Решение по делу № 3а-242/2020 от 31.08.2020

Дело № 3а-242/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 октября 2020 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Яцкевич Т.В.

с участием прокурора Соловьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бубович Л В, Калининой В Т, Морозовой О П, Жилкина В Ю, Павловой Л В, Поцелуевой А В о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года № 208-2 «О жалобах Кукарцевой Г.В., Локтева В.П., Петрова М.В., Старикова А.В.»

УСТАНОВИЛ:

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года № 208-2 «О жалобах Кукарцевой Г.В., Локтева В.П., Петрова М.В., Старикова А.В.» постановлено:

- привести решение ИКМО Новоизмайловское от 09 сентября 2019 № 27-1 «Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, 139, 140, 141» в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 141 с отметкой «Повторная», изложив в новой редакции подпункт 2.2 и 2.4 пункта 2 указанного решения, т.е. избранными депутатами по многомандатному избирательному округу по многомандатному избирательному округу № 139 признаны Соловьев О.В., Денисова В.Б., Коль Д.И., Кукарцева Г.В., Попов Ю.В., избранными депутатами по многомандатному избирательному округу по многомандатному избирательному округу № 141 признаны Петров М.В., Локтев В.П., Стариков А.В., Шубин С.Б., Щебуняева Л.Н.;

- зарегистрировать указанных лиц как избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по соответствующим избирательным округам;

- внести изменения в решение ИКМО Новоизмайловское от 17 сентября 2019 № 29-1 «О регистрации избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, 139, 140, 141», изловив подпункты 1.2 и 1.4 пункта 1 этого решения в новой редакции, предусматривающей регистрацию указанных лиц в качестве избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва.

- выдать зарегистрированным депутатам Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва Соловьеву О В, Колю Д И, Кукарцевой Г В, Старикову А В, Петрову М В, Локтеву В П удостоверения об избрании (т.1 л.д.81-86).

Административные истцы, признанные и зарегистрированные депутатами Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва (далее - МС МО Новоизмайловское) по многомандатным избирательным округам № 139 и №141 решениями избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское (далее – ИКМО Новоизмайловское) от 09 сентября 2019 года № 27-1 «Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, № 139, № 140, № 141» и от 17 сентября 2019 года № 29-1 «О регистрации избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, № 139, № 140, № 141», обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года № 208-2, ссылаясь на то, что этим решением фактически отменены решение ИКМО Новоизмайловское от 09 сентября 2019 № 27-1 в части признания административных истцов избранными депутатами МС МО Новоизмайловское по многомандатным избирательным округам № 139 и № 141, и решение ИКМО Новоизмайловское от 17 сентября 2019 года № 29-1 в части регистрации их избранными депутатами МС МО Новоизмайловское, чем нарушено пассивное избирательное право административных истцов, оспариваемое решение является незаконным, принято с превышением установленной компетенции.

Административные истцы полагают, что Санкт–Петербургская избирательная комиссия в нарушение положений пункта 10 статьи 75 и пункта 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) рассмотрела по существу жалобы лиц, утративших права, связанные со статусом кандидатов в депутаты после официального опубликования результатов выборов; в нарушение требований пункта 6 статьи 75 Федерального закона, не признав незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское, приняла решение по существу рассматриваемых жалоб, а также рассмотрела по существу жалобы Кукарцевой Г.В. и Локтева В.П., не содержащие доводов относительно несогласия с бездействием ИКМО Новоизмайловское, выраженном в неисполнении решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года № 180-1; приняла оспариваемое решение, в том числе, в отношении Коля Д.И. и Соловьева О.В., которые не обращались с жалобами в Санкт-Петербургскую избирательную комиссии; приняв обжалуемое решение по существу, не мотивировано не отменила и не признала утратившим силу решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 № 180-1; оспариваемое решение в части регистрации избранных депутатов и выдачи им удостоверений об избрании принято ранее истечения срока, установленного пунктом 4 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 № 303-46 и при отсутствии жалоб указанных лиц относительно бездействия ИКМО Новоизмайловское в связи с не регистрацией их избранными депутатами и отказов выдачи удостоверений об избрании.

Представитель административных истцов Ефимов И.Е., являющийся также представителем МС МО Новоизмайловское, в суд явился, поддержал заявленные требования, представил письменные дополнения обоснование вышеуказанных доводов (т.3 л.д.20-26).

Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О. в суд явился, выразил несогласие с административным исковым заявлением, представил возражения на него. (т.1 л.д. 75-80.)

Заинтересованные лица Локтев В.П., Стариков А.В., Петров М.В., представитель заинтересованных лиц Соловьева О.В., Петрова М.В., Кукарцевой Г.В., Коля Д.И. - Дьячкова Т.А. в суд явились, возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменную позицию по делу (т.3 л.д.4-7).

Представитель заинтересованного лица ИКМО Новоизмайловское Березин А.В. в суд явился, поддержал заявленные требования.

Представитель привлеченной к участию в деле для дачи заключения в соответствии с частью 7 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в суд не явился, представил заключение, согласно которому полагает требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению (т.2 л.д.183-192).

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приход к следующему.

Из материалов дела следует, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское от 19 июня 2019 года N 138-05 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва.

Решением ИКМО Новоизмайловское от 24 июня 2019 года N 2-7 полномочия окружных избирательных комиссии многомандатных округов NN 138-141 по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское возложены на ИКМО Новоизмайловское.

Решением ИКМО Новоизмайловское от 09 сентября 2019 года № 27-1 «Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, 139, 140, 141» признаны состоявшими и действительными выборы депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, № 139, № 140, № 141.

Пунктом 2 указанного решения признаны избранными депутатами МС МО Новоизмайловское шестого созыва зарегистрированные кандидаты, получившие набольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по многомандатным избирательным округам.

Так, согласно подпункту 2.2 пункта 2 указанного решения, по многомандатному избирательному округу № 139 признаны избранными Бубович Л В, Денисова В Б, Калинина В Т, Морозова О П Попов Ю В.

В силу подпункта 2.4 пункта 2 этого решения по многомандатному избирательному округу № 141 признаны избранными Жилкин В Ю, Павлова Л В, Поцелуева А В, Шубин С Б, Щебуняева Л Н (т.1 л.д.30-32)

Решением ИКМО Новоизмайловское от 17 сентября 2019 года № 29-1 «О регистрации избранных депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, 139, 140, 141» постановлено: зарегистрировать избранных депутатов МС МО Новоизмайловское в количестве 20 человек, в том числе по избирательному округу № 139 Бубович Л В, Денисову В Б, Калинину В Т, Морозову О П, Попова Ю В (подпункт 1.2); по избирательному округу № 141 Жилкина В Ю, Павлову Л В, Поцелуеву А В, Шубина С Б, Щебуняеву Л Н (подпункт 1.4) (т.1 л.д.33-35)

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года по административному делу № 2а-7301/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2020 года, частично удовлетворены административные иски Старикова А.В., Локтева В.П., Петрова М.В. отменено решение Участковой избирательной комиссии № 1393 об итогах голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по избирательному округу № 141; в удовлетворения административного иска в части признания незаконным решения ИКМО Новоизмайловское об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, № 139, № 140, № 141 от 09 сентября 2019 года № 27-1 отказано. При этом суд установил, что допущенные УИК № 1393 нарушения норм избирательного законодательства при подведении итогов голосования на муниципальных выборах объективно привели к тому, что достоверно установить волеизъявление избирателей не представляется возможным; при исключении из общего подсчета полученных кандидатами голосов на избирательном участке № 1393 по сумме полученных на всех остальных избирательных участках избирательного округа № 141, административный истец Стариков А.В. занимает 3-е место, Локтев В.П. занимает 4-е место, Петров М.В. занимает 5-е место, то есть попадают в состав Муниципального Совета (т.1 л.д. 162-179).

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2020 года по административному делу № 2а-998/2020, вступившим в законную силу 04 февраля 2020 года, частично удовлетворены административные иски Кукарцевой Г.В., Коля Д.И., Соловьева О.В., отменено решение Участковой избирательной комиссии № 1386 об итогах голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по избирательному округу № 139, оформленное протоколом об итогах голосования на избирательном участке № 1386 по избирательному округу № 139; в удовлетворения административного иска в части признания недействительным решения ИКМО Новоизмайловское об установлении общих результатов выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139, принятое в виде сводной таблицы, протокола и решения о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139, а также о признании недействительным решения ИКМО Новоизмайловское об определении результатов выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва отказано. При этом суд установил, что допущенные УИК № 1386 нарушения норм избирательного законодательства при подведении итогов голосования на муниципальных выборах объективно привели к тому, что достоверно установить волеизъявление избирателей не представляется возможным; при исключении из общего подсчета полученных кандидатами голосов на избирательном участке № 1386 по сумме полученных на всех остальных избирательных участках избирательного округа № 139 Соловьев О.В. занимает 2-е место, Коль Д.И. занимает 3-е место, Кукарцева Г.В. занимает 5-е место, то есть попадают в состав Муниципального совета (т.2 л.д.13-32).

Решением ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года № 30-1, принятым во исполнение указанного решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года по административному делу № 2а-7301/2019, признаны недействительными итоги голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по избирательному округу № 141 на избирательном участке 1393, принято решение о составлении с использованием территориального фрагмента ГАС «Выборы» и подписании в двух экземплярах новой сводной таблицы, а также протокола о результатах выборов депутатов муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141 с отметкой «Повторный», без указания в них данных, внесенных в первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 1393, итоги голосования на котором признаны недействительными (т.1 л.д.126).

Согласно сводной таблице и протоколу о результатах выборов с отметкой «Повторный» наибольшее количество голосов набрали: Шубин С.Б. – 761 голос (1-е место), Стариков А.В. – 636 голосов (2-е место), Щебуняева Л.Н. – 627 голосов (3-е место), Локтев В.П. – 609 голосов (4-е место), Петров М.В. – 537 голосов (5-е мест (т.1 л.д.129).

Решением ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года № 30-2, принятым во исполнение решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2020 года по административному делу № 2а-998/2020, признаны недействительными итоги голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по избирательному округу № 139 на избирательном участке 1386, принято решение о составлении с использованием территориального фрагмента ГАС «Выборы» и подписании в двух экземплярах новой сводной таблицы, а также протокола о результатах выборов депутатов муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 с отметкой «Повторный», без указания в них данных, внесенных в первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 1386, итоги голосования на котором признаны недействительными (т.1 л.д.126 оборот).

Согласно сводной таблице и протоколу о результатах выборов с отметкой «Повторный» наибольшее количество голосов набрали: Денисова В.Б. – 762 голоса (1-е место), Соловьев А.В. – 630 голосов (2-е место), Коль Д.И. - 624 голоса (3-е место), Попов Ю.В. – 542 голоса (4-е место), Кукарцева Г.В. – 523 голоса (5-е место) (т.1 л.д. 127).

Вместе с тем, решение ИКМО Новоизмайловское об определении результатов выборов от 09 сентября 2019 года № 27-1 в соответствие с повторной сводной таблицей и протоколом о результатах выборов по многомандатному избирательному округу № 141 и № 139 приведено не было, в связи с чем, кандидаты Стариков А.В., Локтев В.П. и Петров М.В., Соловьев О.В., Кукарцева Г.В. и Коль Д.И., получившие наибольшее число голосов избирателей, не признаны ИКМО Новоизмайловское избранными депутатами в муниципальный совет, что послужило основанием для обращения Старикова А.В. и Кукарцевой Г.В. с жалобами в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.

16 апреля 2020 года решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 180-1 признано незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское, выразившееся в неисполнении обязанности приведения решения от 09 сентября 2019 года № 27-1 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательными округам № 138, № 139, № 140, № 141» в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 140 с отметкой «Повторная».

Этим же решением на ИКМО Новоизмайловское возложена обязанность привести решение ИКМО Новоизмайловское от 09 сентября 2019 года № 27-1 в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 141 с отметкой «Повторная» в течение пяти рабочих дней после принятия данного решения.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 05 июня 2020 года, вступившим в законную силу 23 июня 2020 года, расформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское.

Основанием для принятия данного решения послужил установленный факт неисполнения ИКМО Новоизмайловское решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года № 180-1

Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Новоизмайловское от 21 июня 2020 года № 36-06 сформирован новый состав ИКМО Новоизмайловское; этим же решением установлено, что первое заседание комиссии будет созвано 05 августа 2020 года.

В связи с тем, что первое заседание ИКМО Новоизмайловское 05 августа 2020 года не состоялось по причине отсутствия кворума, Кукарцева Г.В., Локтев В.П., Петров М.В., Старикова А.В. обратились с жалобами в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, по результатам рассмотрения которых принято оспариваемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года № 208-2.

Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Контроль за соблюдением на территории субъекта Российской Федерации избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основании подпункта «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона

Таким образом, одной из основных функций избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является обеспечение реализации и защиты права граждан Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.

Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона установлено, что решения и действия (бездействие) комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года №587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге: осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1); рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18); рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт 18-1).

Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации применительно к выборам в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, в том числе, в случае исполнения ею обязанностей другой избирательной комиссии, принять соответствующее мотивированное решение.

При этом следует учитывать, что как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2009 года № 1036-0-0, при осуществлении своих полномочий избирательные комиссии действуют, прежде всего, в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц.

В связи с чем, в случае установления нарушения избирательных прав граждан избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана принять действенные меры, направленные на защиту таких прав, в рамках предоставленных полномочий.

Пунктами 10 и 11 статьи 77 Федерального закона предусмотрено, что в случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный". На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Из совокупности и смысла указанных норм следует, что в связи с отменой судом решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке у соответствующей окружной избирательной комиссии имеется обязанность привести сводную таблицу и протокол о результатах выборов в соответствие с количественными данными протоколов об итогах голосования с избирательных участков, а также привести решение о результатах выборов в соответствие с новыми данными протокола и сводной таблицей.

Указанный вывод, согласующийся с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 25 июня 2019 года № 575-О, согласно которой признание итогов голосования на избирательном участке недействительными должно повлечь за собой внесение необходимых изменений в определение результатов выборов по соответствующему избирательному округу, изложен в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2020 года по административному делу Санкт-Петербургского городского суда о расформировании ИКМО Новоизмайловское № 3а-199/2020, указавшей также, что анализ приведенных положений Федерального закона с учетом состоявшихся решений Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года и от 29 января 2020 года свидетельствует о том, что у Санкт-Петербургской избирательной комиссии имелись основания для принятия решения от 16 апреля 2020 года № 180-1, которым на ИКМО Новоизмайловское возложена обязанность привести решение ИКМО Новоизмайловское от 09 сентября 2019 года № 27-1 «Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам № 138, № 139, № 140, № 141» в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 141 с отметкой «Повторная» в течение пяти рабочих дней после принятия данного решения.

Из материалов дела следует, что 12 августа 2020 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию обратились Кукарцева Г.В., Локтев В.П., Петров М.В. и Стариков А.В., которые указали на то, что после расформирования ИКМО Новоизмайловское и формирования ее нового состава на первое заседание вновь сформированной ИКМО Новоизмайловское явились только члены комиссии с правом решающего голоса, предложенные в состав ИКМО Новоизмайловское Санкт-Петербургской избирательной комиссией, что свидетельствует об уклонении ИКМО Новоизмайловское от исполнения решений Московского районного суда Санкт-Петербурга по административным делам № 2а-998/2020 и № 2а-7301/2019, нарушает права заявителей быть избранными депутатами МС МО Новоизмайловское шестого созыва, в связи с чем заявители просили принять исчерпывающие меры по приведению состава МС МО Новоизмайловское шестого созыва в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 41 с отметкой «Повторная», зарегистрировать избранных депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва, восстановить нарушенные конституционные права заявителей быть избранными депутатами (т.1. л.д.116-121).

Принимая во внимание, что из содержания указанных жалоб усматривается несогласие заявителей с тем, что избирательной комиссией муниципального образования, не исполняется имеющаяся в силу вышеуказанных положений Федерального закона обязанность привести решение о результатах выборов в соответствие с новыми данными протокола и сводной таблицей, Санкт- Петербургская избирательная комиссия в рамках своих полномочий, предоставленных статьей 75 Федерального закона, вправе была рассмотреть названные жалобы по существу и вынести одно из решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 75 Федерального закона, в том числе, принять по существу решение, которое не было приято избирательной комиссией муниципального образования, исполняющей обязанности окружной избирательной комиссии.

То обстоятельство, что по результатам рассмотрения указанных жалоб Санкт-Петербургской избирательной комиссией не было принято также решение о признании незаконным бездействия нового состава ИКМО Новоизмайловское, на что, как на нарушение положений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 статьи 75 Федерального закона, ссылаются административные истцы, не может являться основанием для отмены принятого Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения об определении результатов выборов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статей 39 Устава Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское избирательная комиссия Муниципального образования является муниципальным органом; решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года № 180-1 уже было признано незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское, выразившееся в неисполнении обязанности по приведению решения ИКМО Новоизмайловское от 9 сентября 2019 года № 27-1 в соответствии со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12 февраля 2020 года о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 139 и по многомандатному избирательному округу № 141 с отметкой «Повторная», т.е. признано незаконным бездействие муниципального органа. Обоснованность этого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии оценена в рамках административного дела № 3а-199/2020 Санкт-Петербургского городского суда; участвующими в деле лицами не оспаривается то обстоятельство, что требуемое решение ИКМО Новоизмайловское, не принято

При таких обстоятельствах невынесение Санкт-Петербургской избирательной комиссией повторного решения о признании такого бездействия муниципального органа незаконным само по себе не свидетельствует ни об отсутствии нарушения избирательных прав заинтересованных лиц (избранных депутатов), как ошибочно считают административные истцы, ни об отсутствии у Санкт-Петербургской избирательной комиссии, осуществляющей на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, оснований для принятия по рассматриваемым в соответствии со статьей 75 Федерального закона жалобам решения по существу. При том, что иного способа восстановления нарушенных прав заинтересованных лиц не имелось, поскольку срок полномочий ИКМО Новоизмайловское, сформированной в новом составе решением МС МО Новоизмайловское от 21 июня 2020 года № 36-06, которая была бы правомочна внести необходимые изменения в решение об определении результатов выборов депутатов МС МО Новоизмайловское, не начал течь с учетом положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона, по причине того, что эта комиссия не приступила к исполнению своих обязанностей, не собравшись на свое первое заседание, в том числе, до настоящего времени.

В ходе рассмотрения дела судом представитель административного истца выразил несогласие с оспариваемым решением, указывая на то, что полномочия окружных избирательных комиссий № 139 и № 141 на выборах депутатов МС МО Новоизмайловское прекратились 13 февраля 2020 года после принятия ИКМО Новоизмайловское й 12 февраля 2020 года решений № 30-1 и № 30-2 об исполнении решений Московского районного суда Санкт-Петербурга по административным делам № 2а-998/2020 и № 2а-7301/2019, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона, полномочия окружной избирательной комиссии в случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.

Суд полагает эти доводы ошибочными, поскольку как следует из ранее приведенных положений пунктов 10 и 11 статьи 77 и пункта 1 статьи 70 Федерального закона в связи с отменой судом решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке у соответствующей окружной избирательной комиссии имеется обязанность привести не только сводную таблицу и протокол о результатах выборов в соответствие с количественным и данными протоколов об итогах голосования с избирательных участков, но и решение о результатах выборов в соответствие с новыми данными протокола и сводной таблицы.

Анализ положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона с учетом названных положений статьи 77 и 70 Федерального закона свидетельствует о том, что полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются на следующий день после выполнения ею всех установленных законодательством действий, основанных на вступившем в законную силу решении суда.

Указанный вывод следует и из кассационного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по административному делу Санкт-Петербургского городского суда № 3а-199/2020, которым установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для расформирования ИКМО Новоизмайловское, связанные с неисполнением этой комиссией, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по избирательным округам № 139 и № 141, решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года № 180-1, возникли 19 мая 2020 года.

Ссылки административных истцов на то, что после расформирования предыдущего состава ИКМО Новоизмайловское на сформированную решением МС МО Новоизмайловское от 17.07.2020 №36-06 в новом составе ИКМО Новоизмайловское полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных округов № 139 и 141 не возлагались, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. При этом следует учитывать, что решение ИКМО Новозмайловское от 24.06.2019 № 2-7 о возложении полномочий соответствующих окружных избирательных комиссий на ИКМО Новоизмайловское не было отменено, оно относится к муниципальному органу и не связано с изменением его состава, как указано выше полномочия окружных избирательных комиссий по избирательным округам № 139 и № 141 не могут быть признаны прекращенными до полного исполнения вступившего в законную силу решений Московского районного суда Санкт-Петербурга.

Оценивая доводы административных истцов о том, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия не вправе была после официального опубликования 11.09.2019 года результатов выборов депутатов МС МО Новоизмайловское шестого созыва рассматривать жалобы лиц, утративших статус кандидатов в депутаты с учетом положений пункта 10 статьи 75 Федерального закона, устанавливающего круг лиц, которые могут обратиться с жалобами на действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан, и пункта 5 статьи 41 Федерального закона, согласно которому кандидат утрачивает права, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, суд учитывает следующее.

Установленный пунктом 10 статьи 75 Федерального закона перечень субъектов, которые вправе обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, не содержит запрета на обращение в соответствующую комиссию лица, которое считает нарушенным его избирательные права; пункт 7 статьи 75 Федерального закона устанавливает, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации; подпунктом 18-1 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» от 18.12.2006 года № 587-95 к полномочиям Санкт-Петербургской избирательной комиссии отнесено рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге; согласно пункту 4 статьи 70 указанного Федерального закона, закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными; из положений пунктов 10 и 11 статьи 77 и пункта 1 статьи 70 Федерального закона следует, что принятие нового решения о результатах выборов в связи с отменой судом решения участковой избирательной комиссии, об итогах голосования на избирательном участке относится к компетенции избирательной комиссии, а не суда, в случае отсутствия у суда предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Федерального закона оснований для отмены результатов выборов.

С учетом указанных положений у Санкт-Петербургской избирательной комиссии, функцией которой является, в том числе, обеспечение реализации и защиты права граждан Российской Федерации быть избранными в органы местного самоуправления, в рассматриваемой ситуации отсутствовали правовые основания для отказа в защите избирательных прав обратившихся лиц в исключительной ситуации, когда обязанная совершить вытекающие из вступившего в законную силу решения суда определенные действия избирательная комиссия уклоняется от их совершения.

Ссылки административных истцов на то, что оспариваемое решение принято незаконно в отношении Коля Д.И. и Соловьева О.В., которые не обращались с жалобами в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на бездействие ИКМО Новоизмайловское и нарушение их избирательных прав, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку оно направлено как непосредственно на восстановление нарушенных избирательных прав Петрова М.В., Старикова А.В., Кукарцевой Г.В., Локтева В.П., заявивших о нарушении этих прав путем обращения в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, так и избирательных прав Соловьева О.В. и Коля Д.И., которые, как следует из протокола заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года, поддержали поданные вышеуказанными лицами жалобы (т.1 л.д. 97-115), и принято в порядке реализации обязанности окружной избирательной комиссии привести решение о результатах выборов в соответствие с новыми данными протокола и сводной таблицей, не предполагающей внесение в такое решение иных данных.

Доводы административных истцов о незаконном рассмотрении Санкт-Петербургской избирательной комиссией указанных жалоб, поданных с пропуском 30 дневного срока, установленного частью 2 статьи 78 Федерального закона, являются необоснованными, поскольку Санкт-Петербургской избирательной комиссией были рассмотрены жалобы на длящееся бездействия ИКМО Новоизмайловское, а установленный статьей 78 Федерального закона тридцатидневный срок для обращения с жалобой на действия (бездействия) избирательных комиссий исчисляется со дня принятия решения.

Суд не может согласиться с доводами административных истцов о том, что оспариваемое решение в части регистрации избранных депутатов является незаконным в связи с тем, что Кукарцева Г.В., Локтев В.П., Петров М.В. и Старикова А.В. не обращались в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой на бездействие ИКМО Новоизмайловское по непринятию решения о регистрации их избранными депутатами и не выдачей удостоверений об избрании. При этом суд учитывает, что указанные лица обратились в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобами на нарушение их пассивного избирательного права, которое подразумевает, что кандидату, признанному избранным по результатам выборов, должен быть передан депутатский мандат при условии исполнения таким лицом установленных обязанностей, при этом эти лица просили принять все исчерпывающие меры для завершения избирательного процесса в муниципальном образовании и обеспечении возможности приступить к исполнению депутатских полномочий.

Эффективная защита избирательных прав заявителей в рассматриваемой ситуации могла быть обеспечена принятием решения об их регистрации депутатами при наличии соответствующих оснований для такого решения.

Из представленных заинтересованными лицами документов следует, что они в рассматриваемый период не занимали должности, не совместимые со статусом депутата, подавали соответствующие уведомления в ИКМО Новоизмайловское (т.2 л.д. 118-121, 145-158. Т.3 л.д.8-19), факт того, что на момент регистрации этих лиц кандидатами в депутаты они также не занимали такие должности, не оспаривался в суде представителем ИКМО Новоизмайловское. В связи с чем оснований для отказа заинтересованным лицам в регистрации их избранными депутатами и выдачи удостоверений, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона, пунктом 4 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» окружная избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

На основании пункта 7 статьи 58 указанного Закона Санкт-Петербурга на основании решений окружных избирательных комиссий о результатах выборов по соответствующим избирательным округам избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через семь дней со дня официального опубликования результатов выборов, но не ранее истечения срока, установленного пунктом 4 настоящей статьи, принимает решение о регистрации избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании, а также составляет список лиц, избранных депутатами, и передает этот список в соответствующий муниципальный совет.

В рассматриваемой ситуации принятие оспариваемого решения о регистрации избранных депутатов ранее истечения указанного пятидневного срока не нарушает избирательные прав административных истцов, за защитой которых они обратились в суд, в связи с чем не может быть признано незаконным по их требованиям. При этом следует учитывать, что этот срок установлен для возможности исполнения лицами, осуществляющими полномочия, несовместимые со статусом депутата, требования по освобождении от таких обязанностей; зарегистрированные оспариваемым решением в качестве депутатов лица не осуществляли такие полномочия на момент регистрации их кандидатами в депутатаы, что не оспаривалось участвующими в деле лицами, сведений о том, что заинтересованные лица такие полномочия осуществляли, суду не представлено, следовательно, у зарегистрированных оспариваемым решением депутатов не было обязанности по предоставлению документа о сложении с себя таких полномочий до принятия такого решения.

Ссылки административных истцов на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия должна была приостановить рассмотрение жалоб Петрова М.В. и Соловьева О.В. на основании пункта 9 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с тем, что указанные лица обратились в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административными исковыми заявлениями по основаниям, аналогичным с рассматриваемыми Санкт-Петербургской избирательной комиссией, не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в настоящее время отсутствуют вступившие в законную силу судебные постановления, разрешившие по существу вопросы, аналогичные с рассмотренными оспариваемым решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии. При этом следует учитывать, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 октября 2020 года решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 июня 2020 года по административное делу № 2а-4322/2020 отменено, производство по делу прекращено (т.2 л.д.214), апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 сентября 2020 года решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 июня 2020 года по административное делу № 2а-4321/2020 отменено, производство по делу прекращено (т.2 л.д.133-142).

То обстоятельство, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия, принимая оспариваемое решение, не отменила или не признала утратившим силу решение этой же комиссии от 16 апреля 2020 № 180-1 также не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку Федеральный закон не устанавливает обязанности избирательной комиссии по осуществлению таких действий в отношении ранее принятых комиссией решений по тем же вопросам.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 № 587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» является государственным органом Санкт-Петербурга, действует на постоянной основе, формируется в составе четырнадцати членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктами 1, 11, 14 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность Санкт-Петербургской избирательной комиссии осуществляется коллегиально, заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса; решения комиссии по вопросам, не указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса

Из протокола заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года и листа регистрации присутствующих следует, что на заседании присутствовали 10 членов комиссии с правом решающего голоса, 8 из которых проголосовали за принятие оспариваемого решения (т.1 л.д. 97-115,122-124), т.е. решение принято при наличии кворума и достаточного количества голосов.

Ссылки представителя административных истцов в суде на то, что в нарушение требований п.3.3 Регламента Санкт-Петербургской избирательной комиссии заместитель председателя Комиссии осуществлял полномочия председателя Комиссии, а именно председательствовал на заседании Комиссии в отсутствие председателя без наличия письменного распоряжения председателя Комиссии либо решения Комиссии не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку право на осуществление Заместителем председателя Комиссии полномочий председателя Комиссии, в том числе при председательствовании на заседании Комиссии, в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей, установлено в статье 11 Закона Санкт-Петербурга «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» от 18.12.2006 № 587-95.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения судом не установлено, основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175, 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Бубович Л В, Калининой В Т, Морозовой О П, Жилкина В Ю, Павловой Л В, Поцелуевой А В о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года № 208-2 «О жалобах Кукарцевой Г.В., Локтева В.П., Петрова М.В., Старикова А.В.» - отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья                  Е.А.Витушкина

3а-242/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинина Валентина Тимофеевна
Жилкин Валерий Юрьевич
Морозова Оксана Петровна
Павлова Людмила Владимировна
Поцелуева Анна Валентиновна
Бубович Лариса Вячеславовна
Ответчики
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Другие
Локтев Владимир Петрович
Кукарцева Галина Владимировна
МС МО Новоизмайловское
ИКМО Новоизмайловское
Коль Дмитрий Игоревич
ЦИК РФ
Соловьев Олег Владимирович
Петров Максим Владиславович
Стариков Андрей Викторович
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Витушкина Елена Анатольевна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2020Предварительное судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Производство по делу возобновлено
14.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Судебное заседание
19.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее