», ограничить доступ к пользованию данным сайтом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья А.А. Дзуцева