РЈРР” в„– 16RS0036-01-2021-015561-76
Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-374/2022 (2а-4540/2021) Альметьевского городского суда Республики Татарстан
РЕШЕНРР•
именем Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
02 февраля 2022 года г. Альметьевск, РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибиева Р.Р.,
при секретаре Гатиятуллиной Л.Р.,
с участием:
представителя административного истца Галимова Р.М.,
представителей административного ответчика - Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - Крутова К.С. и Нуретдинова А.Н.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административный РёСЃРє Рбрагимовой Рђ.РҐ. Рє Комитету земельно-имущественных отношений Рё градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Рё исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕР± оспаривании отказа РІ предоставлении земельного участка РІ аренду однократно для завершения строительства объекта незавершённого строительства, Рё возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рбрагимова Рђ.РҐ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ указанной выше формулировке, РІ обоснование которого указала, что административный истец владеет земельным участком, расположенным РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 800 РєРІ.Рј, категория земель: индивидуальное жилищное строительство, РЅР° праве аренды - РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, находящегося РІ государственной собственности в„– РѕС‚ 05 мая 2014 РіРѕРґР°.
На свои личные средства административным истцом был возведён объект незавершённого строительства общей площадью 136,8 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера № 40 от 24 ноября 2021 года.
29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° обратившись РІ Комитет земельно-имущественных отношений Рё градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района) СЃ заявлением Рѕ заключении РЅРѕРІРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды для возможности завершения строительства жилого РґРѕРјР°, Рбрагимовой Рђ.РҐ. административным ответчиком РїРёСЃСЊРјРѕРј в„– 23484/203 РѕС‚ 23 декабря 2021 РіРѕРґР° РІ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка было отказано.
Административный истец Рбрагимова Рђ.РҐ. данное решение РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района считает незаконным, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, просила:
- признать незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов однократно для завершения строительства, оформленный письмом от 23 декабря 2021 года № 23484/203;
- обязать РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района повторно рассмотреть заявление Рбрагимовой Рђ.РҐ. Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 800 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, без проведения торгов однократно для завершения строительства.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Рбрагимовой Рђ.РҐ. – Галимов Р .Рњ. административный РёСЃРє поддержал РїРѕ изложенным РІ нём основаниям. Полагал основания отказа, указанные РІ оспариваемом ответе РѕС‚ 23 декабря 2021 РіРѕРґР° в„– 23484/203 необоснованными, поскольку отсутствие регистрации объекта незавершённого строительства РЅРµ лишает Рбрагимову Рђ.РҐ. права собственности РЅР° него. РџСЂРё этом РІ надлежащем РїРѕСЂСЏРґРєРµ находящийся РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– объект незавершённого строительства самовольной постройкой признан РЅРµ был. Указание РІ ответе РЅР° расположение испрашиваемого земельного участка РІ Р·РѕРЅРµ минимально-допустимых расстояний РѕС‚ магистрального газопровода полагал лишь дополнительным основанием, которое само РїРѕ себе РЅРµ влечёт отказа РІ предоставлении земельного участка РІ аренду Рбрагимовой Рђ.РҐ. для завершения строительства.
Представители административного ответчика - РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района - Крутов Рљ.РЎ. Рё Нуретдинов Рђ.Рќ. СЃ административным РёСЃРєРѕРј РЅРµ согласились РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменных возражениях. Также Нуретдинов Рђ.Рќ. отметил, что РЅР° момент начала строительства фундамента, РІ период действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, разрешение РЅР° строительство Рбрагимовой Рђ.РҐ. РЅРµ давалось, технический план объекта отсутствует. РљСЂРѕРјРµ того, Нуретдинов Рђ.Рќ. дополнительно отметил, что РЅР° основании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в„– 398 РѕС‚ 24 марта 2021 РіРѕРґР° РІРёРґ разрешённого использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– установлен как относящийся Рє землям населённых пунктов: запас. Тем самым, РІ настоящее время земли запаса РІ любом случае РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть предоставлены РІ аренду Рбрагимовой Рђ.РҐ.
Представитель административного соответчика - исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - извещён, не явился.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром Трансгаз Казань», привлечённого к участию в деле судом, извещён, не явился, ходатайства об отложении судебного заседания либо отзыва на административный иск не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как усматривается из материалов дела и объяснений сторон, 05 мая 2014 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (арендодатель) и ООО <данные изъяты> (арендатор) заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №, с кадастровым номером №, местонахождение земельного участка: <адрес>, общая площадь земельного участка составляет 800 кв.м, разрешённое использование: индивидуальное жилищное строительство. Срок действия договора был установлен в период времени с 05 мая 2014 года по 02 ноября 2016 года (л.д. 9).
Сведения о пролонгации договора аренды суду не представлены.
08 сентября 2014 РіРѕРґР° между РћРћРћ <данные изъяты> Рё Р¤РРћ заключён РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ передаче прав Рё обязанностей арендатора РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка в„– РѕС‚ 05 мая 2014 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 11).
08 октября 2015 РіРѕРґР° между Р¤РРћ Рё Рбрагимовой Рђ.РҐ. заключён РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ передаче прав Рё обязанностей арендатора РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ передаче прав Рё обязанностей арендатора РѕС‚ 08 сентября 2014 РіРѕРґР° РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка в„– РѕС‚ 05 мая 2014 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 13).
07 декабря 2018 РіРѕРґР° РІ адрес Рбрагимовой Рђ.РҐ. административным ответчиком было направлено уведомление в„– 15913/211 РѕС‚ 04 декабря 2018 РіРѕРґР° Рѕ прекращении договорных отношений Рё возврате земельного участка, которое возвращено отправителю РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° хранения (Р».Рґ. 31, 32).
Повторное уведомление в„– 21661/10 РѕС‚ 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° направлено Рбрагимовой Рђ.РҐ. 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° Рё получено адресатом 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 36-40)
24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° кадастровым инженером общества СЃ ограниченной ответственностью <данные изъяты> Р¤РРћ административному истцу Рбрагимовой Рђ.РҐ. выдано заключение кадастрового инженера в„– 40 РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, РёР· которого усматривается, что РЅР° данном земельном участке распложен незавершённый строительством объект недвижимости, площадью застройки 136.8 Рј (Р».Рґ. 15).
29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР° Рбрагимова Рђ.РҐ. обратилась через филиал ГБУ МФЦ Альметьевского района РІ Комитет земельно-имущественных отношений Рё градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района) СЃ заявлением Рѕ заключении РЅРѕРІРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка СЃ кадастровым номером в„– для возможности завершения строительства жилого РґРѕРјР°. Рљ данному обращению заявителем было приложено заключение кадастрового инженера. Каких-либо документов удостоверяющих либо устанавливающих права Рбрагимовой Рђ.РҐ. РЅР° объект незавершённого строительства приложено РЅРµ было, что подтверждается распиской 8553 (Р».Рґ. 8).
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
23 декабря 2021 РіРѕРґР° административному истцу Рбрагимовой Рђ.РҐ. дан оспариваемый ответ в„– 23484/203 РѕР± отсутствии оснований для предоставления РІ аренду испрашиваемого земельного участка, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что заявителем РЅРµ представлены правоустанавливающие документы РЅР° строение, расположенное РЅР° земельном участке. Также РІ указанном ответе дополнительно сообщается Рбрагимовой Рђ.РҐ. Рѕ том, что земельный участок расположен РІ Р·РѕРЅРµ минимально-допустимых расстояний магистрального газопровода В«<данные изъяты> 16-17 РєРј (РЅ.Рї. <данные изъяты>)В» (Р».Рґ. 7).
Также СЃСѓРґ полагает необходимым отметить, что, согласно постановлению исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в„– 398 РѕС‚ 24 марта 2021 РіРѕРґР° «Об изменении РІРёРґР° разрешённого использования земельных участков», РІРёРґ разрешённого использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– был установлен как относящийся Рє землям населённых пунктов: запас. Тем самым, РЅР° момент обращения Рбрагимовой Рђ.РҐ., РІРёРґ разрешённого использования СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка был изменён. Между тем, данное обстоятельство РІ качестве основания для отказа РІ предоставлении земельного участка Рбрагимовой Рђ.РҐ., административным ответчиком РЅРµ указано.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершённого строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершённого строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если объект незавершённого строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершённого строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГРК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021), возведение объекта капитального строительства, в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ, осуществлялось на основании разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022), технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершённого строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учёта такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Таким образом, документами, подтверждающими принадлежность объекта недвижимости лицу, право собственности за которым не зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН являются разрешение на строительство и технический план, подготовленный в период действия договора аренды.
Сведений Рѕ том, что Рбрагимова Рђ.РҐ. предоставляла какой-либо РёР· указанных документов административному ответчику РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР°, РЅРµ имеется.
Доводы представителя административного истца Рѕ том, что право собственности Рбрагимовой Рђ.РҐ. РЅР° незавершённый строительством объект недвижимости, расположенный РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, подтверждается решениями Альметьевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РїРѕ гражданским делам в„– Рё в„–, представленными РЅР° обозрение СЃСѓРґР° РІ судебном заседании, состоявшемся 01 февраля 2021 РіРѕРґР°, СЃСѓРґ находит несостоятельными, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что, согласно пояснениям сторон, РєСЂРѕРјРµ заключения кадастрового инженера, Рбрагимова Рђ.РҐ. какие-либо иные документы, касающиеся указанного недостроенного объекта, РїСЂРё подаче заявления РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР°, РЅРµ предоставляла.
РљСЂРѕРјРµ того, РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района стороной РїРѕ указанным гражданским делам РЅРµ являлось, РїСЂРё РёС… рассмотрении участия РЅРµ принимал, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, обстоятельства дел в„– Рё в„– административному ответчику РЅРµ могли быть известны.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. С‡. 9, 11 СЃС‚. 226 РљРђРЎ Р Р¤, РЅР° административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца, соблюдения СЃСЂРѕРєРѕРІ обращения РІ СЃСѓРґ; РЅР° орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями Рё принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений ст. 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Р’ то Р¶Рµ время административным истцом РЅРµ представлены доказательства того, что оспариваемым решением нарушены его права, поскольку отказ РљР—РРћ Рё ГД Альметьевского района, изложенный РІ РїРёСЃСЊРјРµ в„– 23484/203 РѕС‚ 23 декабря 2021 РіРѕРґР° является мотивированным Рё обоснованным; обстоятельства, изложенные РІ нём подтверждаются объяснениями сторон Рё материалами дела, РЅР° основании чего, СЃСѓРґ находит административный РёСЃРє Рбрагимовой Рђ.РҐ. РЅРµ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Рбрагимовой Рђ.РҐ. Рє Комитету земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Рё исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Рѕ признании незаконным решения Комитета земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в„– 23484/203 РѕС‚ 23 декабря 2021 РіРѕРґР° РѕР± отказе РІ предоставлении земельного участка РІ аренду однократно для завершения строительства объекта незавершённого строительства, Рё возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сибиев
Мотивированное решение составлено 03 февраля 2022 года.
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Р.Р. Сибиев
Решение вступило в законную силу:
В«_____В» _____________ 2022 Рі.
РЎСѓРґСЊСЏ