Решение по делу № 2а-485/2022 от 27.09.2022

Дело №2а-485/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2022-000671-71

Мотивированное решение

изготовлено 24 октября 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 20 октября 2022 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при помощнике Лисициной Е.И.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Гиане Абдулаевне, отделению судебных приставов по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44014/22/136494 от 09.09.2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., отделению судебных приставов по Мантуровскому району УФССП по Костромской области, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44014/22/136494 от 09.09.2022 года. Требования мотивированы тем, что отделением судебных приставов по Мантуровскому району УФССП по Костромской области (далее по тексту – ОСП по Мантуровскому району) возбуждено исполнительное производство №43785/22/44014-ИП от 29.08.2022г. на основании исполнительного листа ФС №005624474 от 02.03.2020г., выданного Мантуровским районным судом по делу 2-34/2020, об обязании администрации г.о.г. Мантурово Костромской области в срок до 31.12.2021 года зарегистрировать право муниципальной собственности на подъездную автомобильную дорогу к дер. Глинново Мантуровского района Костромской области, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 1,0 км, идентификационный номер 34-220 ОП МР 34-019. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №44014/22/136494 от 09.09.2022 года в размере 50000 рублей. Административный истец согласен с постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду следующего: для регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости требуется постановка объекта на кадастровый учет, учитывая требования действующего законодательства. Администрацией г.о.г.Мантурово заключены договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений (дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги, кадастровые работы проведены, но выполнены с задержкой. Причиной задержки и не в полной мере выполнения работ по постановке на кадастровый учет и регистрация права муниципальной собственности стала особенность осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения. Всего судебными решениями Мантуровского районного суда администрацию г.о.г.Мантурово обязали зарегистрировать право муниципальной собственности на 320 дорог. При ходатайстве об установлении срока исполнения решения суда не учтен территориальный разброс дорог, подлежащих регистрации. Результатом исполнения решения стало то, что кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципального района, что приводит к увеличению сроков выполнения работ. Также, учитывая большое количество дорог с грунтовым и щебневым покрытием, увеличен объем работ, а именно кроме межевания участка необходимо составление технического плана, подтверждение того, что объект является именно линейным объектом недвижимости, а не просто земельным участком, что также увеличивает сроки исполнения решения.

Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности от 10.01.2022 года б/н) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что право собственности на подъездную автомобильную дорогу к дер. Глинново Мантуровского района Костромской области зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город Мантурово 19.09.2022 года. Указав, что постановление начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., административный истец не оспаривает, считает его законным, однако просит освободить от взыскания исполнительского сбора ввиду того, что администрация приняла все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Административный ответчик заместитель начальника отделения-заместитель старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколова Г.А., направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Административные ответчики ОСП по Мантуровскому району, УФССП России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств суду не направили.

Административный ответчик ОСП по Мантуровскому району направил в суд отзыв на административное исковое заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора, согласно которого просил в удовлетворении иска об освобождении от исполнительского сбора административному истцу отказать, поскольку доказательств отсутствия вины административного истца в нарушении установленных сроков для добровольно исполнения требований исполнительного документа не имеется. Все постановления, вынесенные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства являются законными и обоснованными. Процессуальные решения, принятые в ходе исполнения исполнительных документов оформлены надлежащим образом. Постановления, вынесенные в ходе исполнительного производства вручены администрации г.о.г. Мантурово своевременно. Доказательств того, каким образом нарушены права истца не представлено.

Мантуровский межрайонный прокурор просил рассмотреть административное дело без его участия, указав, что права и обязанности прокурора при разрешении административного дела не затрагиваются.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.

Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

29.08.2022 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Соколовой Г.А. возбуждено исполнительное производство №43785/22/44014-ИП на основании исполнительного листа ФС №005624474 от 02.03.2020г., выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-34/2020.

09.09.2022 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Соколовой Г.А. вынесено постановление №44014/22/136494 о взыскании исполнительского сбора с должника администрации г.о.г.Мантурово.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Выпиской из ЕГРН от 19.09.2022г. подтверждается, что 19.09.2022 года зарегистрировано право собственности муниципального образования г.о.г.Мантурово Костромской области на автомобильную дорогу: подъезд к н.п. Глинново протяженностью 11420 м. кадастровый номер 44:10:061719:142 (л.д.12-14).

Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств проводила кадастровые работы и последующую регистрацию автомобильных дорог.

В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, послужил большой объем проведения кадастровых работ и территориальный разброс автомобильных дорог.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в настоящее время решение суда исполнено, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.09.2022г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации городского округа город Мантурово Костромской области удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа город Мантурово Костромской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Гианы Абдулаевны от 09.09.2022 года №44014/22/136494 в рамках исполнительного производства №43785/22/44014-ИП от 29.08.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Громова

2а-485/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.о.г.Мантурово Костромской области
Ответчики
ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области
УФССП России по Костромской области
зам.начальника отделения-зам.старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области Соколова Г.А.
Другие
Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Громова С. А.
Дело на сайте суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
27.09.2022Регистрация административного искового заявления
27.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее