Дело № 2-612/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при секретаре Ивановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каспарович С. Н. к А. К. муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, компенсации морального вреда,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец с ХХ.ХХ.ХХ проживала и была зарегистрирована по адресу: РК, ........ на основании решения К. суда от ХХ.ХХ.ХХ. По настоящее время зарегистрирована в жилом помещении совместно с ее дочерью Каспарович Р.Я. и Федотовым А.И. В мае 2008 года в жилом доме произошел пожар, в результате которого он полностью уничтожен огнем. Ответчиком до настоящего времени не предоставлено иное жилое помещение. Просит предоставить ей и ее дочери на условиях социального найма в первоочередном порядке в черте К. ........ каждому изолированное жилое помещение площадью не менее ранее занимаемого и взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
Определением К. городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ прекращено производство по гражданскому делу по исковому заявлению Каспарович С.Н. к А. К. муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, компенсации морального вреда в части требований о предоставления отдельного жилого помещения Каспарович Р.Я.
В судебном заседании истец Каспарович С.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что неоднократно обращалась в различные инстанции для разрешения вопроса о предоставлении ей и ее семье жилого помещения, однако получала отказы. Жилое помещение, предлагаемое ранее А. в <...> находилось в неудовлетворительном состоянии. Жилой ........ в ........ полностью уничтожен огнем. В настоящее время, по устной договоренности проживает с семьей в ........ без регистрации.
Представитель А. К. муниципального района Евцемяки А.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, указал, что действительно Каспарович С.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако истцом не соблюден порядок, необходимый для предоставления жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе: отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным, подлежащим сносу или, что дом представляет угрозу для проживания граждан. Также обратил внимание, что А. не являлась и не является собственником указанного дома в ........, в настоящее время дом, в котором зарегистрирована истец, снят с кадастрового учета. Также указал на пропуск срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о предоставлении жилого помещения.
Представитель третьего лица – А. К. городского поселения в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, указал, что в А. К. городского поселения по факту предоставления жилья от истца заявлений не поступало.
Третье лицо Каспарович Р.Я. выразила аналогичную позицию с истцом, указав, что вынуждены проживать с малолетним ребенком по разным квартирам.
Третье лицо Федотов А.И. для рассмотрения дела не явился, извещен, ранее в судебном заседании поддержал позицию истца.
Представитель А. К. сельского поселения в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина РФ на жилище.
В силу ст. 40 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно статьям 14 и 15 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются вне очереди.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (абз. 4, 5, 6 п. 7 Положения).
При этом главой III названного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
Исходя из положений статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Судом установлено, что в ........ К. ........ РК, зарегистрированы постоянно с ХХ.ХХ.ХХ Каспарович С.Н. и Каспарович Р.Я., а с ХХ.ХХ.ХХ - Федотов А.И.
Согласно пояснениям сторон, а также сведениям из материалов по факту пожара Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы К. ........, указанный жилой дом ХХ.ХХ.ХХ, в результате пожара, полностью уничтожен огнем.
На основании распоряжения А. К. сельского поселения № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ Каспарович С.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как потерявшего жилье в результате пожара и поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. При этом, жилого помещения, в том числе: маневренного фонда истцу не предоставлялось.
По факту непредставления жилого помещения Каспарович С.Н. неоднократно обращалась в различные органы власти и социальные службы, однако до настоящего времени жилого помещения ее семье не предоставлено.
Из объяснений истца следует, что на сегодняшний день семья Каспарович С.Н. вынуждена проживать в другой квартире, приобрести иное жилое помещение возможности не имеет, в собственности жилых помещений также не имеется, данные сведения подтверждаются сведениям регистрирующих органов и не оспаривались сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят судом во внимание, поскольку истцом предоставлены доказательства обращения в органы местного самоуправления, надзорные инстанции по факту нарушения ее прав на жилище, с момента произошедшего пожара по настоящее время.
Истцом заявлены требования о предоставлении жилого помещения в К. ........ во внеочередном порядке в связи с тем, что дом полностью уничтожен во время пожара.
В тоже время, в соответствии с ранее указанными положениями законодательства, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления. Приведенные правовые нормы обязывают орган местного самоуправления при признании дома непригодным для проживания предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в таких домах, другое жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания.
В судебном заседании установлено и не опровергнуто сторонами, что жилое помещение, в котором зарегистрирована истец в установленном порядке не признано непригодным для проживания, дом – аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем, суд считает, что у истца не возникло права в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на получение во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения.
При этом, при отсутствии решения компетентного органа о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, оснований для возложения в настоящее время на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди у суда не имеется.
Придя к выводу о необоснованности требований об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, суд отказывает в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Берегова
Решение в окончательной форме принято ХХ.ХХ.ХХ.