Решение по делу № 8Г-9633/2023 [88-10977/2023] от 17.05.2023

УИД 45RS0010-01-2022-000450-03

Дело № 88-10977/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск    18 июля 2023 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ложкарёвой О.А., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Лебяжьевского районного суда Курганской области от 06 апреля 2023 года, вынесенные по гражданскому делу №2-10/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Катковой Нины Викторовны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения №10» о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,

установил:

    Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в Лебяжьевский районный суд Курганской области с иском в интересах Катковой Нины Викторовны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 10» (далее по тексту – ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10»), с учетом уточнения, о взыскании недополученной суммы субсидии на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере                5 126, 34 руб.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру района поступило обращение Катковой Н.В. о принятии мер прокурорского реагирования по факту невыплаты компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты               расходов на оплату теплоснабжения. В доме по адресу Каткова Н.В. проживает совместно с Гефлинком И.К. Каткова Н.В., <данные изъяты> года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «ветеран труда» и в прокуратуру района ей были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-июне 2022 года. Сумма квитанций по оплате тепловой энергии составила 25 339,38 руб. При этом ГКУ Управление социальной защиты населения № 10» компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в аре-июне 2022 года Катковой Н.В. произведена не была. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП «Теплотранс» тарифа на отопление. Между тем, Каткова Н.В., являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП «Теплотранс». Право на получение субсидии оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом.

Определением судьи Лебяжьевского районного суда Курганской области от 23 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Департамент финансов Курганской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, МУП «Теплотранс».

Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от        26 октября 2022 года гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области.

Решением мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 13 января 2023 года исковые требования удовлетворены. С ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» в пользу Катковой Н.В. взыскана недополученная сумма субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере                     5 126,34 руб.

Апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 06 апреля 2023 года решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от                         13 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» и Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель Главного управления социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с абзацем первым части 10 статьи 319" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд полагает, что нарушений, указанных в части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Судами установлено и из материалов дела следует, что Каткова Н.В. проживает по адресу: <данные изъяты>

Услугу по отоплению по данному адресу оказывает МУП «Теплотранс».

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10».

Каткова Н.В. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «ветеран труда», однако, компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты с учетом доли каждого проживающего в жилом помещении гражданина расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года ей произведена не была, ввиду отсутствия у МУП «Теплотранс» утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по               30 июня 2022 года.

Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП «Теплотранс» принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа установлен с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.

До установления тарифа на тепловую энергию МУП «Теплотранс» в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3002,67 руб. за 1 Гкал.

Согласно условному расчету, произведенному ответчиком, размер жилищно-коммунальной выплаты по оплате жилищно-коммунальной услуге «отопление» в спорный период по тарифу 3 002,67 за 1 Гкал, подлежащий выплате истцу, составляет 5 126,34 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, Закона Курганской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» №845 от 03 декабря 2004 года, разъяснениями, данными в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», исходил из того, что Катковой Н.В. оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме; истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП «Теплотранс» по установлению тарифа на отопление, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу Катковой Н.В. 5 126,34 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержи (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 3 декабря 2004 года № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области», ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод).

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пункту 38 Правил от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Курганской области регулируются Законом Курганской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» № 845 от 03 декабря 2004 года.

В соответствии с Законом Курганской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» № 845 от 03 декабря 2004 года Правительством Курганской области утвержден Порядок предоставления жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан в Курганской. На Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность организовать работу по предоставлению жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан в Курганской области, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсию либо пожизненное содержание за работу (службу) в соответствии с федеральным законодательством и достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 2 Порядка).

Для назначения жилищно-коммунальной выплаты лица, указанные в пункте 2 Порядка, или их представители представляют в орган, социальной защиты населения заявление о назначении жилищно-коммунальной выплаты с указанием всех лиц, совместно проживающих с заявителем, сведений о жилом помещений, способа получения жилищно-коммунальной выплаты (пункт 5 Порядка), а также прилагает документы, определенные пунктом 6 Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пунктах 6, 7 Порядка, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня обращения заявителя за предоставлением жилищно-коммунальной выплаты выносит решение о назначении (отказе в назначении) жилищно-коммунальной выплаты. Основаниями для отказа в назначении жилищно-коммунальной выплаты являются: 1 Несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6 Порядка, за исключением случая, указанного в абзаце девятом пункта 6 Порядка (пункт 12 Порядка).

Из разъяснений, изложенных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Из названных норм федерального законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений, собственники жилых помещений имеют право на меры социальной поддержки, включая субсидию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Катковой Н.В., имеющей право на жилищно-коммунальной выплаты, был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, следовательно, оснований для отказа ей в назначении спорной субсидии не имелось.

Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП «Теплотранс» был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Катковой Н.В. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Как установлено судами, факт поставки МУП «Теплотранс» тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Истцом на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.

                При этом, вопреки доводам жалобы суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может     нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП «Теплотранс» тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с                       01 января по 30 июня 2022 года в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года №53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Теплосервис» (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 01 января по 30 июня 2022 года.

                Таким образом, принятые по делу обжалуемые судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для    удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от                               06 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.

Судья                                                                               Ложкарёва О.А.

8Г-9633/2023 [88-10977/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Лебяжьевского района Курганской области
Каткова Нина Викторовна
Ответчики
ГКУ УСЗН №10
Другие
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУСЗН Курганской области
МУП Теплотранс
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ложкарёва Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
18.07.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее