Решение по делу № 2-222/2014 (2-3956/2013;) от 05.12.2013

дело №2-222/2014

Решение

Именем Российской Федерации

11 февраля 2014 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Петруниной М.В.,

с участием:

ст. помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,

представителя заинтересованного лица Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховское муниципального района Московской области – Пупышевой Е.А., действующей на основании доверенности,

представителя Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, Совета депутатов Серпуховского района Московской области Сегенюк С.В., действующей на основании доверенности,

представителя Администрации городского округа Серпухова, Совета депутатов г.Серпухова – Горчаковой М.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Бычковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Серпуховского городского прокурора о признании недействующим нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

И.О. Серпуховского городского прокурора обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим с момента принятия решение Совета депутатов сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района от 23.03.2011 № 5/25 «Об утверждении границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области».

Свои требования мотивирует тем, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению администрации г. Серпухова Московской области о нарушении требований федерального законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что Советом депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района 23.03.2011 года принято решение № 5/25 «Об утверждении границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области». Названным решением Совета депутатов согласовывалось уточнение границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района, смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов». Изучение указанного муниципального нормативного правового акта показало, что он не соответствует требованиям действующего законодательства. Из решения следует, что установленные Законом Московской области № 11/2005-ОЗ границы названного муниципального образования согласовываются, однако фактически они изменяются в одностороннем порядке. Установленные данным законом границы муниципального образования могут быть изменены органом власти субъекта Российской Федерации, их установившим. Рассматриваемым решением границы муниципального образования г.о. Серпухов изменены без учета мнения населения и органов местного самоуправления названного муниципального образования, текст решения не содержит сведений о его вступлении в силу только после согласования границ с муниципальным образованием городской округ Серпухов, а само решение принято органом в полномочия которого решение данного вопроса не входит, в связи с чем решение Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района «Об утверждении границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» требованиям действующего законодательства не соответствует. <дата> городской прокуратурой на оспариваемый нормативный акт принесен протест, который по результатам его рассмотрения отклонен. В настоящее время принятое с нарушением требований федерального законодательства Решение Совета депутатов сельского поселения Васильевское от 23.03.2011 № 5/25 органом местного самоуправления не отменено и продолжает действовать.

В судебном заседании ст.помощник Серпуховского городского прокурора Кобозева О.А. настаивала на удовлетворении заявления, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховское муниципального района Московской области Пупышева Е.А. просила отказать в удовлетворении заявления. Пояснила, что оспариваемое решение выражает волеизъявление населения муниципалитетов, несет согласительный характер. Оспариваемым муниципальным правовым актом не утверждается и не изменяется схема границ Серпуховского муниципального района смежных с границей городского округа Серпухов. Представлен письменный отзыв (л.д. 40-42).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, Совета депутатов Серпуховского района Московской области Сегенюк С.В. требования, изложенные в заявлении не поддержала, пояснив, что изданное решение несет согласительный характер и данным решением границы не изменяются и не утверждаются.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухова, Совета депутатов г. Серпухова – Горчакова М.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Главного управления территориальной политики Московской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.

В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав мнение прокурора, поддержавшего заявленные требования, мнение представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

Как установлено материалами дела, заявителем оспаривается решение Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района от 23.03.2011 № 5/25 «Об утверждении границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области», согласно которому границы муниципального образования г.о. Серпухов изменены без учета мнения населения и органов местного самоуправления названного муниципального образования (л.д. 10).

При вынесении оспариваемого решения Совет депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области сослался на Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Московской области от 08.02.2005 года № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», Устав муниципального образования «сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области» и данное решение было опубликовано в средствах массовой информации (л.д. 36-37), газета «Ока-информ» определена печатным средством массовой информации Серпуховского муниципального района.

В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе их опубликования.

В материалы дела представлены: копия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области № 2/68 от 29.10.2012 года о согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское (л.д. 48-83), акт согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховским районом Московской области (л.д. 144-151).

Городской прокуратурой была проведена проверка по обращению администрации г. Серпухова Московской области о нарушении требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что вынесенное решение Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области № 5/25 от 23.03.2011 года не соответствует требованиям действующего законодательства и <дата> на оспариваемый нормативный акт принесен протест, который по результатам его рассмотрения был отклонен (л.д. 12-13, 14).

Определением Московского областного суда от 19.12.2008 года принят отказ от заявления Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области по гражданскому делу по заявлению Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области о признании недействующим в части Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Серпухов» от 17 января 2005 года № 11/2005-ОЗ (л.д. 164).

В соответствии с действующим законодательством установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его существования определены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Согласно ч.2 ст. 10 названного Федерального закона предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.11 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория городского округа не входит в состав территории муниципального района, границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в установленном законом порядке. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В соответствии со ст.24 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязателен учет мнения населения при изменении границ, связанном с переходом территории от одного к другому муниципальному образованию.

В силу пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

В части 3 статьи 85 данного Федерального закона оговорено, что при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 указанной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года.

В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 84 главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и ст. 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производится с соблюдением требованием соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются.

Законом Московской области от 17.01.2005 года №11/2005-ОЗ (с изменениями от 06.12.2006 года №220/2006-ОЗ) «О статусе и границе городского округа Серпухов» утверждены границы городского округа Серпухов. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.

Законом Московской области от 28.02.2005 года №78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» утверждены границы Серпуховского муниципального района. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.

Согласно ответа от 01.04.2013 года руководителя Главного Управления внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области следует, что установленный законодательством порядок изменения границ органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района соблюден не был, вместе с тем, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в установленном порядке в суде (л.д. 154-155).

Согласно п.2 ст.131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Согласно ч.4 ст.12 указанного Федерального закона изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Из содержания и смысла оспариваемого решения Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района от 23.03.2011 № 5/25 «Об утверждении границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» следует, что оно принято с учетом мнения населения соответствующей территории и носит рекомендательный характер, однако суд не может согласиться с данными доводами, поскольку, Совет депутатов не вправе был принимать решение в такой редакции и данное решение носит не рекомендательный, а утвердительный характер, в связи с чем данное решение по своему содержанию нельзя признать рекомендательным актом.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что у Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района имелось именно намерение о предполагаемых согласованиях границ, суд считает не убедительными, так как, необходимо было таким образом сформулировать вынесенное решение, чтобы текст решения осознавался неопределенным кругом лиц однозначно.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим, после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт. Поскольку оспариваемое решение было опубликовано в газете «Ока-информ», решение суда после вступления в законную силу должно быть опубликовано в полном объёме в этой газете, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот-же срок.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Совета депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района от 23.03.2011 № 5/25 «О согласовании границ сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области».

Настоящее решение суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в течение десяти дней в газете «Ока-информ» (зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) – официальном печатном издании администрации Серпуховского муниципального района, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот - же срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Петрунина М.В.

Мотивированное решение изготовлено 21.02.2014 года

Председательствующий судья: Петрунина М.В.

2-222/2014 (2-3956/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. Серпуховского городского прокурора
Другие
Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области
Совет депутатов г. Серпухова
Администрация с/п Данковское
Главное управление территориальной политики Московской области
Совет депутатов сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области
Администрация городского округа Серпухова
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
05.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2013Передача материалов судье
10.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2013Судебное заседание
15.01.2014Судебное заседание
30.01.2014Судебное заседание
10.02.2014Судебное заседание
11.02.2014Судебное заседание
21.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее