Дело №2а-7643/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при секретаре Козловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска к Тимошиной ФИО5 о взыскании недоимки и пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилось в суд с административным исковым заявлением к Тимошиной Т.Е. о взыскании недоимки по налогам, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 76,27 рублей, в том числе в сумме 76,65 рублей, пени в размере 0,62 рублей: транспортный налог в размере 393,58 рублей, в том числе налог в сумме 391,60 рублей, пени в сумме 1,98 рублей, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик являлась плательщиком налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, уплату в установленные законом сроки не произвела, требование об уплате недоимки и пени не исполнила.
В судебном заседании представитель административного истца – Рудакова О.В. (полномочия проверены) требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что срок на подачу административного искового заявления не пропущен, поскольку до обращения в Советский районный суд г.Красноярска инспекция обращалась с судебным приказом, в связи с чем срок пропущен по уважительной причине, просят восстановить срок на подачу искового заявления.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, что подтверждается ее подписью на почтовом уведомлении, возвращенное в адрес суда.
Использование процессуальных прав лицами, участвующими в деле, не может нарушать процессуальные права иных лиц, участвующих в деле, в этой связи суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает требования ИФНС России по Советскому району г.Красноярска необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Налог на имущество физических лиц за 2011 год исчислялся в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ, без учета коэффициента-дефлятора.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (действующий на момент возникновения правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с ч.2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 – 6 настоящей статьи.
Уплата налога на имущество физических лиц производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года (п.9 ст.5 указанного Закона).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (п.3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 № 54 (ред. от 27.02.2003) «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2000 № 2057) действующая на момент возникновения правоотношений.).
В силу п.1 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.393 НК РФ). Срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст.397 НК РФ).
На основании ч.4 ст.391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч.ч. 4,11 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ч.4 ст.397 НК РФ).
Судом установлено, что Тимошиной Т.Е. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, жилое помещение – <данные изъяты> <адрес>, что подтверждается выпиской из базы данных налогоплательщика по налогу на имущество.
Кроме того, за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство: в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, <данные изъяты> <данные изъяты>, обратного ответчиком суду не представлено.
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска, в адрес Тимошиной Т.Е. было направлено уведомление об уплате налога на имущество физических лиц №724465, сроком выплаты до 01.11.2012 года.
25.12.2012 года ИФНС России по Советскому району г.Красноярска, в адрес Тимошиной Т.Е. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями): №64625 по состоянию на 06.12.2012 года, в срок до 14.01.2013 года, что подтверждается списком №264 заказных писем.
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилось в суд с административным исковым заявлением 29.11.2016 года, что подтверждается штампом суда.
Шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании недоимки по пени по требованию, исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть по требованию №64625 с 14.01.2013 года.
Срок обращения в суд для подачи заявления налоговым органом по требованию №64625 истекал 14.07.2016 года, однако ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилось в суд с исковым заявлением 29.11.2016 года, пропустив установленный п.2 ст.48 НК РФ срок предъявления в суд заявления о взыскании налога на имущество физических лиц, транспортный налог.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска заявило ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, не указав и не представив доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока.
Довод представителя административного истца о том, что срок ими не пропущен, поскольку налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка №153 в г.Минусинске и Минусинском районе, не может быть принят судом, исходя из следующего.
Как следует из ст.1 Федеральный закон от 08.03.2015 №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» действие Кодекс административного судопроизводства РФ началось с 15.09.2015 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Федеральным законом от 05.04.2016 №103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» раздел III дополнен главой 11.1 следующего содержания: «производство по административным делам о вынесении судебного приказа», который вступил в законную силу 06.05.2016 года.
ИФНС России по Советскому району г.Красноярска обратилось в мировой суд судебного участка №153 по г.Минусинску и Минусинскому району 25.07.2016 года, что подтверждается штампом суда, с заявлением о вынесении судебного приказа, которое было возвращено определением от 28.07.2016 года в связи с отказом в принятии, так как подано по истечении установленного законом срока.
Определение суда административным истцом обжаловано не было.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для восстановления срока на подачу иска не имеется.
В соответствии с действующим законодательством, пропуск срока на обращение в суд, установленного законом, является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Так, согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г.Красноярска к Тимошиной Т.Е. о взыскании недоимки и пени по налогу, подано в суд 29.11.2016 года с пропуском вышеуказанного шестимесячного срока со дня истечения срока, в связи с чем, с учетом положений ч.5 ст.180 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по Советскому району г.Красноярска Тимошиной Т.Е. о взыскании недоимки и пени по налогу, по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска к Тимошиной ФИО6 о взыскании недоимки и пени по налогам – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Яниева
Дата изготовления судом мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.