Гр. дело № 2-487/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Оричи 9 декабря 2020 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Королёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОМУ АТП «Оричевское», АО «Куприт» о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерные площадки контейнерами за свой счет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОМУ АТП «Оричевское», АО «Куприт» о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, обеспечить контейнерные площадки контейнерами за свой счет.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в результате проведенной в рамках надзорной деятельности проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) установлено, что с 1 января 2019 года по результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен АО «Куприт». 24 апреля 2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО сроком на 10 лет. Зоной деятельности регионального оператора по обращению с ТКО является вся территория Кировской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.07.2020 года № 15. Перевозчиком ТКО на территории Оричевского района является ОМУ АТП «Оричевское».
На регионального оператора возложена обязанность принимать ТКО в полном объеме и в местах, определенных в договоре, и обеспечить их транспортирование в соответствии с установленной санитарными правилами периодичностью. Однако, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что региональным оператором предоставление коммунальной услуги надлежащего качества жителям района не обеспечено, вывоз коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, производится не в полном объеме, периодичность вывоза не соблюдается, что способствует образованию стихийных свалок на территориях контейнерных площадок.
В частности, при осмотре контейнерной площадки, расположенной в д. Трапицыны, установлено, что из трех расположенных на контейнерной площадке контейнеров, вывозится лишь два. Коммунальные отходы, не вошедшие в контейнеры, а также крупный габаритный мусор, не вывозятся вообще. В результате указанных действий на контейнерной площадке образовалась стихийная свалка отходов объемом более 2 куб. м. Аналогичная ситуация имеет место на контейнерных площадках, расположенных в д. Трапицыны, п. Юбилейный, пгт. Левинцы, в пгт Оричи на ул. Западная, ул. Школьная, ул. 8-Марта, ул. Октябрьская, напротив проходной МИС. Кроме того, на площадках расположен растительный мусор, отходы от текущего ремонта жилых помещений, и иные отходы, относящиеся к коммунальным, в том числе, крупногабаритным.
Пунктом 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156, а также пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484, на регионального оператора возложены полномочия по оснащению контейнерных площадок емкостями для сбора ТКО (контейнерами). В 2019-2020 гг. органами местного самоуправления Оричевского района созданы площадки накопления отходов на территории Стрижевского городского поселения 8 площадок (на 16 контейнеров), Торфяного сельского поселения 5 площадок (на 12 контейнеров), на территории Быстрицкого сельского поселения 5 площадок (на 10 контейнеров), на территории Гарского сельского поселения 6 площадок (на 17 контейнеров), на территории Пустошенского сельского поселения 7 площадок (на 14 контейнеров), на территории Спас-Талицкого сельского поселения 3 площадка (на 8 контейнеров). Указанные места накопления ТКО включены в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Однако, до настоящего времени контейнерные площадки контейнерами не оснащены, вывоз отходов на территории перечисленных поселений осуществляется мусоросборной машиной (помешочный сбор).
Таким образом, АО «Куприт» допущено ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, как на регионального оператора, в сфере обращения ТКО в части непринятия необходимых мер для обеспечения контейнерных площадок на территории Оричевского района контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках. Бездействие регионального оператора в части необеспечения территории поселений необходимым количеством контейнеров приводит к стихийному захламлению контейнерных площадок твердыми коммунальными отходами, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку на территории района. Указанные нарушения являются недопустимыми и подлежат немедленному устранению.
С учетом уточненных исковых требований (т. 2 л.д. 206) прокурор просит суд обязать АО «Куприт» обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупных габаритных отходов, образовавшиеся на территории контейнерных площадок, расположенных: в пгт. Оричи на ул. Западной у д. 27, в пер. Школьный у д. 1, на ул. 8-Марта между домами 28 и 30; на ул. Юбилейная у д. 15, на ул. Октябрьской у д. 22 (у стадиона), на ул. Свободы у проходной Кировской МИС.
Обязать АО «Куприт» обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения - 8 площадок (на 16 контейнеров), на территории Торфяного сельского поселения - 5 площадок (на 12 контейнеров), на территории Быстрицкого сельского поселения - 5 площадок (на 10 контейнеров), на территории Гарского сельского поселения - 6 площадок (на 17 контейнеров), на территории Пустошенского сельского поселения - 7 площадок (на 14 контейнеров), на территории Спас-Талицкого сельского поселения - 4 площадки (на 13 контейнеров).
В судебном заседании помощник прокурора Оричевского района Пономарева А.А., настаивая на удовлетворении уточненных исковых требований, привела в их обосновании указанные в иске доводы. Дополнительно суду пояснила, что на представленных прокуратурой района фотографиях видно, что крупные габаритные отходы (далее – КГО), в том числе остатки растительности, были складированы жителями за пределами контейнерных площадок, так как в то время контейнеры были переполнены. Складировать КГО на контейнерной площадке не было возможности.
Представители ответчика АО «Куприт» по доверенности Низамудинова А.Н. (т. 2 л.д. 31) и Зворыгина Н.В. (т. 2 л.д. 32) в суде исковые требования прокурора не признали.
Представитель АО «Куприт» Низамудинова А.Н., возражая против удовлетворения иска, пояснила, что оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с ТКО в Оричевском районе, является ООО «КДУ-3», субоператором является ОМУ «АТП «Оричевское». Коммунальная услуга по транспортированию ТКО осуществляется надлежащим образом, на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде стихийные свалки ТКО, в том числе КГО, на местах накопления ТКО отсутствуют. Считает, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (крупные ветки и кряжи), не относятся к ТКО и не учитываются в нормативах накопления ТКО. Данные растительные отходы находятся за пределами контейнерных площадок и региональный оператор не обязан их транспортировать. На их транспортирование должен быть заключен отдельный договор. Администрацией Оричевского городского поселения не соблюдены требования действующего законодательства и не создана специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием по адресу: пгт. Оричи, ул. 8 Марта между домов № 28 и 30, что приводит к образованию несанкционированного размещения ТКО за пределами мест накопления ТКО. Требование прокурора об обязании АО «Куприт» обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки не подлежит удовлетворению, поскольку приобретение контейнеров является правом, а не обязанностью регионального оператора. Региональным оператором проводилась работа по закупке металлических контейнеров с крышкой для ТКО. Однако 20.11.2020 года запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие. В связи с тем, что закупка не состоялась, региональный оператор повторно готовит и согласовывает документацию на приобретение металлических контейнеров с крышкой для ТКО. По результатам совещания, проведенного в Министерстве охраны окружающей среды Кировской области совместно с представителями органов местного самоуправления, региональным оператором принято решение о том, что в рамках 1% валовой выручки регионального оператора будет произведена закупка контейнеров для нужд районов на места (площадки) накопления ТКО, предварительно Оричевского района будет выделено 50 контейнеров. Распределение контейнеров будет осуществляться после проведения повторной процедуры закупки.
Представитель ответчика – ОМУ АТП «»Оричевское» по доверенности Власова Е.В. (т. 2 л.д. 30), не признавая исковые требования, пояснила, что ОМУ АТП «Оричевское» работает в рамках договора, заключенного с ООО «КДУ-3», на оказание услуг по транспортированию ТКО. Транспортирование ТКО с территории Оричевского района осуществляется согласно графиков, предоставляемых региональным оператором. Если ОМУ АТП «Оричевское» выходит за норматив или за график, то региональный оператор не оплачивает оказанную ими услугу по транспортированию ТКО. То есть, если с утра вывозятся отходы из контейнера, а к обеду приехали за КГО, то региональный оператор считает это двойным посещением и не оплачивает. Следовательно, все, что сверх норматива или графика вывозиться за счет ОМУ АТП «Оричевское». Стихийные свалки начали образовываться еще в весенний период, когда ОМУ АТП «Оричевское» работало по зимнему графику, то есть осуществляло вывоз ТКО один раз в три дня. ОМУ АТП «Оричевское» анализирует ситуацию и сообщает о переполнениях контейнеров региональному оператору, в результате чего в настоящее время ситуация с вывозом ТКО значительно улучшилась.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области по доверенности Бельтюкова Ю.В. (т. 2 л.д. 33) в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала, считает их законными и обоснованными. Пояснила, что в бюджете Оричевского района на 2020 год денежные средства на приобретение контейнеров не заложены.
Представитель третьего лица – ООО «КДУ-3», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица по доверенности Томилова Е.О. (т. 1 л.д. 199-201, 237) указала, что 04.12.2019 года между ООО «КДУ-3» и АО «Куприт» заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Оричевского района осуществляется субисполнителем ОМУ АТП «Оричевское». В соответствии с заключенным договором ОМУ АТП «Оричевское» представляет ООО «КДУ-3» информацию о вывезенных объемах ТКО за отчетный период (календарный месяц), после чего ООО «КДУ-3» направляет данную информацию в адрес регионального оператора в составе сводной информации по договору в целом. С июля 2020 года региональный оператор прекратил прием объемов ТКО в части объема КГО, собранных ОМУ АТП «Оричевское» с мест накопления ТКО, оборудованных контейнерами (ОМУ АТП «Оричевское» работает двумя типами мусоровозов, один тип мусоровозов забирает ТКО из контейнеров, второй забирает крупногабаритный мусор непосредственно с контейнерных площадок). При этом, по информации ОМУ АТП «Оричевское», при заборе ТКО с указанных мест накопления ТКО контейнеры всегда загружены на 100% и более, КГО выставляются дополнительным фактическим объемом. Соответственно, региональный оператор принимает только так называемые «контейнерные» объемы ТКО, а объемы КГО, которые образуются дополнительно к контейнерным объемам, региональный оператор принимать отказывается. ООО «КДУ-3», в соответствии с договором является генеральным подрядчиком регионального оператора, а в силу договора № 5-ЛОТ1 по итогам приемки услуг при наличии замечаний у регионального оператора не может принимать объемы субисполнителя, которые не принял региональный оператор. Считает, что региональный оператор своими действиями по изменению графиков вывоза ТКО и количества контейнеров способствовал образованию стихийных свалок на контейнерных площадках, расположенных на территории Оричевского района и пгт. Оричи. Также считает, что региональный оператор приобретает контейнеры в случае учета соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился (т. 1 л.д. 109, т. 2 л.д. 174). Руководитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусова Е.А. направила отзыв, в котором указала, что поддерживает исковые требования прокурора Оричевского района, просит рассмотреть дело без участия их представителя (т. 2 л.д. 181)
Представитель третьего лица – Государственной жилищной инспекции Кировской области, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, письменного отзыва по заявленным требованиям не представил (т. 1 л.д. 176, т. 2 л.д. 111)
Определением Оричевского районного суда от 19.11.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены администрации: Оричевского городского поселения, Спас-Талицкого сельского поселения, Стрижевского городского поселения, Торфяного сельского поселения, Быстрицкого сельского поселения, Гарского сельского поселения, Пустошенского сельского поселения (т. 2 л.д. 76-79)
В судебном заседании исполняющий обязанности главы администрации Оричевского городского поселения Багаев А.В. (т. 2 л.д. 183) исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что смет мусора, отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, в том числе и при содержании зеленых насаждений, относятся к ТКО и КГО. По его мнению, их сбор, транспортировка и обработка обеспечиваются региональным оператором. В настоящее время земельный участок у дома № 28 по ул. 8 Марта пгт Оричи отмежован, выделен в натуре, поэтому обязанность по обустройству площадки накопления ТКО лежит на управляющей компании. Ранее площадка не была оборудована надлежащим образом в связи с трудным финансовым положением.
Глава администрации Гарского сельского поселения Корюков Ю.А., поддержав исковые требования прокурора района, пояснил, что в бюджете поселения нет средств на приобретение 17 контейнеров. В настоящее время осуществляется помешочный сбор мусора.
Представители администраций Спас-Талицкого сельского поселения, Стрижевского городского поселения, Торфяного сельского поселения, Быстрицкого сельского поселения, Пустошенского сельского поселения в судебное заседание не явились.
Глава Спас-Талицкого сельского поселения Ершова И.М. ходатайствует о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласна (т. 2 л.д. 160)
Глава Стрижевского городского поселения Шабардина С.А. в отзыве указала, что исковые требования прокурора считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Сведения, указанные в п. 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156, в администрацию поселения от регионального оператора не поступали. На контейнерных площадках, установленных на территории Стрижевского городского поселения, отсутствуют контейнеры, что приводит к образованию свалок (т. 2 л.д. 186)
Глава Торфяного сельского поселения Кубышкина Е.А. в отзыве указала, что исковые требования прокурора района поддерживает, у муниципального образования отсутствует возможность в установке контейнеров в связи с недостаточностью средств. В связи с отсутствием контейнеров на контейнерных площадках регулярно образуются свалки. Просит рассмотреть дело в её отсутствие (т. 2 л.д. 184)
И.о. главы Быстрицкого сельского поселения Смирнова И.С. в отзыве указала, что исковые требования прокурора района считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с тяжелым финансовым положением приобрести контейнеры за счет собственных средств у администрации поселения не имеется (т. 2 л.д. 190)
И.о. главы Пустошенского сельского поселения Пленкова Т.Н. в отзыве указала, что у администрации поселения отсутствует возможность приобретения контейнеров за счет собственных средств, так как бюджет поселения является дотационным и средства на эти цели не заложены в бюджете (т. 2 л.д. 189)
Заслушав явившихся участников процесса, изучив доводы неявившихся участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») установлено, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом установлено, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, заключенным 24 апреля 2018 года между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и акционерным обществом «Куприт», последнее является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области. К основным обязательствам регионального оператора, относится обеспечение сбора, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Кировской области (т. 2 л.д. 239-246)
4 декабря 2019 года между акционерным обществом «Куприт» и обществом с ограниченной ответственностью «КДУ-3» заключен договор № 72 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лот № 1 «Центр и Север», по условиям которого региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов от мест накопления их потребителями в границах территории оказания услуг и передаче на объекты накопления (мусороперегрузочные станции, при их наличии), сбора, обработки, размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Техническим заданием, а региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (т. 1 л.д. 202-234)
По условиям заключенного 24 декабря 2019 года между обществом с ограниченной ответственностью «КДУ-3» и Оричевским муниципальным унитарным автотранспортным предприятием «Оричевское» договора № 5/ЛОТ 1 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов от мест накопления их потребителями в границах территории оказания услуг и передаче на объекты накопления (мусороперегрузочные станции, при их наличии), сбора, обработки, размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Приложением № 1 к настоящему договору, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора. Исполнитель оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов во исполнение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лот № 1 «Центр и Север» от 04.12.2019 года № 72 между ООО «КДУ-3» и АО «Куприт» и в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области. Срок оказания услуг: с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года (включительно) (т. 1 л.д. 238-250)
Реестром мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Оричевского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Оричевского городского поселения от 12.10.2020 года № 397, подтверждено нахождение мест накопления ТКО, в том числе по адресам: пгт Оричи на ул. Свободы у проходной Кировской МИС, в пер. Школьный у д. 1а, на ул. Октябрьская у д. 22 (у стадиона), на ул. Западная у д. 27, на ул. Юбилейной у д. 15, на ул. 8 Марта между домами 28 и 30 (т. 1 л.д. 57-64)
Как следует из материалов дела, 15 октября 2020 года прокуратурой Оричевского района Кировской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на площадках накопления ТКО, расположенных в пгт Оричи на ул. 8-Марта между домами 28 и 30, на ул. Юбилейной у д. 15 и на Свободы у проходной Кировской МИС контейнеры переполнены ТКО. На ул. 8-Марта между домами 28 и 30, рядом с площадкой накопления ТКО также находится КГО, а на площадках накопления ТКО в пер. Школьный у д. 1а, на ул. Западной у д. 27 и на ул. Октябрьской у д. 22 площадки для складирования КГО заполнены крупногабаритными отходами. Кроме на представленных фотографиях видно, что рядом с площадками накопления ТКО, расположенных на ул. Западной у д. 27, в пер. Школьном у д. 1а, на ул. Октябрьской у д. 22, на ул. Юбилейной у д. 15, и на ул. Свободы у проходной Кировской МИС рядом с площадками накопления ТКО, вне контейнеров и вне мест накопления КГО складированы отходы, образованные при содержании зеленых насаждений (ветки и остатки древесной растительности) (т. 1 л.д. 8-9, 11-13)
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее – Правила № 1156), устанавливают порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 10 Правил № 1156 предусмотрено складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил № 1156 установлен порядок складирования в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов крупногабаритных отходов потребителями следующим образом:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу п. 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пункт 2 Правил № 1156 предусматривает понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов», то есть действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Таким образом, региональный оператор при оказании услуги по обращению с ТКО осуществляет погрузку ТКО из контейнеров в мусоровоз, в том числе осуществляет уборку мест погрузки в значении, предусмотренном Правилами № 1156.
Из представленных суду представителем АО «Куприт» актов обследования мест накопления твердых коммунальных отходов на территории пгт Оричи от 08.12.2020 года, в том числе на ул. Юбилейной у. 15, на ул. Свободы у проходной Кировской МИС, на ул. Западной у д. 27, на ул. Октябрьской у д. 22, в пер. Школьный у д. 1а (т. 2 л.д. 225, 226, 227, 229, 230), и соответствующих фотографий (т. 2 л.д. 231, 232, 234, 236, 237) следует, что по состоянию на 08.12.2020 года контейнеры на контейнерных площадках пусты, специальные площадки для размещения КГО также пусты.
Согласно указанным выше актам и фотографиям во всех случаях на территориях, прилегающих к местам (площадкам) накопления ТКО, на земле находятся ветки и остатки древесной растительности.
Таким образом, в рассматриваемом случае между сторонами возник спор по поводу КГО, складированных рядом с местами накопления твердых коммунальных отходов. Твердые коммунальные отходы, складированные в контейнеры, и крупногабаритные отходы с площадок для размещения КГО ответчиком вывезены.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, вопреки ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, истцом не доказано наличие связи между действиями (бездействием) АО «Куприт» и образовавшимися рядом с местами (площадками) накопления ТКО в местах, указанных в исковом заявлении, кучами веток и остатков древесной растительности.
При этом в силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В зону ответственности регионального оператора не водит содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в частности очистка данной территории от КГО, самовольно складированных потребителями в нарушение требований Правил № 1156.
Доказательств, подтверждающих, что места, на которых складированы ветки и остатки древесной растительности, являются специально отведенными площадками для складирования КГО, суду не представлено.
В силу подпунктов 16, 17 Правил № 1156 региональный оператор при определенных условиях должен ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Однако Правила № 1156 предусматривают взыскание в этих случаях региональным оператором понесенных расходов с собственника земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Прокурором заявлено требование о ликвидации АО «Куприт» стихийных свалок твердых коммунальных отходов, в том числе крупных габаритных отходов, образовавшихся на территории контейнерных площадок, расположенных по адресам: пгт. Оричи, ул. Западная у д. 27; пер. Школьный у д. 1; ул. Юбилейная уд. 15; ул. Октябрьская, д. 22 (у стадиона), ул. Свободы у проходной Кировской МИС за счет собственных средств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе прокурору в части исковых требований обеспечить ответчиком предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупных габаритных отходов, образовавшиеся на территории контейнерных площадок, расположенных по адресам: пгт. Оричи, ул. Западная у д. 27; пер. Школьный у д. 1; ул. Юбилейная уд. 15; ул. Октябрьская, д. 22 (у стадиона), ул. Свободы у проходной Кировской МИС.
В то же время, судом установлено и из материалов дела следует, что место (площадка) накопления отходов, расположенная по адресу: пгт Оричи, ул. 8 Марта между домами 28 и 30, включенная в Реестр мест накопления ТКО на территории Оричевского городского поселения, не соответствует требования, предъявляемым к таким местам п. 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 года № 20.
Так из представленных суду, как истцом, так и ответчиком, фотографий следует, что контейнеры для ТКО находятся на бетонной площадке, но специальные бункеры, либо специальная площадка складирования КГО в указанном месте отсутствует (т. 2 л.д. 197, 208, 233). При этом рядом с контейнерами потребителями складируются КГО, не относящиеся к остаткам древесной растительности, что видно на фотографиях. Ранее региональным оператором указанные КГО вывозились. В настоящее время региональный оператор отказывается транспортировать КГО по причине отсутствия специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием.
По мнению суда, отсутствие специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием для размещения КГО не может нарушать право потребителей на оказание им коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества и в необходимом объеме.
Кроме того, бездействие регионального оператора по своевременному вывозу ТБО, включая КГО, с указанного места способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что нарушит конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому в этой части суд удовлетворяет исковые требования прокурора, возлагая на регионального оператора обязанность ликвидировать за счет собственных средств свалку ТКО (КГО), образовавшуюся на территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт Оричи ул. 8 Марта между домами 28 и 30.
Разрешая исковые требования прокурора района о возложении на АО «Куприт» обязанности обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения, Торфяного сельского поселения, Быстрицкого сельского поселения, Гарского сельского поселения, Пустошенского сельского поселения и Спас-Талицкого сельского поселения, суд исходит из следующего.
Делая вывод о том, что региональный оператор обязан приобрести за свой счет контейнеры для контейнерных площадок, созданных органами местного самоуправления Оричевского района, в количестве 82 штук, прокурор не привел ссылки на нормативный акт, закрепляющий эту обязанность регионального оператора в области обращения с ТКО.
В соответствии с п. 90 «Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами», установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования), предусмотрено право регионального оператора на включение в единый тариф, по которому осуществляются расходы с потребителями, расходов на приобретение контейнеров и бункеров накопления твердых коммунальных расходов. Данные расходы регионального оператора определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Как следует из заключения экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области о рассмотрении предложения АО «Куприт» об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными услугами на 2020 год АО «Куприт» заявило для учета в необходимой валовой выручке на 2020 год расходы на приобретение контейнеров в размере 99993,75 тыс. рублей с учетом НДС (7689 шт. по цене 13004,78 рублей с учетом НДС за контейнер). Региональной службой по тарифам Кировской области установлено, что заявленная АО «Куприт» цена не превышает средние цены, сложившиеся на торговых площадках. Вместе с тем, заявленная АО «Куприт» сумма расходов на приобретение контейнеров превышает предельный размер расходов, предусмотренный Основами ценообразования. Поэтом региональной службой по тарифам Кировской области расходы на приобретение контейнеров и контейнеров и бункеров и их содержание определены в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год, в размере – 26076,02 тыс. рублей с учетом НДС (2005 шт. по цене 13004,78 руб. с учетом НДС за контейнер (т. 2 л.д. 247-248)
Также из материалов дела следует, что АО «Куприт» ведется работа по закупке металлических контейнеров для ТКО. Информация о закупке содержится на сайте https://zakupki.gov.ru. 20.11.2020 года запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие, что подтверждается протоколом проведения запроса котировок от 20.11.2020 года (т. 2 л.д. 201, 202, 203, 204).
Как пояснил в суде представитель АО «Куприт», по результатам совещания, проведенного в министерстве охраны окружающей среды совместно с представителями органов местного самоуправления, принято решение о том, что в рамках 1% валовой выручки регионального оператора будет произведена закупка контейнеров для нужд районов на места (площадки) накопления ТКО, созданные по субсидии в 2019 году. Распределение контейнеров будет осуществляться после проведения повторной процедуры закупки.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика приобрести за свой счет контейнеры для контейнерных площадок, созданных органами местного самоуправления Оричевского района, в количестве 82 штук, суд исходит из того, что финансовая возможность АО «Куприт» по приобретению контейнеров для ТКО ограничена 1% валовой выручки на 2020 год (26076, 02 тыс. рублей с учетом НДС).
При этом АО «Куприт», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Кировской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не только отходообразователям Оричевского района, но всей Кировской области. Удовлетворение иска прокурора района в этой части, по мнению суда, может повлечь нарушение прав других потребителей Кировской области.
Кроме того, суд учитывает при принятии решения в этой части и то, что согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Подпунктом 18 части 1 статьи 14, подпунктом 18 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил № 1156 определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить частично.
Обязать АО «Куприт» ликвидировать за счет собственных средств стихийную свалку твердых коммунальных отходов (крупных габаритных отходов), образовавшуюся на территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт Оричи ул. 8- Марта между домами 28 и 30.
В части исковых требований обеспечить предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в полном объеме и надлежащего качества, ликвидировать за счет собственных средств стихийные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупных габаритных отходов, образовавшиеся на территории контейнерных площадок, расположенных по адресам: пгт. Оричи, ул. Западная у д. 27; пер. Школьный у д. 1; ул. Юбилейная уд. 15; ул. Октябрьская, д. 22 (у стадиона), ул. Свободы у проходной Кировской МИС, а также обязать АО «Куприт» обеспечить контейнерами за счет собственных средств контейнерные площадки, оборудованные на территории Стрижевского городского поселения - 8 площадок (на 16 контейнеров), Торфяного сельского поселения - 5 площадок (на 12 контейнеров), на территории Быстрицкого сельского поселения - 5 площадок (на 10 контейнеров), на территории Гарского сельского поселения - 6 площадок (на 17 контейнеров), на территории Пустошенского сельского поселения - 7 площадок (на 14 контейнеров), на территории Спас-Талицкого - 4 площадки (на 13 контейнеров) отказать.
Взыскать с АО «Куприт» в доход бюджета муниципального образования Оричевский муниципальный район государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Судья Васильев С.В.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2020 года