дело № 33-3-7696/2022
26RS0002-01-2022-003293-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 07 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Ковалевой Ю.В., Безгиновой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Люботинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной полномочным представителем по доверенности Береговым О.Н., на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2022 года по делу по иску прокурора города Кисловодска в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кисловодска в интересах Куваевой А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в обоснование которого указал, что прокуратурой города Кисловодска проведена проверка по обращению Куваевой А.С. по вопросу нарушения её жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в непредоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверкой установлено, что Куваева А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления главы администрации города-курорта Кисловодска № 553 от 19.06.2015 «Об установлении попечительства на возмездной основе над несовершеннолетней Куваевой А.С. и опеки на возмездной основе над малолетней Куваевой А.С. и назначении денежных средств на их содержание» над Куваевой А.С. установлена опека.
Согласно доводам заявителя опекун Куваевой А.С. с момента достижения Куваевой А.С. возраста 14 лет неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства управления образования администрации города-курорта Кисловодска по вопросу включения её в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, где её информировали о том, что она включена в вышеуказанный список.
Вместе с тем, согласно информации министерства образования Ставропольского края Куваева А.С. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма, на основании приказа министерства от 28.02.2022 № 295-пр лишь в 2022 году.
Таким образом, должностными лицами отдела опеки и попечительства управления образования администрации города-курорта Кисловодска обязанность по подаче заявления о включении Куваевой А.С. в список в период времени с 2016 года по 2022 год не исполнена, контроль за своевременной подачей заявления не осуществлен, что повлекло за собой несвоевременное включение Куваевой А.С. в список очередников и дальнейшее необеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В. этой связи прокуратурой города в апреле 2022 года в управление образования администрации города-курорта Кисловодска внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Согласно представленному пакету документов местом жительства Куваевой А.С. является город-курорт Кисловодск, Куваевой А.С. выражено согласие на предоставление жилого помещения на территории в том числе г. Ставрополя.
Установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Куваевой А.С. не предоставлено. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № КУВИ№ от ДД.ММ.ГГГГ Куваева А.С. недвижимости не имеет.
Жилое помещение должно быть предоставлено Куваевой А.С. с момента возникновения у неё такого права, однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Куваевой А.С. не предоставлено.
Просил обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Куваевой А.С. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города-курорта Кисловодска либо города Ставрополя по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах Ставропольского края.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2022 года исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах Куваевой А.С. к министерству имущественных отношений Ставропольского края - удовлетворены.
Суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Куваевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края - Береговой О.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов ссылается на то, что местом жительства Куваевой А.С. является г.Кисловодск Ставропольского края, однако, в настоящее время в границах указанного городского округа свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют.
Минимуществом края проводится работа по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, жилыми помещениями. При этом, при заключении контрактов на приобретение жилых помещений или на участие в долевом строительстве, минимущество ограничено нормами федерального законодательства, а именно Закона №44-ФЗ, который предусматривает возможность заключения контрактов на приобретение жилых помещений и на участие в долевом строительстве только путем проведения конкурентных процедур, что существенно усложняет и увеличивает срок мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот. Таким образом, непредоставление минимуществом края Куваевой А.С. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение ее имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права. Также указывает, что не исключается установление очередности обеспечения граждан данной категории благоустроенными жилыми помещениями.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, судебная коллегия, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников по делу по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения, что подтверждается почтовым реестром, отчетом об отслеживании отправления, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения прокурора Протасовой О.Б. и истца Куваевой А.С., возражавших в удовлетворении доводов жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 указанной статьи является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Пункт 9 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно Закону Ставропольского края № 6-кз от 06.02.2015 «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья детям - сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений - Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ (до 01.01.2013) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 данной статьи, по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений или жилых помещений необходимой общей жилой площади по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края, с письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Ставропольского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Куваевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
29.03.2022 Куваева А.С. обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором просила оказать помощь в получении жилья.
Согласно свидетельству о рождении 1-ДН № родителями Куваевой А.С. являются: отец - ФИО9, мать - ФИО10
Мать ФИО1 - ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти П-ДН №.
Решением Кисловодского городского суда от 22.04.2015 ФИО9 признан безвестно отсутствующим.
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска № 553 от 19.06.2015 над ФИО1 установлены попечительство и опека на возмездной основе, опекуном назначена Панченко Е.В.
В 2022 году Куваева А.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями по городу-курорту Кисловодску, что подтверждается ответом министерства образования Ставропольского края за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Куваева А.С. обратилась в 2022 году в министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно сведениям, предоставленным министерством имущественных отношений Ставропольского края, заявление Куваевой А.С. о предоставлении жилого помещения зарегистрировано в министерстве имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ под номером 6224.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестра недвижимости запрашиваемых сведениях от 07.04.2022 в ЕГРН отсутствует информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) у Куваевой А.С. объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
С доводом апелляционной жалобы об отсутствии между Куваевой А.С. и ответчиком спора о праве по причине того, что непредоставление министерством имущественных отношений Ставропольского края Куваевой А.С. жилого помещения по достижению ею 18-летнего возраста не может расцениваться как лишение её имущественных прав и отказ управомоченного органа в реализации данного права, судебная коллегия не соглашается, поскольку факт непредоставления ей жилья с момента возникновения у неё такого права и до настоящего времени подтверждает обстоятельство нарушения её жилищных прав.
Довод жалобы об отсутствии в настоящее время в границах Кисловодского городского округа Ставропольского края свободных благоустроенных жилых помещений также является несостоятельным, поскольку Министерство имущественных отношений Ставропольского края должно учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств, исходя из возложенной публичной обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, учитывая, что Куваева А.С. относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), при этом действующее жилищное законодательство предусматривает, что отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 июня 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.09.2022