Дело № 2-2210/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Смаевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Федоськиной О.Н.,
представителя истца – адвоката Львова Е.Н., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск Кузнецовой Н.А.,
представителя ответчика – Кривушовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой <данные изъяты> к Публичному акционерному обществу «Химпром» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Горбунова Н.В. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу “Химпром” о возмещении морального вреда, указав в обоснование иска следующие обстоятельства.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ПАО «Химпром» (ранее – ОАО «Химпром») <данные изъяты>.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по установлению профессиональных заболеваний Центра профпатологии МСЧ-144 Федерального медико-биологического агенства истцу установлен диагноз профессионального заболевания: <данные изъяты>.
Комиссией по расследованию установлено, что профессиональное заболевание у истца возникло в результате несовершенства отдельных операций и конструктивных недостатков оборудования в производствах вредных веществ в цехе № ПАО «Химпром» (ранее - ОАО «Химпром»).
Заключением МСЭ согласно справке об освидетельствовании, выданной ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлено 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
В связи с профессиональным заболеванием, возникшим по вине ответчика, не создавшего условия труда, отвечающие санитарно-эпидемиологическим правилам и иным нормативным актам, регулирующим вопросы охраны труда, истцу причинен моральный вред (нравственные и физические страдания), который заключается в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжить активную жизнь, физической болью, необходимостью периодического лечения в связи с профессиональным заболеванием.
Основывая требования на положениях ст.ст. 150,151,1064 ГК РФ, ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
Истец Горбунова Н.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, реализовала право на участие в судебном разбирательстве через представителя.
Представитель истца – адвокат Львов Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковое требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ПАО “Химпром” – Кривушова С.А., действующая на основании доверенности, частично признала иск, полагая возможным удовлетворение иска о взыскании компенсации морального вреда не более 70 000 рублей. Полагает, что заявленная истцом к взысканию сумма является завышенной, не соответствует требованиям разумности и справедливости. Просила при определении размера компенсации морального вреда принять во внимание, что ПАО «Химпром» является опасным производственным объектом, на территории которого осуществляется производство химических веществ, в том числе опасных. В период трудовой деятельности на данном предприятии лицам, работающим на производстве, характеризующимся вредными условиями труда, ПАО «Химпром» предоставляет дополнительные гарантии и компенсации в целях уменьшения воздействия вредных производственных факторов, которые не могут быть устранены в настоящее время полностью, а также соблюдает установленные для некоторых категорий работников ограничения.
Указанные работники трудятся в условиях сокращенного рабочего времени, им выплачивается заработная плата в повышенном размере, предоставляются дополнительный отпуск и т.п. При установлении работнику профессионального заболевания работнику за счет страховых взносов, уплачиваемых ПАО «Химпром» в бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст.ст.20,22 ФЗ № 125 предоставляется обеспечение по страхованию, что компенсирует воздействие вредных производственных факторов на здоровье истицы, и является весомой материальной и социальной поддержкой со стороны ОАО «Химпром».
Расходы по оплате юридических услуг просила снизить с учетом принципа разумности и справедливости до 2000 рублей.
Старший помощник прокурора г. Новочебоксарск Кузнецова Н.А. в судебном заседании требование истца поддержала, полагая необходимым иск удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Горбунова Н.В. работала в цехе № ОАО «Химпром» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по установлению профессиональных заболеваний Центра профпатологии МСЧ-144 Федерального медико-биологического агенства, у Горбуновой Н.В. установлено наличие профессионального заболевания – <данные изъяты>.
Из акта о случае профессионального заболевания (отравления) от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного руководителем регионального управления № Федерального медико-биологического агенства России следует, что профессиональное заболевание -<данные изъяты> возникло вследствие несовершенства отдельных операций и конструктивных недостатков оборудования в производствах вредных веществ в цехе № ОАО «Химпром» (химический фактор), участия в ликвидации последствий аварий в 1982,1984,1985 годах.
Заключением МСЭ согласно справке об освидетельствовании, выданной ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлено 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
Из материалов учетного дела истца, предоставленного государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, следует, что истец в связи с наличием профессионального заболевания является получателем ежемесячных страховых выплат с индексацией, истцу оплачиваются расходы по приобретению лекарств, ежегодно предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение. Выполняется программа реабилитации пострадавшего в результате профессионального заболевания в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон) от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ профессиональным заболеванием является хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда (абз 2 п.3 ст.8 Закона).
Согласно ч.2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда производится в случае причинения гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Из представленных доказательств, исследованных судом, следует, что вредное воздействие производственных факторов на здоровье истца, по настоящее время причиняющее истцу нравственные и физические страдания, произошло в период трудовой деятельности на ОАО «Химпром».
Ответственность за возникновение у истца профессионального заболевания лежит на ответчике, являвшимся работодателем истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, допустившим несовершенства отдельных операций и конструктивных недостатков оборудования в производствах вредных веществ в цехе №, допустившим аварийные ситуации, в ликвидации которых истец неоднократно принимала участие.
Наличие вины истца, как работника, в возникновении профессионального заболевания не установлено.
В силу вышеприведенных правовых норм требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда является правомерным.
Согласно ст.ст. 1099 – 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требования разумности и справедливости.
Суд учитывает, что моральный вред, причиненный истцу, в данном случае выражается в постоянных физических страданиях в связи со значительным ухудшением здоровья из-за имеющихся профессиональных заболеваний, нравственных переживаниях истца в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь вследствие утраты 30 процентов трудоспособности, в необходимости регулярно проходить лечение.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, степень вины ответчика, степень физических и нравственных страданий истца, суд считает целесообразным, отвечающим требованиям разумности и справедливости, взыскание с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
Расходы, понесенные истцом в связи с обращением в суд с иском, участием представителя истца в ходе судебного разбирательства, подтвержденные квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в силу ст.100 ГПК РФ.
С учетом обстоятельств дела, степени сложности дела, объемом работы представителя, составившего исковое заявление, участвовавшего в одном судебном заседании, суд определяет к взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Взыскать с Публичного акционерного общества «Химпром» в пользу Горбуновой <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Химпром» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд ЧР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В. Смаева
Мотивированное решение
составлено 13 ноября 2018 года.