Решение по делу № 2-16/2024 (2-1831/2023;) от 11.05.2023

№ 2-16/2024

64RS0047-01-2023-001541-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2024 г.                                     г. Саратов

Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Апокина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.В.,

представителя истца Роменского Д.С.,

представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» Валицкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минаева Олега Викторовича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64», администрации муниципального образования «Город Саратов», Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», Комитету культурного наследия Саратовской области, Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о возложении обязанности выдать задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, об осуществлении капитального ремонта многоквартирного дома, устранении причины залива, о возмещении материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,

установил:

Минаев О.В. обратился в суд с иском к ООО Управляющая компания «Регион-64», администрации муниципального образования «Город Саратов», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», Комитету культурного наследия Саратовской области, Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о возложении обязанности выдать задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, об осуществлении капитального ремонта многоквартирного дома, устранении причины залива, о возмещении материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.

В процессе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Окончательно сформулированные требования истца мотивированы тем,
что на протяжении длительного времени происходит залив <адрес> в <адрес>. 24 марта 2022 г. в связи с обращением истца составлено экспертное заключение ООО ЭПЦ «Гарант», которым установлено наличие повреждений на кухне, жилой комнате, вследствие воздействия влаги. Причиной возникновения повреждений является разгерметизация кровельного покрытия, техническое состояние которого характеризуется как неудовлетворительное и недопустимое. Физический износ кровельного покрытия составляет до 100%, износ конструкций стен до 40-45%, состояние чердачного перекрытия можно охарактеризовать как предаварийное. Конструкции кровли, несущих стен, перекрытий не пригодны для дальнейшей эксплуатации, создают угрозу для жизни и здоровья граждан. Для устранения причины залива квартиры, устранения опасности жизни и здоровья граждан необходимо выполнить полную замену конструкций крыши, выполнить восстановление кирпичных парапетов, с устройством фартуков, выполнить ремонт кирпичной кладки в местах ее разрушения, выполнить корректные заполнения слуховых окон, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса чердачного перекрытия, замену поврежденных элементов чердачного перекрытия. Также истец указывает, что собственники многоквартирного дома оплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества дома на расчетный счет НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области». В соответствии с приказом Комитета культурного наследия Саратовской области от 09 февраля 2022 г. № 01-04 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в категории объектов культурного наследия регионального значения.

27 марта 2023 г. Минаев О.В. направил в адрес ответчиков претензии, однако причина залива не устранена, ремонт общего имущества МКД не произведен, денежные средства в счет возмещения ущерба имуществу Минаева О.В. выплачены не были.

В связи с изложенным истец с учетом уточнений просит обязать Комитет культурного наследия Саратовской области выдать Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия - многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>В, а именно выполнить работы: полную замену кровельного покрытия и деревянной обрешетки на всей площади, с применением современных эффективных материалов и технологий, при замене кровельного покрытия предусмотреть восстановление кирпичных парапетов с устройством фартуков, выявленные трещины и сколы защитного слоя в железобетонных конструкциях крыши заделать гидрофобизирующим ремонтным составом глубокого проникновения, выполнить корректные заполнения слуховых окон, обеспечивающие проветривание чердачного помещения и исключающие попадание птиц в чердачное помещение и замачивание конструкций крыши и чердачного перекрытия, выполнить восстановление пораженной кирпичной кладки фасадов и парапетов, выполнить ремонт разрушенной кирпичной кладки в уровне венчающего и промежуточных карнизов, выполнить инъецирование трещин полимерным раствором под давлением, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса стен с применением современных строительных материалов, выполнить ревизию хозяйственно-бытовых коммуникаций с целью исключения дальнейшего замачивания протечками, выполнить ремонт плитной части железобетонного перекрытия основной части здания в местах расположения санузлов, путем зачистки от пораженного защитного бетонного слоя, зачистки продуктов коррозии с оголенного армирования, с последующей обработкой арматуры ингибитором коррозии, обработкой бетона укрепляющими составами и восстановлением геометрии перекрытия цементным гидрофобизирующим составом, выполнить ремонт отдельных локальных сколов бетонного камня железобетонных конструкций перекрытия, выполнить косметический ремонт отдельных поверхностей, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса (перекрытий в том числе), с применением современных строительных материалов, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса в левой части здания чердачного перекрытия, очистить чердачное перекрытие от строительного мусора, выполнить теплоизоляцию чердачного перекрытия с применением современных эффективных изоляционных материалов с соблюдением технологии изоляции с устройством слоев паро и гидроизоляции. С целью обеспечения корректного тепло-влажностного режима в помещениях 5 этажа и чердака, и исключения конденсационной влаги на конструкциях стропильной системы, выполнить косметический ремонт отделочного слоя чердачного перекрытия в уровне 5 этажа.

Обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области» осуществить капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно выполнить работы: полную замену кровельного покрытия и деревянной обрешетки на всей площади, с применением современных эффективных материалов и технологий, при замене кровельного покрытия предусмотреть восстановление кирпичных парапетов с устройством фартуков, выявленные трещины и сколы защитного слоя в железобетонных конструкциях крыши заделать гидрофобизирующим ремонтным составом глубокого проникновения, выполнить корректные заполнения слуховых окон, обеспечивающие проветривание чердачного помещения и исключающие попадание птиц в чердачное помещение и замачивание конструкций крыши и чердачного перекрытия, выполнить восстановление пораженной кирпичной кладки фасадов и парапетов, выполнить ремонт разрушенной кирпичной кладки в уровне венчающего и промежуточных карнизов, выполнить инъецирование трещин полимерным растровом под давлением, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса стен с применением современных строительных материалов, выполнить ревизию хозяйственно-бытовых коммуникаций с целью исключения дальнейшего замачивания протечками, выполнить ремонт плитной части железобетонного перекрытия основной части здания в местах расположения санузлов, путем зачистки от пораженного защитного бетонного слоя, зачистки продуктов коррозии с оголенного армирования, с последующей обработкой арматуры ингибитором коррозии, обработкой бетона укрепляющими составами и восстановлением геометрии перекрытия цементным гидрофобизирующим составом, выполнить ремонт отдельных локальных сколов бетонного камня железобетонных конструкций перекрытия, выполнить косметический ремонт отдельных поверхностей, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса (перекрытий в том числе), с применением современных строительных материалов, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса в левой части здания чердачного перекрытия, очистить чердачное перекрытие от строительного мусора, выполнить теплоизоляцию чердачного перекрытия с применением современных эффективных изоляционных материалов с соблюдением технологии изоляции с устройством слоев паро и гидроизоляции. С целью обеспечения корректного тепло- влажностного режима в помещениях 5 этажа и чердака, и исключения конденсационной влаги на конструкциях стропильной системы, выполнить косметический ремонт отделочного слоя чердачного перекрытия в уровне 5 этажа.

Обязать ООО УК «Регион-64» в течении 1 суток устранить причину залива, взыскать с ответчиков солидарно в пользу Минаева О.В. стоимость восстановительного ремонта квартиры 298 634 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 15 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф 50% за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Истец Минаев О.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца Роменский Д.С. в ходе судебного заседания поддержал исковое заявление с учетом уточнений к нему и просил их удовлетворить. Пояснив, что в ходе рассмотрения по существу экспертом произведен осмотр общедомового имущества, причина залива квартиры истца ответчиками до настоящего времени не устранена.

Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» Валицкая И.В.: просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представила в суд письменные возражения на иск, содержащие информацию о реализации краткосрочного плана областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в отношении спорного многоквартирного дома на 2023 год запланированы работы по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши. 13 ноября 2023 г. Фондом капитального ремонта объявлен электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Сообщила о получении от подрядчика проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши общего имущества многоквартирного жилого дома, которая находится на этапе изучения и согласования.

Представитель ответчика ООО УК «Регион-64» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о применении положений ст. 333 ГК РФ в части взыскания штрафа, в связи с несоразмерностью последствиям нарушенных прав истца.

Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.

Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.

Представитель ответчика Комитета культурного наследия Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.

Представители третьих лиц Правительства Саратовской области, Комитета по архитектуре администрации МО «Город Саратов», Комитета по финансам администрации МО «Город Саратов», администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется
на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом, согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Минаев О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> 24 октября 2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 09 июня 2023 г. (55/1000 доли в праве общей долевой собственности на 733,8 кв.м) (т.1 л.д. 59).

Ответчик ООО УК «Регион 64» осуществляет деятельность, связанную
с управлением многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, о чем свидетельствует квитанция об уплате коммунальных платежей (л.д. 30).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО УК «Регион 64» с 17 сентября 2020 г. оказывает услуги собственникам помещений многоквартирного дома
по техническому обслуживанию многоквартирного дома, расположенного
по адресу: <адрес>

24 марта 2022 г. по результатам обращения истца, ООО ЭПЦ «Гарант» подготовлено экспертное заключение № 11С/2023. Согласно данному исследованию в квартире истца имеются повреждения покрытий материалов и конструктивных элементов, образовавшихся вследствие воздействия влаги. Для устранения причины залива квартиры, устранения опасности жизни и здоровья граждан необходимо выполнить полную замену конструкций крыши, выполнить восстановление кирпичных парапетов, с устройством фартуков, выполнить ремонт кирпичной кладки в местах ее разрушения, выполнить корректные заполнения слуховых окон, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса чердачного перекрытия, замену поврежденных элементов чердачного перекрытия (т. 1л.д. 34-39).

27 марта 2023 г. Минаев О.В. обратился в ООО УК «Регион 64», администрацию МО «Город Саратов», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области с претензией, содержащей требование о выполнении работ по замене конструкций крыши, восстановления кирпичных парапетов, ремонта кирпичной кладки в местах разрушения, корректного заполнения слуховых окон, замену несущих элементов каркаса чердачного перекрытия, о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, приложив копи экспертного заключения (т. 1 л.д. 32).

В силу ст. 56 ГПК РФ и принципа распределения бремени доказывания
по спорам о возмещении ущерба, на истце лежит обязанность по доказыванию размера ущерба, обстоятельств его причинения и причин его возникновения, ответчик обязан представить доказательства своей невиновности.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении
в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний
в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

При рассмотрении дела по ходатайству представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «НОСТЭ» № 111 от 27 октября 2023 г. причиной образования следов увлажнений в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>В, <адрес> является неудовлетворительное состояние кровли жилого дома., где физический износ конструкций деревянной мансардного типа крыши и металлической кровли согласно ВСН 53-86(р) достиг максимального значения до 80%.

Конструкция кровли и крыши не выполняют своей функции по прямому назначению. Крыша - одна из основных конструкций здания, которая служит для защиты от атмосферных осадков и теплоизоляции при обустройстве мансардного этажа. В соответствии с ВСН 53-86 (р) физический износ конструкций кровельного покрытия составляет исследуемого жилого дома достигает до 100%. Согласно ГОСТ Р55567-2013, техническое состояние деревянного чердачного перекрытия левой части здания можно охарактеризовать, как неудовлетворительное переходящее в предаварийное. В соответствии с ВСН 53-86 (р) физический износ конструкций достигает до 80%. Согласно ГОСТ Р55567-2013, техническое состояние железобетонного чердачного перекрытия основной части здания можно охарактеризовать, как удовлетворительное. В соответствии с ВСН 53-86 (р) физический износ конструкций достигает до 30%. Согласно ГОСТ Р 55567-2013, техническое состояние межэтажных перекрытий над основной частью здания в пределах общедомового имущества можно охарактеризовать, как удовлетворительное, за исключением локальных участков техническое состояние которых является неудовлетворительным по причине наличия выявленных дефектов.

В соответствии с ВСН 53-86 (р) конструкции перекрытия левой части здания в уровне 2-5 этажа имеют физический износ конструкции до 60-65%. В соответствии с ВСН 53-86 (р) конструкции перекрытия основной части в уровне 2-5 этажа имеют физический износ конструкции до 25-30%, за исключением локальных участков перекрытий с физическим износом до 55%. Согласно ГОСТ Р 55567-2013"Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", техническое состояние конструкций стен выше отм. 0,000 в целом, можно охарактеризовать, как неудовлетворительное, за исключением отдельных декоративных элементов фа- садов, техническое состояние которых можно охарактеризовать, как аварийное, в связи с выпадением отдельных кирпичей.

В соответствии с ВСН 53-86 (р) "Правила оценки физического износа жилых зданий" физический износ конструкций стен составляет до 40-45%, за исключением конструкций кирпичных парапетов и декоративных кирпичных элементов фасада, физический износ которых составляет 85-100%. Поскольку при производстве экспертизы определено, что физический износ конструкций крыши, достиг в пределах значений до 100%, конструкций стен достиг в пределах значений 40-100% и перекрытий от 30 до 65%, где техническое состояние конструкций оценивается в части конструкций как, как неудовлетворительное и согласно ВСН 53-86 (р) при достижении физического износа конструкций более 45% для восстановления конструкций требуется их полная замена.

На основании изложенного эксперт утверждает, что для приведения конструкций стен, перекрытий и кровли исследуемого жилого здания в удовлетворительное техническое состоянии необходимо проведение капитального ремонта. В рамках текущего ремонта достижение цели устранения выявленных повреждении является нерациональным. Необходимо выполнить следующие работы: полную замену кровельного покрытия и деревянной обрешетки на всей площади, с применением современных эффективных материалов и технологий, при замене кровельного покрытия предусмотреть восстановление кирпичных парапетов с устройством фартуков, выявленные трещины и сколы защитного слоя в железобетонных конструкциях крыши заделать гидрофобизирующим ремонтным составом глубокого проникновения, выполнить корректные заполнения слуховых окон, обеспечивающие проветривание чердачного помещения и исключающие попадание птиц в чердачное помещение и замачивание конструкций крыши и чердачного перекрытия, выполнить восстановление пораженной кирпичной кладки фасадов и парапетов, выполнить ремонт разрушенной кирпичной кладки в уровне венчающего и промежуточных карнизов, выполнить инъецирование трещин полимерным растровом под давлением, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса стен с применением современных строительных материалов, выполнить ревизию хозяйственно-бытовых коммуникаций с целью исключения дальнейшего замачивания протечками, выполнить ремонт плитной части железобетонного перекрытия основной части здания в местах расположения санузлов, путем зачистки от пораженного защитного бетонного слоя, зачистки продуктов коррозии с оголенного армирования, с последующей обработкой арматуры ингибитором коррозии, обработкой бетона укрепляющими составами и восстановлением геометрии перекрытия цементным гидрофобизирующим составом, выполнить ремонт отдельных локальных сколов бетонного камня железобетонных конструкций перекрытия, выполнить косметический ремонт отдельных поверхностей, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса (перекрытий в том числе), с применением современных строительных материалов, выполнить замену внутренних несущих элементов каркаса в левой части здания чердачного перекрытия, очистить чердачное перекрытие от строительного мусора, выполнить теплоизоляцию чердачного перекрытия с применением современных эффективных изоляционных материалов с соблюдением технологии изоляции с устройством слоев паро и гидроизоляции. С целью обеспечения корректного тепло-влажностного режима в помещениях 5 этажа и чердака, и исключения конденсационной влаги на конструкциях стропильной системы, выполнить косметический ремонт отделочного слоя чердачного перекрытия в уровне 5 этажа.

Виды работ, объем, материалы и стоимость указаны в локальном сметном расчете, представленном в Приложении № 1. Стоимость восстановительного ремонта квартиры , расположенной по адресу: <адрес> составляет 298 634 руб.

Выводы, изложенные в экспертном исследовании, являются понятными,
не влекут двойного толкования, подтверждены исследовательской частью экспертного заключения. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, был опрошен в ходе судебного заседания, у судьи не имеется оснований не доверять заключению эксперта ООО «НОСТЭ» результаты которого считает правильными и кладет в основу решения.

Оснований для принятия в качестве доказательства размера ущерба заключение экспертизы, представленной истцом, не имеется, так как само исследование выполнено вне рамок рассмотрения спора, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности.

Учитывая изложенное, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, у суда отсутствуют основания ставить под сомнение выводы судебной экспертизы ООО «НОСТЭ», результаты которой являются ясными, понятными и соответствующими обстоятельствам разрешаемого спора.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что непосредственной причиной повреждений отделочных покрытий, материалов, конструктивных элементов квартиры истца является неудовлетворительное состояние кровли многоквартирного жилого дома № по <адрес>, в частности ее физический износ в размере 80%. Стоимость восстановительного ремонта по устранению повреждений жилого помещения (квартиры истца) составляет 298 634 руб.

Разрешая исковые требования в части возложении обязанности на Комитет культурного наследия Саратовской области выдать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия многоквартирного дома, суд учитывает следующее.

Статья 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ) определяет, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материальнотехнических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Пункт 5 статьи 16.1. Закона № 73-ФЗ предусматривает, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении их в указанный реестр подлежат государственной охране в соответствии с требованиями данного закона.

Пункт 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ разъясняет, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии со статьей 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

По смыслу пунктов 2-3 статьи 45 Закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, регулируется положениями статьи 45 Закона № 73-ФЗ и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> «В» включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах па территории Саратовской области, является объектом культурного наследия регионального значения («Мельница В.В. Богословского», 1899 год, реконструкция 1914 год).

Как следует из ответа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 02 октября 2019 г. № 01-16/272 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия, согласно приказу Министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2021 г. № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» (т. 1 л.д. 79-80).

Приказом Комитета культурного наследия Саратовской области от 09 февраля 2022 г. № 01-04/7В в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>» утвержден предмет охраны дома, в который в том числе входит крыша здания - историческая конфигурация (форма), высотные отметки по конькам и тип кровли, композиция и архитектурно-художественное оформление северного и южного фасадов и т.д.

Законом Саратовской области от 25 марта 2013 г. № 36-3CO «О дополнительных видах услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области» установлено, что возможно проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, если работы не затрагивают предмет охраны.

Комитетом культурного наследия области разработан проект нормативно-правового акта о внесении изменений в Закон Саратовской области от 25 марта 2013 года № 36-3CO, в части исключения запрета на выполнение работ, затрагивающих утверждённый предмет охраны объекта культурного наследия.

Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» в своем ответе от 29 сентября 2023 г. № 01-25/8951 указывает, что в рамках осуществления функций технического заказчика в 2020 году организовано проведение оценки технического состояния многоквартирного дома, специализированной организацией подготовлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома (т.1 л.д. 115).

В 2020 году обществом с ограниченной ответственностью РСК «Наследие» проведено комплексное инженерно-техническое обследование (оценка) здания
№ РТС264Д202717/20-ИТО. Из данного заключения следует, что физический износ конструкции стен составляет 40-45%, физический износ декоративных кирпичных элементов фасада составляет 100%, выявлены иные многочисленные повреждения требующие капитального ремонта объекта культурного наследия.

Исходя из ответа на запрос суда Комитет культурного наследия Саратовской области в письме от 29 сентября 2023 г. подтверждает, что спорный многоквартирный дом является объектом культурного наследия. Вместе с тем охранное обязательство на объект в соответствии с требованиями ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» не утверждено. Для оформления охранного обязательства необходимо подготовить акт технического состояния объекта культурного наследия. Акт технического состояния разрабатывает в рамках государственного задания за счет бюджетных денежных средств, в связи недостаточностью финансирования разработка акта технического состояния Объекта с последующим утверждением охранного обязательства на 2023 год не запланирована. Отсутствие охранного обязательства не освобождает собственника, не создает препятствий для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Статьей 47.3 Закона № 73 ФЗ определены требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, согласно которым собственник (пользователь) обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31 июля 2017 г. № 1881 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения".

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29 мая 2012 г. № 1120 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения".

Из приведенных выше положений следует, что органом местного самоуправления утвержден порядок определения, согласования и проведения работ по восстановлению объекта культурного наследия муниципального значения.

Положением о комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 26 сентября 2019 г. № 56-424, установлено, что комитет выдает задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 января 2017 года N 55 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения" (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктами 2.6, 26.1. 3.2.1 Административного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является обращение заявителя в комитет о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения с приложением соответствующих документов.

Согласно пункту 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. Срок предоставления муниципальной услуги - 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08 июня 2016 г. № 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" утверждена форма задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Как следует из материалов дела, 03 августа 2022 г. Комитетом культурного наследия Саратовской области выдано задание № 03-10/68 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 129-136).

Согласно разделам № 1,2,5 указанного Задания предметом работ является составление технического отчета о состоянии объекта по форме, указанной в приложении № Б (ГОСТ П 55567-2013), в котором фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов величинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике и его элементах. Также предусмотрено проведение натурных исследований с устройством шурфов, зондажей, вскрытий конструкций с установлением первоначальных элементов. По итогам работ отчетная документация должна быть согласована в течении девяносто рабочих дней со дня выполнения работ с органом, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, включая научный отчет о выполненных работах.

Со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» в суд представлен договор на разработку проектно-сметной документации капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 04 декабря 2023 г. с ООО «Проекты и Решения».

13 марта 2024 г. ООО «Проекты и Решения» направило в адрес НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» для согласования проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта крыши общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>В.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Комитет культурного наследия Саратовской области выдать НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия многоквартирного дома, поскольку процедура согласования проектно-сметной документации, разработанной ООО «Проекты и Решения» в настоящее время не завершена, акт сдачи-приемки выполненных работ не подписан. Доказательств подтверждающих факт обращения участников процесса в соответствии с регламентами, утверждёнными Постановлениями администрации МО «Город Саратов» в Комитет культурного наследия Саратовской области по вопросу выдачи задания на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – многоквартирного <адрес>, вместе с проектно-сметной документацией материалы дела не содержат. Кроме того разработанная проектно-сметная документация в течении 90 рабочих дней должна быть предоставлена Комитету культурного наследия Саратовской области для анализа и согласования, в целях возможности выдать разрешение задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Поскольку в ходе судебного разбирательства представителем истца уточнены исковые требования, в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, администрация МО «Город Саратов», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам в связи с отсутствием возложенных на данные органы обязанностей предусмотренных законом.

Разрешая требования о возложении обязанности на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» осуществить капитальный ремонт многоквартирного дома, суд учитывает следующее.

Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 189).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).

В силу части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;

3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189).

Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).

Согласно части 4 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168.

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168).

Капитальный ремонт многоквартирных домов в Саратовской области проводится в соответствии с Законом Саратовской области от 05 августа 2014 г. № 88-ЗСО «О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области», Постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. № 800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области».

Судом установлено, что 29 сентября 2020 г. распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2021-2023 год. Согласно приложению к указанному распоряжению имеется многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> В, с плановыми периодами проведения капитального ремонта с 2021 года по 2022 год (усиление ненесущих строительных конструкций, усиление строительных конструкций, капитальный ремонт фасада, капитальные ремонт крыши), с 2027 года по 2028 год (капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт фундамента многоквартирного дома, в 2031 году утепление фасада (т.2 л.д. 152).

Распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 24 октября 2023 г. № 1431-Р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> В включен в краткосрочный план капитального ремонта на 2023 г. с видами работ «разработка проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры. Стоимость указанных работ составила 500 000 руб. (т. 2 л.д. 163).

Согласно краткосрочному плану на 2024 год запланирован ремонт крыши указанного многоквартирного жилого дома, стоимостью 7 050 000 руб. (т.2 л.д. 164).

Из письма Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 19 декабря 2023 г. № 31702 следует, что 13 ноября 2023 г. объявлен электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта скатной крыши многоквартирного дома, по итогам которого будет заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации.

Ранее судом было установлено, что 04 декабря 2023 г. между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» и ООО «Проекты и Решения» заключен договор на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> В.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 154, 158, 167, 168, 182 ЖК РФ установив, что краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в 2023 г. предусмотрено только разработка проектно-сметной документации для капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> В, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» обязанности по проведению капитального ремонта крыши. Кроме того, решения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу капитального ремонта многоквартирного дома не принималось, объективных данных о направлении указанного решения в адрес регионального оператора, истцом не представлено и судом не установлено. Являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Последующее включение распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 24 октября 2023 г. № 1431-Р спорного многоквартирного дома в краткосрочный план капитального ремонта крыши на период – до 31 декабря 2024 г., также не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку названный срок проведения капитального ремонта не наступил и ответчиком не нарушен. В удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности произвести капительный ремонт к остальным участникам процесса суд также отказывает, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ЖК РФ.

При решении вопроса об установлении виновных лиц по заливу квартиры истца в рамках рассматриваемого спора, судом учитывается, что согласно
п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п. 5 и 6 ст. 19, п. 4, 5 и 6 ст. 29 Закона).

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Как следует из п. 10 указанных правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспорено сторонами 17 сентября 2020 г. заключен договор управления многоквартирным домом с ООО УК «Регион 64», которая приступила к исполнению своих обязанностей с 01 октября 2020 г.

Как установлено в ходе рассмотрения дела из совокупности собранных доказательств, фотоматериалов, пояснения сторон, заключения досудебной экспертизы ООО ЭПЦ «Гарант» от 24 марта 2022 г., судебной экспертизы ООО «НОСТЭ» причиной залива жилого помещения истца является неудовлетворительное состояние крыши многоквартирного жилого дома, физических износ 80%, в связи с чем суд считает установленным о наличие ущерба в помещении истца.

Таким образом, именно ответчик ООО УК «Регион64» при рассмотрении настоящего спора обязан доказать качественность оказанных истцу услуг по содержанию жилья. Однако доказательств тому материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований истца о возмещении ему материального ущерба именно ООО УК «Регион64». Данная организация, ответственная за содержание (техническое обслуживание) общедомового имущества, несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию общего имущество, а также проведения регулярных осмотров по состоянию общедомового имущества, текущему ремонту крыши.

Доводы стороны ответчика о возложении обязанности возмещения ущерба НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Саратовской области», суд считает не состоятельными, поскольку залив помещения имеет длительный характер. Не смотря на необходимость проведения капитального ремонта крыши, стороной ответчика каких-либо действий по текущему ремонту при наличие видимых недостатков крыши не произведено. ООО «Регион64» управляя многоквартирным домом с 2020 г. обязано проводить осмотры и содержания имущества в многоквартирном доме, каких- либо мер по содержанию крыши общество не предпринимало.

В соответствии с п. 24 п. п. «в» Правил, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170) местные разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (глава 4.2.3.1).

Поскольку залив квартиры произошел из-за ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, суд приходит к выводу о возложении ответственности за залив на управляющую компанию, в связи с бездействием ответчика, которое привело к причинению ущерба имуществу истца.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: вследствие причинения вреда другому лицу.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также упущенная выгода.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ч. 2 указанной статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Для наступления ответственности необходимо установление следующих обстоятельств, имеющих значение для дела а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда.

В силу ст. 1064 ГК РФ причинитель вреда освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, в гражданском праве действует презумпция виновности правонарушителя; он считается виновным до тех пор пока не докажет свою невиновность. Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика.

С учетом обстоятельств дела, а именно причине вреда имуществу истца
в связи с повреждением крыши многоквартирного дома. Доказательств иного материалы дела не содержат и ответчиком ООО УК «Регион 64» вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ не представлено.

ООО УК «Регион» являясь организаций по техническому обслуживанию жилищного фонда, несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества. Данная организация обязана компенсировать истцу как собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме причиненный имущественный ущерб, связанный с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по техническому облуживанию общего имущества дома.

Таким образом, с ООО УК «Регион64» в пользу истца Минаева О.В. подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный жилому помещению в размере 298 634 руб.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом изложенного, на правоотношения между истцами как собственниками жилого помещения и ответчиком - управляющей организацией распространяется действие Закона РФ № 2300-1.

Согласно ст. 29 Закона № 2300-1, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе, полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

В силу положений ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Данных доказательств суду со стороны ответчика не представлено.

ООО «УК Регион64» является организацией имеющей лицензию на организацию и проведение работ по текущему содержанию многоквартирных домов, в связи с чем суд полагает, что не требуется указания в решении суда на конкретные виды работ, необходимые для устранения причины залития квартиры истца.

Ответчик, являясь профессиональным участником в области управления многоквартирными домами, имеет возможность самостоятельно определить объем и виды работ необходимые для устранения причин залития в рамках текущего ремонта, при этом суд учитывает, что на управляющие компании не возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В ходе рассмотрения дела со стороны ООО УК «Регион64» представлен акт осмотра, с фотоматериалами крыши многоквартирного дома, где указано о выполнении текущих ремонтных работ силами управляющей компании.

К данному акту суд относится критически поскольку стороной истца представлено экспертное заключение № 14С/2024 ООО ЭПЦ «Гарант» из которого следует наличие по состоянию на 29 марта 2024 г. недостатков на чердачном помещении непосредственно над исследуемой квартирой истца, в частности поражение стропильной системы, на поверхности кровли обнаружены не закрепленные листы метала.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, с учетом обстоятельств заявленных истцом требований считает необходимым возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион64» устранить причину залива <адрес> <адрес> в г.Саратове, в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги), а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя, с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе неоказанной в полном объеме услуги по содержанию жилья, неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке в течение длительного периода времени, вины исполнителя в нарушении прав потребителя, а также принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО УК «Регион64» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб..

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В добровольном порядке требования истца о компенсации убытков удовлетворены ответчиком не были, в связи с чем, в силу императивной нормы закона, установленной ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» с ответчика полежит взысканию штраф. Размер штрафа в рассматриваемом случае составляет 149 317 руб. (298 634 + 2 000)/50%.

Со стороны ответчика заявлено ходатайство о снижении размера штрафа
в порядке ст. 333 ГК РФ.

Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Гражданское законодательство предусматривает неустойку как способ обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

Применение ст. 333 ГК РФ возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушенного обязательства, по заявлению ответчика с указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера штрафа является допустимым.

При этом следует учитывать публично-правовую природу штрафа, содержащего признаки административной штрафной санкции, а именно справедливость наказания, его индивидуализацию и дифференцированность. В противном случае несоизмеримо большой штраф превратится из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст. 34 (ч. 1), 35 (ч. ч. 1 - 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ недопустимо.

На основании изложенного, с учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, его материальное обеспечение, характера и размера причиненного вреда, руководствуясь положениями ст. 333 ГК РФ, суд полагает возможным снизить сумму подлежащего взысканию штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» до 40 000 руб. Данный размер штрафа соответствует последствиям нарушения ответчиком своих обязательств перед истцом, с учетом состояния многоквартирного жилого дома, длительного неустранения причины залива, наряду с бездействием участников гражданского оборота.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Минаева О.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области», Комитету культурного наследия Саратовской области, Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области в полном объеме в связи с отсутствием причинной связи между действиями (бездействием) ответчиков и причиненным ущербом истцу, а также обязанностью по выдаче задания, проведению капитального ремонта, устранению причины залива.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

Минаевым О.В. понесены расходы на проведение досудебного исследования, предоставленных в суд в качестве доказательства причины залива помещения истца и его размер, на сумму 15 000 руб., что подтверждается квитанцией на оплату от 24 марта 2023 г. (т.1 л.д. 28), данные расходы оцениваются судом как судебные расходы и подлежащие взысканию с ответчика ООО УК «Регион 64» в пользу истца в размере 15 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно представленного соглашения от 21 марта 2023 г., стороны пришли к соглашению о представлении их интересов в суде, Роменскому Д.С. была уплачена денежная сумма в размере 15 000 руб. за предоставление истцам юридических услуг.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Исходя из пункта 11 данного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая объем оказанных представителем юридических услуг, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, реальные затраты времени на участие представителя в деле, количество судебных заседаний, предмет и основания заявленных требований суд полагает, что критерию разумности и справедливости будет соответствовать взыскание с ООО УК «Регион64» в пользу Минаева О.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб., с учетом ходатайства стороны ответчика об их чрезмерности.

ООО «НОСТЭ» было исполнено определение суда от 07 июля 2023 г. и подготовлено экспертное заключение № 111 от 27 октября 2023 г., стоимость экспертного заключения составила 28 800 руб. (т.1 л.д. 135). Данные расходы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с ответчика ООО УК «Регион64» в размере 28 800 руб.

Также, с ООО УК «Регион64» за удовлетворение требований истца имущественного и неимущественного характера в соответствии с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 6 786 руб. 34 коп. (по требованиям имущественного и неимущественного характера) и за требование неимущественного характера (компенсация морального вреда и возложении обязанности устранить нарушения).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Минаева Олега Викторовича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» об устранении причины залива, о возмещении материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» (ИНН 6452140974) в пользу Минаева Олега Викторовича (паспорт ) материальный ущерб, причиненный жилому помещению в размере 298 634 руб., расходы по оплате досудебной экспертизы в размере 15 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., штраф в размере 40 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» (ИНН 6452140974) устранить причину залива <адрес> по <адрес> в <адрес> в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» отказать.

В удовлетворении исковых требований Минаева Олега Викторовича (паспорт ) к администрации муниципального образования «Город Саратов» (6450011003), Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» (ИНН 6450999440), Комитету культурного наследия Саратовской области (ИНН 6454104918), Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области (6452911715) о возложении обязанности выдать задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, об осуществлении капитального ремонта многоквартирного дома, устранении причины залива, о возмещении материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов отказать в полном объеме.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 6 786 руб. 34 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион-64» (ИНН 6452140974) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Независимая Оценка и Судебно-Технические Экспертизы» (ИНН 6452111010) расходы по судебной экспертизе в размере 28 800 руб.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья                     /подпись/                  Д.В. Апокин

В мотивированной форме решение суда изготовлено 05 апреля 2024 г.

Подлинник решения находится в деле № 2-16/2024

2-16/2024 (2-1831/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Минаев Олег Викторович
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Комитет культурного наследия Саратовской области
ООО УК "Регион-64"
Другие
Администрация октябрьского района муниципального образования «город Саратов»
Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов"
Правительство Саратовской области
Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов»
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.06.2023Предварительное судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
03.11.2023Производство по делу возобновлено
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее