Решение по делу № 2а-3020/2021 от 18.05.2021

Дело № 2А-3020/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15.06.2021         г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Матвеенко Е.Б., при секретаре Великодной Д.В., с участием прокурора Батрак А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Иванову Сергею Валерьевичу о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

заместитель прокурора Железнодорожного района города Хабаровска обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

    В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства.

В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты по адресам: <данные изъяты>, на которых размещены материалы, содержащие информацию о продаже поддельных справок о доходах 2-НДФЛ.

Просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.06.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Иванов С.В.

С учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, административного ответчика Иванова С.В.

    Прокурор Батрак А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы.

Из представленного отзыва представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу следует, что по данной категории дел Роскомнадзор и его территориальные органы не могут являться административными ответчиками. В данном случае, административным ответчиком является лицо, разместившее противоправную информацию на сайте в сети «Интернет», в связи с чем в удовлетворении требований по административному исковому заявлению просит отказать.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) определено, что владелец сайта в сети «Интернет» - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    В соответствии с ч. 3 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисляемых и удержанных налоговым агентом (Форма 6 –НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисляемых и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц» утверждена новая форма сведений о доходах физических лиц, согласно которым форма 6-НДФЛ за I квартал 2021 (сейчас это справка 2 –НДФЛ) является документом, подтверждающим доходы физического лица за определенный период.

В соответствии со ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Таким образом, справка по форме 2-НДФЛ отражает сведения о доходах физического лица и удержанных налогах, которая выдается работодателем по заявлению работника.

Незаконные приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми преступлениями, предусмотренными статьями 324 и 327Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно.

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой проведена проверка действующего законодательства.

    В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты по адресам: <данные изъяты>, на которых размещены материалы, содержащие информацию о продаже поддельных справок о доходах по форме 2-НДФЛ.

    Вход на сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет – ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Согласно сведениям общедоступного сервиса Whois регистратором домена <данные изъяты> является Domaincontext, INC, который находится за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем, установить владельца Интернет сайта - <данные изъяты>, администратора доменного имени, в том числе его контактные данные и местоположение невозможно.

Из сведений общедоступного сервиса Whois следует, что регистратором домена <данные изъяты> является REG.RU.

Из информации ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» следует, что администратором доменного имени <данные изъяты> в соответствии с регистрационными данными является Иванов С.В.

Предоставление возможности доступа к Интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Размещенная на указанных интернет-сайтах информация, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования справки формы 2 НДФЛ, в том числе для получения кредитов, получения различных пособий и т.д. в неустановленном законом порядке, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
    Данные действия посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.

    С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, не является надлежащим ответчиком, суд находит несостоятельными.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

В соответствии с п.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

В силу части 2 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В связи с отсутствием информации в отношении лица, разместившего противоправную информацию на сайте <данные изъяты> в сети «Интернет», в конкретном случае, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 и в пункте 42 Обзора Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, из которых следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел о признании размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной к распространению в качестве административного ответчика.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику - Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу не имеется.

Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу) для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда 16.06.2021.

Мотивированное решение суда составлено 16.06.2021.

Судья                                 Е.Б. Матвеенко

2а-3020/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска А.А. Бойко
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу
Иванов Сергей Валерьевич
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Матвеенко Елена Борисовна
Дело на странице суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация административного искового заявления
18.05.2021Передача материалов судье
20.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее