Дело № 2-367/2024
УИД 09RS0008-01-2024-000313-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года а. Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Нагаева А.М.
при секретаре судебного заседания Хапсироковой Л.А.,
с участием:
прокурора, в лице старшего помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Чайковского Д.В.,
соответчика Псеуновой С.Н. и ее представителя Килба З.М.,
представителя соответчика Отдела земельных отношений администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Боранукова М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Отделу земельных отношений администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Псеуновой С.Н. о признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка,
установил:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Псеуновой С.Н., администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства установлено, что Псеуновой С.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок мерою 2000 кв.м. с кадастровым номером 09:03:0110104:19, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хабезского муниципального района Карачаево-черкесской Республики и Псеуновой С.Н. заключено соглашение о перераспределении земельного участка, на основании которого у Псеуновой С.Н. возникло право собственности на образованный земельный участок с кадастровым номером 09:03:0110104:299, площадью 4182 кв. м., с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство.
Истец полагает, что указанная сделка по перераспределению земельного участка совершена с существенными нарушениями земельного законодательства, поскольку предусмотренных законом оснований для его перераспределений не имелось.
Указывает, что площадь вновь образованного земельного участка превышает площадь земельного участка, ранее находящегося в собственности Псеуновой С.Н. (2000 кв.м.) и более чем в 2 (два) раза превышает предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, составляющий 1000 кв.м., тогда как действующее земельное законодательство ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке путем проведения торгов в форме открытого аукциона.
Считает, что соглашение о перераспределении является ничтожной сделкой, поскольку при его заключении нарушен установленный императивный запрет передачи публичного имущества без проведения конкурентных процедур. Оспариваемая сделка нарушает экономические интересы муниципального образования, заключающиеся в возможности предоставления участка либо его части за плату, определенную посредством проведения торгов. Также указанной сделкой нарушаются права неопределенного круга лиц, хозяйствующих субъектов, являющихся потенциальными участниками аукциона на приобретение земельного участка.
В связи с чем, прокурор, с учетом уточнения исковых требований в суде, просил признать недействительным соглашение о перераспределении земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, применить последствия недействительности ничтожной сделки, прекратив право собственности Псеуновой С.Н. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 182 кв. м., расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес> восстановлением права собственности Псеуновой С.Н. (ИНН 091200232600) на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске в их уточненной редакции, и просил его удовлетворить.
Представитель соответчика Отдела земельных отношений администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Борануков М.О. исковые требования признал, указав, что при разрешении вопроса по заявлению Псеуновой С.Н. о перераспределении земельного участка были установлены основания для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, однако ими не были учтено, что на момент заключения соглашения имелись основания для отказа, перечисленные в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в частности о возможности формирования самостоятельного земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности для его использования в указанной территориальной зоне, что влекло необходимость отказа в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка.
Соответчик Псеунова С.Н. и ее представитель Килба З.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указав, что Псеунова С.Н. обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по <адрес> а. Инжичишхо, считая, что имеются предусмотренные законом основания для его перераспределения, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка изначально использовалась ими под огород. На момент обращения с указанным заявлением им не сообщалось о наличии оснований, препятствующих его заключению. Решение по заявленным прокурором требованиям оставили на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, истца (лица, в интересах которого начато производство по делу), изучив исковое заявление, а также доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1266-О).
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
К числу таких случаев относится перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 данного кодекса.
Таким образом, условием перераспределения земельных участков является одновременно наличие оснований для перераспределения, предусмотренных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие указанных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков (пункт 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статьей 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ).
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Таким образом указанной нормой ограничивается возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки.
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи, заключенного с Китаовым А.М., Псеунова С.Н. приобрела в собственность недвижимое имущество: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>. Отчуждаемый объект представлял собой жилой дом, общей площадью 210,6 кв.м. и земельный участок общей площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером 09:03:0110104:19, категория земель - земли населенных пунктов – личное подсобное хозяйство (л.д. 104-105).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Псеуновой С.Н. заключено соглашение № о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым у Псеуновой С.Н. возникло право собственности на образованный земельный участок с кадастровым номером № площадью 4182 кв. м по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес> разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка были утверждены в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровой карте, утвержденной постановлением главы Хабезского МР КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №; (л.д. 30-37, 42-45).
В соответствии с указанным соглашением площадь исходного земельного участка увеличилась на 2182 кв.м. Право собственности на вновь образованный участок площадью 4182 кв.м. было зарегистрировано в ЕГРН за Псеуновой С.Н. 13 сентября 2022 года.
Оценивая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о недействительности соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Псеуновой С.Н. и администрацией Хабезского муниципального района КЧР, поскольку у администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не имелось предусмотренных ст. 39.28 ЗК РФ оснований для перераспределения принадлежащего Псеуновой С.Н. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв. м и земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем утверждения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) в кадастровом квартале №
Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Кроме того, перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании.
Иное толкование положений Земельного кодекса РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, нарушает требования закона о предоставлении земельных участков на торгах.
При этом положениями земельного законодательства не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, что также свидетельствует о невозможности значительного увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности за счет земель государственной собственности в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
В оспариваемом соглашении стороны не обосновали необходимость перераспределения земельного участка с кадастровым номером № путем его увеличения за счет земель государственной неразграниченной собственности на 2182 кв. м.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно Правилам землепользования и застройки Инжичишховского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне смешанной застройки, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно Правил землепользования и застройки Инжичишховского сельского поселения предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков с видами разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства составляет 1000 кв.м. (минимальный) –5000 кв. м. (максимальный); для ведения дачного строительства 600 кв.м. (минимальный) – 1500 кв.м. (максимальный); для размещения индивидуального жилищного строительства, блокированной застройки, садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства 200 кв.м. (минимальный) – 2000 кв.м. (максимальный).
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, составила 2182 кв. м, что значительно превышала минимальный размер участка разрешенного вида использования (личное подсобное хозяйство) - 1000 квадратных метров.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности формирования самостоятельного земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности для его использования в указанной территориальной зоне без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, что также в силу подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ являлось основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и влечет его недействительность.
Таким образом, перераспределение Псеуновой С.Н. земель государственной собственности площадью 2182 кв. м, которые могли образовать самостоятельный земельный участок, в силу закона исключалось.
Вопреки доводам ответчика Псеуновой С.Н., то обстоятельство, что Псеунова С.Н. длительное время использовала земельный участок под огород, не имеет юридического значения для проверки законности перераспределения земельного участка.
В п. п. 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Применительно к ст. 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, имеющих в силу с п. 2 ст. 15 ЗК РФ право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В связи с чем, суд приходит к выводу о ничтожности соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, и в силу положений п. 1 ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.
Применяя последствия недействительности ничтожной сделки, суд приходит к выводу о прекращении зарегистрированного права собственности Псеуновой С.Н. на образованный земельный участок с кадастровым номером №, а также снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>, поскольку он образован с существенным нарушением требований законодательства.
В свою очередь подлежат восстановлению в ЕГРН земельный участок кадастровым номером №, площадью 2000 кв. м, по адресу: КЧР, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>, а также право собственности Псеуновой С.Н. на указанный земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Отделу земельных отношений администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Псеуновой С.Н. признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка – удовлетворить.
Признать недействительным в силу ничтожности соглашение о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Псеуновой С.Н.
Применить последствия недействительности в виде прекращения права собственности Псеуновой С.Н. (№) на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 182 кв.м, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес> и восстановлении права собственности Псеуновой С.Н. (№) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>.
Решение суда является основанием для аннулирования в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ФИО1 №), на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 182 кв. м, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 4 182 кв. м, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>, что является основанием для восстановления записи о земельном участке с кадастровым номером № площадью 2000 кв. м. по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, а. Инжичишхо, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.М. Нагаев