Решение по делу № 2а-1090/2020 от 07.09.2020

УИД 58RS0017-01-2020-002494-30

№ 2а-1090/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2020 года

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Королева Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Кузнецке Пензенской области в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области требования законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме в администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям закона на региональном портале государственных и муниципальных услуг Пензенской области gosuslugi.pnzreg.ru из 16 муниципальных услуг (муниципальных функций), предусмотренных планом-графиком перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Посельского сельсовета на указанном сайте размещено всего две услуги, а именно переустройство и (или) перепланировка жилого помещения и прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Предоставление остальных муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечено.

Отсутствие указанной информации ущемляет права предпринимателей и граждан на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

Просил признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме в срок 01.03.2021.

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 15 сентября 2020 года рассмотрение настоящего административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

В силу п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Как следует из содержания ст. 16 вышеназванного Федерального закона, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Следовательно, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства РФ, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

В силу ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии с этапом №1 перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, являющегося приложением №2 к постановлению администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 20.04.2017 №62 «Об утверждении план-график перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области», в срок до 31.08.2017 администрация Посельского сельсовета обязана разместить информацию об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; в соответствии с этапом №2 – в срок до 31.12.2017 разместить в Едином портале государственных и муниципальных услуг формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале государственных и муниципальных услуг; в соответствии с этапом №3 – в срок до 31.08.2018 обеспечить возможность для заявителей предоставление документов в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; в соответствии с этапом № 4 и 5 – до 31.12.2018 обеспечить возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области мониторинг хода предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде, а также обеспечить возможность получения результатов предоставления муниципальной услуги (функции) в электронном виде на указанных порталах.

Судом из письменных материалов дела установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме в администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выявлены нарушения исполнения названного законодательства, поскольку план-график и этапы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме администрацией Посельского сельсовета выполняются не в полном объеме.

Установлено, что на региональном портале государственных и муниципальных услуг Пензенской области gosuslugi.pnzreg.ru из 16 муниципальных услуг (муниципальных функций), предусмотренных планом-графиком перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме администрацией Посельского сельсовета на указанном сайте размещено всего две услуги, а именно переустройство и (или) перепланировка жилого помещения и прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Предоставление остальных муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечено.

Неисполнение администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязанности по доведению до граждан информации, предусмотренной к размещению в сети «Интернет», является нарушением принципов публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации, создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Данное бездействие административного ответчика свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области к возложенным на них обязанностям.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе распечаткой с сайта администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

В своих объяснениях от 28 августа 2020 года глава администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Дермелев А.Н. подтвердил факт отсутствия на региональном портале государственных и муниципальных услуг Пензенской области муниципальных услуг (муниципальных функций), предусмотренных планом-графиком перехода на предоставление муниципальных услуг (исполнение муниципальных функций) в электронной форме.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд полагает, что имеются правовые основания к признанию незаконным бездействия администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившегося в необеспечении полного размещения на региональном портале государственных и муниципальных услуг Пензенской области gosuslugi.pnzreg.ru информации на предоставлении муниципальных услуг в электронной форме вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера мероприятия, которое требуется совершить административному ответчику, суд полагает возможным установить срок исполнения возложенной судом обязанности в срок 01.03.2021, считая его разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о защите прав предпринимателей при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме в срок до 01.03.2021.

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокурору Кузнецкого района Пензенской области.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии.

Судья:

2а-1090/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кузнецкого района
Ответчики
администрация Посельского сельсовета
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Королева Е.А.
Дело на странице суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация административного искового заявления
07.09.2020Передача материалов судье
08.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2020Предварительное судебное заседание
02.10.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее