Судья Митина И.А. Гр. дело № 33-4274/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Панковой М.А., Евдокименко А.А.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гатчина Р.Ю. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 11 января 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гатчины Р.Ю. к Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о.Самара», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Безымянский» о возложении обязанности внеочередного предоставления ежегодной путевки на санаторно- курортное лечение за <данные изъяты> год - отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Панковой М.А., пояснения Гатчина Р.Ю., возражения представителя Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Самара «Безымянский» по доверенности Б.Р.В., судебная коллегия
установила:
Истец Гатчина Р.Ю. обратился в суд к Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о.Самара о предоставлении путевки на ежегодное санаторно-курортное лечение, мотивируя тем, что он является инвалидом <данные изъяты>, в связи с чем, в силу закона имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение ежегодно. Указал на то, что в <данные изъяты> г. он несколько раз обращался в Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о.Самара» за разъяснениями относительно непредоставления путевки, но обоснованного ответа не получил. Указывает, что отсутствие путевок, либо недостаточность денежных средств для своевременного обеспечения путевкой инвалида для лечения, которое ему рекомендовано, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку непредоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии всех установленных законом условий, нарушает его права, гарантированные ему действующим законодательством. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Просит суд обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о.Самара Промышленного района г.о.Самара предоставить ему- Гатчине Р.Ю. путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским рекомендациям за <данные изъяты> г. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о.Самара Промышленного района г.о.Самара в его пользу сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гатчина Р.Ю. не согласился с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, нарушающим права истца.
В заседании суда апелляционной инстанции Гатчина Р.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Самара «Безымянский» по доверенности Б.Р.В. в судебном заседании высказал возражения на доводы апелляционной жалобы.
Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Гатчины Р.Ю., возражения представителя Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Самара «Безымянский» по доверенности Б.Р.В., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 6.1 ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда, на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Из материалов дела следует, что Гатчине Р.Ю. установлена инвалидность <данные изъяты>.
Согласно справке ГБУЗ СО СГП № от ДД.ММ.ГГГГ, Гатчина Р.Ю. имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ Гатчина Р.Ю. обратился в ГБУ СО «ЦСО Промышленного района г.о.Самара с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение на <данные изъяты> г.с приложением всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявления, ГБУ СО «ЦСО Промышленного района г.о.Самара» было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет в ГБУ СО «ЦСО Промышленного района г.о.Самара» на получение путевок на санаторно-курортное лечение по профилю – <данные изъяты>, также указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец в списке учета общей очереди стоит под номером №, по профилю заболевания – <данные изъяты>, и что по мере поступления путевок истец будет обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечением согласно очередности.
Путевка на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> г. Гатчине Р.Ю. не предоставлялась.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что заявление Гатчины Р.Ю. было рассмотрено в установленном законом порядке ответчиком, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, учитывая также, что в целях соблюдения равных прав граждан – получателей социальных услуг, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, требования Гатчина Р.Ю. о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год, согласно медицинским рекомендациям, судом первой инстанции законно и обоснованно оставлены без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требования Гатчины Р.Ю., судом первой инстанции обоснованно отказано истцу в возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Доводы апелляционной жалобы на нарушение его конституционного права на реабилитацию в виде санаторно-курортного лечения, судебной коллегией признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Самары от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гатчины Р.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: