Решение по делу № 2а-374/2022 от 27.12.2021

УИД № 16RS0036-01-2021-015561-76

Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-374/2022 (2а-4540/2021) Альметьевского городского суда Республики Татарстан

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2022 года г. Альметьевск, РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибиева Р.Р.,

при секретаре Гатиятуллиной Л.Р.,

с участием:

представителя административного истца Галимова Р.М.,

представителей административного ответчика - Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - Крутова К.С. и Нуретдинова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Ибрагимовой А.Х. к Комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в аренду однократно для завершения строительства объекта незавершённого строительства, и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о заключении договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимова А.Х. обратилась в суд с административным иском в указанной выше формулировке, в обоснование которого указала, что административный истец владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м, категория земель: индивидуальное жилищное строительство, на праве аренды - договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от 05 мая 2014 года.

На свои личные средства административным истцом был возведён объект незавершённого строительства общей площадью 136,8 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера № 40 от 24 ноября 2021 года.

29 ноября 2021 года обратившись в Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - КЗИО и ГД Альметьевского района) с заявлением о заключении нового договора аренды для возможности завершения строительства жилого дома, Ибрагимовой А.Х. административным ответчиком письмом № 23484/203 от 23 декабря 2021 года в заключении договора аренды земельного участка было отказано.

Административный истец Ибрагимова А.Х. данное решение КЗИО и ГД Альметьевского района считает незаконным, в связи с чем, просила:

- признать незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов однократно для завершения строительства, оформленный письмом от 23 декабря 2021 года № 23484/203;

- обязать КЗИО и ГД Альметьевского района повторно рассмотреть заявление Ибрагимовой А.Х. о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов однократно для завершения строительства.

В судебном заседании представитель административного истца Ибрагимовой А.Х. – Галимов Р.М. административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям. Полагал основания отказа, указанные в оспариваемом ответе от 23 декабря 2021 года № 23484/203 необоснованными, поскольку отсутствие регистрации объекта незавершённого строительства не лишает Ибрагимову А.Х. права собственности на него. При этом в надлежащем порядке находящийся на земельном участке с кадастровым номером № объект незавершённого строительства самовольной постройкой признан не был. Указание в ответе на расположение испрашиваемого земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний от магистрального газопровода полагал лишь дополнительным основанием, которое само по себе не влечёт отказа в предоставлении земельного участка в аренду Ибрагимовой А.Х. для завершения строительства.

Представители административного ответчика - КЗИО и ГД Альметьевского района - Крутов К.С. и Нуретдинов А.Н. с административным иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Также Нуретдинов А.Н. отметил, что на момент начала строительства фундамента, в период действия договора аренды земельного участка, разрешение на строительство Ибрагимовой А.Х. не давалось, технический план объекта отсутствует. Кроме того, Нуретдинов А.Н. дополнительно отметил, что на основании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 398 от 24 марта 2021 года вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № установлен как относящийся к землям населённых пунктов: запас. Тем самым, в настоящее время земли запаса в любом случае не могут быть предоставлены в аренду Ибрагимовой А.Х.

Представитель административного соответчика - исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - извещён, не явился.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром Трансгаз Казань», привлечённого к участию в деле судом, извещён, не явился, ходатайства об отложении судебного заседания либо отзыва на административный иск не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как усматривается из материалов дела и объяснений сторон, 05 мая 2014 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (арендодатель) и ООО <данные изъяты> (арендатор) заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №, с кадастровым номером №, местонахождение земельного участка: <адрес>, общая площадь земельного участка составляет 800 кв.м, разрешённое использование: индивидуальное жилищное строительство. Срок действия договора был установлен в период времени с 05 мая 2014 года по 02 ноября 2016 года (л.д. 9).

Сведения о пролонгации договора аренды суду не представлены.

08 сентября 2014 года между ООО <данные изъяты> и ФИО заключён договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № от 05 мая 2014 года (л.д. 11).

08 октября 2015 года между ФИО и Ибрагимовой А.Х. заключён договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору о передаче прав и обязанностей арендатора от 08 сентября 2014 года по договору аренды земельного участка № от 05 мая 2014 года (л.д. 13).

07 декабря 2018 года в адрес Ибрагимовой А.Х. административным ответчиком было направлено уведомление № 15913/211 от 04 декабря 2018 года о прекращении договорных отношений и возврате земельного участка, которое возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д. 31, 32).

Повторное уведомление № 21661/10 от 24 ноября 2021 года направлено Ибрагимовой А.Х. 26 ноября 2021 года и получено адресатом 27 ноября 2021 года (л.д. 36-40)

24 ноября 2021 года кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ФИО административному истцу Ибрагимовой А.Х. выдано заключение кадастрового инженера № 40 на земельный участок с кадастровым номером №, из которого усматривается, что на данном земельном участке распложен незавершённый строительством объект недвижимости, площадью застройки 136.8 м (л.д. 15).

29 ноября 2021 года Ибрагимова А.Х. обратилась через филиал ГБУ МФЦ Альметьевского района в Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - КЗИО и ГД Альметьевского района) с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером № для возможности завершения строительства жилого дома. К данному обращению заявителем было приложено заключение кадастрового инженера. Каких-либо документов удостоверяющих либо устанавливающих права Ибрагимовой А.Х. на объект незавершённого строительства приложено не было, что подтверждается распиской 8553 (л.д. 8).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

23 декабря 2021 года административному истцу Ибрагимовой А.Х. дан оспариваемый ответ № 23484/203 об отсутствии оснований для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на строение, расположенное на земельном участке. Также в указанном ответе дополнительно сообщается Ибрагимовой А.Х. о том, что земельный участок расположен в зоне минимально-допустимых расстояний магистрального газопровода «<данные изъяты> 16-17 км (н.п. <данные изъяты>)» (л.д. 7).

Также суд полагает необходимым отметить, что, согласно постановлению исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 398 от 24 марта 2021 года «Об изменении вида разрешённого использования земельных участков», вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № был установлен как относящийся к землям населённых пунктов: запас. Тем самым, на момент обращения Ибрагимовой А.Х., вид разрешённого использования спорного земельного участка был изменён. Между тем, данное обстоятельство в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка Ибрагимовой А.Х., административным ответчиком не указано.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершённого строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершённого строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если объект незавершённого строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершённого строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГРК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021), возведение объекта капитального строительства, в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ, осуществлялось на основании разрешения на строительство.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022), технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершённого строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учёта такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Таким образом, документами, подтверждающими принадлежность объекта недвижимости лицу, право собственности за которым не зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН являются разрешение на строительство и технический план, подготовленный в период действия договора аренды.

Сведений о том, что Ибрагимова А.Х. предоставляла какой-либо из указанных документов административному ответчику при подаче заявления от 29 ноября 2021 года, не имеется.

Доводы представителя административного истца о том, что право собственности Ибрагимовой А.Х. на незавершённый строительством объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, подтверждается решениями Альметьевского городского суда Республики Татарстан по гражданским делам № и №, представленными на обозрение суда в судебном заседании, состоявшемся 01 февраля 2021 года, суд находит несостоятельными, в связи с тем, что, согласно пояснениям сторон, кроме заключения кадастрового инженера, Ибрагимова А.Х. какие-либо иные документы, касающиеся указанного недостроенного объекта, при подаче заявления от 29 ноября 2021 года, не предоставляла.

Кроме того, КЗИО и ГД Альметьевского района стороной по указанным гражданским делам не являлось, при их рассмотрении участия не принимал, в связи с чем, обстоятельства дел № и № административному ответчику не могли быть известны.

Исходя из положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В то же время административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемым решением нарушены его права, поскольку отказ КЗИО и ГД Альметьевского района, изложенный в письме № 23484/203 от 23 декабря 2021 года является мотивированным и обоснованным; обстоятельства, изложенные в нём подтверждаются объяснениями сторон и материалами дела, на основании чего, суд находит административный иск Ибрагимовой А.Х. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ибрагимовой А.Х. к Комитету земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения Комитета земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 23484/203 от 23 декабря 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду однократно для завершения строительства объекта незавершённого строительства, и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: Р.Р. Сибиев

Мотивированное решение составлено 03 февраля 2022 года.

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан Р.Р. Сибиев

Решение вступило в законную силу:

В«_____В» _____________ 2022 Рі.

РЎСѓРґСЊСЏ

2а-374/2022

Категория:
Гражданские
Другие
Галимов Р.М.
Комитет земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района
Ибрагимова А.Х.
ООО "Газпром трансгаз Казань"
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Сибиев Р. Р.
Дело на странице суда
almetevsky.tat.sudrf.ru
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее