РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №2-102/2015
г. Выкса 05 февраля 2015 г.
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И, с участием истца Епифановой Е.В., представителя ответчика ОМВД России по г. Выкса – Долгова Д.А., при секретаре Бистерфельд С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Епифановой Е.В. к начальнику ОМВД Российской Федерации по г. Выкса, ОМВД Российской Федерации по городскому округу г. Выкса, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к начальнику Отдела МВД Российской Федерации по г. Выкса о компенсации морального вреда в размере ххх рублей.
Из искового заявления Епифановой Е.В. следует, что ххх 2014 года, ххх2014 года, ххх2014 года она была этапирована из СИЗО-3 сотрудниками полиции г. Выкса ОМВД России на следственные действия и судебные заседания по уголовному делу по обвинению её в совершении преступления, предусмотрено ч. 4 ст. 228 УК РФ в Выксунский ИВС. В нормативных документах установлена обязанность обеспечения сухим пайком на пункт следования, в том числе, в ИВС и на выездные судебные заседания. Однако, в указанные дни она не была обеспечена органом отправителя сухим пайком, в нарушение приказа № 140 ОМВД России от 07.03.2006 года была принята на этап. В результате этого она осталась голодной, фактически лишенной пищи, что напрямую связано с нарушением, допущенным начальником конвоя, которому было известно об отсутствии у неё пайка. В результате она испытывала переживание, отчаяние, чувство голода, чувство незащищенности.
В судебном заседании Епифанова Е.В. заявленные требования поддержала и уточнила, что сумму компенсации морального вреда просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель ответчика- ОМВД Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика - Долгов Д.А. исковые требования не признал и пояснил, что расстояние по маршруту: Нижегородская область г. Выкса- Нижегородская область, хххх, где находится следственный изолятор, составляет х км., в связи с чем время в пути на спец. транспорте занимает менее 6 часов. Фактически оно составляет около 3-х часов. Все лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются горячим питанием.
Ответчик- начальник ОМВД РФ по г. Выкса- Ганин А.Ю. и представитель соответчика, привлеченного судом к участию в деле- Министерства Финансов Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика- Министерства финансов Российской Федерации представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица- ФКУ СИЗО-№ ГУФСИН России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит следующее.
Согласност. 56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основаниист. 1069 ГК РФвред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласност. 1071 ГК РФв случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" №103-ФЗ от15.07.1995г. регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с абзацами 2, 4 ст. 7 данного закона, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно абзацу 3 ст. 9 указанного Федерального закона изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 17 ч. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право на обеспечение бесплатного питания в том числе в период участия их в следственных действия и судебных заседаниях.
Ежедневное обеспечение подозреваемых и обвиняемых бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ, предусмотрено п. 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189. Пунктом 161 указанных Правил подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
ххх2014 года и ххх2014 года органами следствия возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренным ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 228.1 УК РФ. хххх2014 года Епифановой Е.В. предъявлено обвинение в совершении указанных преступлений. хххх2014 года в отношении Епифановой Е.В. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В указанные истцом дни, т.е. ххх2014 года, ххх2014 года, ххх2014 года Епифанова Е.В. была этапирована из ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области в изолятор временного содержания Отдела ОМВД России по г. Выкса для участия в следственных действиях.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г. №205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время, рассчитанная на одного человека в сутки из расчета по количеству продуктов в граммах.
Согласно п.п. 42,152 приказа МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ. Перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС они должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Таким образом, обеспечение пайком предусмотрено в случае, когда приготовление пищи из продуктов основных норм питания не представляется возможным. Следовательно, необходимость обеспечения истца сухим пайком могла возникнуть только в случае отсутствия горячего питания.
Согласно информации ОМВД России по г. Выкса, расстояние по маршруту: Нижегородская область г. Выкса- Нижегородская область, ххххх, где находится следственный изолятор, составляет ххх км., в связи с чем время в пути на спец. транспорте занимает менее 6 часов. Фактически оно составляет около 3-х часов.
С учетом изложенного, необходимости в дополнительном обеспечении питанием во время этапирования не имеется.
Об отсутствии горячего питания в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области в дни этапирования Епифановой Е.В. не заявлялось.
Согласно государственному контракту от ххх20104г., Отдел МВД Российской Федерации по г. Выкса выступает заказчиком, а исполнитель обеспечивает трехразовым питанием лиц, содержащихся в ИВС указанного Отдела.
Таким образом, в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Нижегородской области доставленные в него лица также обеспечиваются необходимым питанием.
Доводы Епифановой Е.В. о том, что бывают случаи этапирования более длительное время в связи со следованием с заездом в другой следственный изолятор к рассматриваемому спору отношения не имеют, поскольку наличие данных фактов в указанные дни не установлено.
Непосредственно после этапирования Епифановой Е.В. жалоб на отсутствие питания не заявлялось.
Представленный Епифановой Е.В. ответ Выксунской городской прокуратуры, данный ей в связи с рассмотрением жалобы по вопросу содержания в ИВС ОМВД России по г. Выкса, содержит информацию о нарушениях при этапировании из ИВС ОМВД России по г. Выкса в СИЗО-3 через СИЗО-1, тогда как истицей при обосновании заявленных требований в данном случае указано на этапирование из СИЗО № 3.
Как следует из копии журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Выкса, ххх2014 года, ххх2014 года и ххх2014 года при выдворении в ИВС Епифанова Е.В. жалоб на состояние здоровья не высказывала. Также в журналах не зафиксировано жалоб на голод и отсутствие питания.
Исследованные судом доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что в указанные дни Епифанова Е.В. была обеспечена питанием по установленным нормам и в дополнительном обеспечении сухим пайком не нуждалась. Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░- ░░░░░░░░░ ░.░.