Дело № 2-1-3164/2023 40RS0001-01-2023-000386-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Калининой Н.Н.
при секретаре Фрольцовой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге
13 марта 2023 года
дело по иску заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области о взыскании компенсации за средство технической реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
16.01.2023 заместитель прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах инвалида третьей группы Королева А.В. обратился в суд с иском к ответчику, просил взыскать с ответчика в пользу Королева А.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в размере 1 612 117 руб.
В обоснование требований прокурором указано, что Королев А.В. является инвалидом № группы, нуждался в техническом средстве реабилитации: протезе бедра модульном с внешним источником энергии, стоимость указанного изделия составила 4 720 000 руб., оплаченных Королевым А.В. за счет собственных средств. Ответчиком истцу выплачена компенсация за указанное самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в сумме 3 107 883 руб., что существенно меньше стоимости протеза, который Королев приобрел за свой счет. Полагая, что данными действиями ответчика нарушено право истца на полную компенсацию расходов, прокурор обратился в суд.
В судебное заседание заместитель прокурора Бабынинского района Калужской области, истец Королев А.В., не явились, будучи извещены, прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в иске отказать, полагая его необоснованным
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно справке ФГУ «ГБ МСЭ по Калужской области» от 22.01.2007 серии № Королеву А.В. установлена инвалидность № группы бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 11.04.2017 № (выдана бессрочно), Королев А.В. нуждается в техническом средстве реабилитации, а именно в протезе бедра модульном с внешним источником энергии.
В целях реализации программы реабилитации, направленной на восстановление опорной и двигательных функций отсутствующей конечности, Королев А.В. 19.11.2021 заключил договор № с ООО «Орто-Инновации Москва» на оказание платных услуг по изготовлению технических средств реабилитации, а именно протеза бедра модульного с внешним источником энергии.
В соответствии с п. 2.1 договора от 19.11.2021, стоимость изготовляемого изделия установлена в размере 4 720 000 рублей.
Оплата по договору от 19.11.2021 была произведена Королевым А.В. в полном объеме в сумме 4 720 000 рублей 23.12.2021, что подтверждается платежным поручением от 23.12.2021 №.
Указанный протез бедра модульный с внешним источником энергии получен Королевым А.В., что подтверждается актом приема-передачи от 23.12.2021.
01.02.2022 Королевым А.В. в Фонд социального страхования РФ подано заявление о компенсации затрат на приобретенный самостоятельно протез бедра модульный с внешним источником энергии, с приложением соответствующих документов.
Решением ГУ – Калужской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.03.2022 Королеву А.В. предоставлена выплата компенсации расходов на приобретение протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением в сумме 3 107 883 руб.
При этом Королевым А.В. было получено уведомление о принятом решении по выплате компенсации от 25.03.2022 № в размере 4 720 000 руб., а также уведомление о принятом решении по выплате компенсации от 25.03.2022 № в размере 3 107 883 руб.
Согласно платежному поручению от 25.04.2022 № от ГУ – Калужской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на расчетный счет Королева А.В. поступила сумма компенсации в размере 3 107 883 руб.
Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 10 данного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации), которыми установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (п. 4 данных правил).
Вместе с тем, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что, если техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6 ст. 11 закона).Так, Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается, в том числе территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (п. 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.
Размер компенсации определен в соответствии с пунктом 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н (далее -Порядок), согласно которому размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае же, если закупка протеза на территории федерального округа не осуществлялась, то стоимость протеза определяется по результатам последней по времени осуществления закупки данного протеза, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
В обоснование принятого решения своих возражений на иск ответчик указывает, что по состоянию на 01.02.2022 (дату подачи заявления) последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru являлась закупка протеза бедра модульного по контракту от 20.12.2021 № (реестровый номер на сайте №) по цене на сумму 3 107 883 руб.
Из представленной Фондом социального страхования РФ копии государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного (реестровый номер исполненного контракта от 20.12.2021 № (№) за сумму 3 107 883 руб.) следует, что указанный протез по техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует приобретенному истцом. Протез Королева А.В. имеет коленный модуль с управляемой микропроцессором фазой опоры и переноса (управляемая микропроцессором вязкость магнитореологической жидкости в приводе коленного модуля) с функцией ручного «замка», влагозащищенный, обеспечивающий безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с возможностью бега трусцой, с функцией езды на велосипеде, с функцией возможного спуска и подъема по лестнице, угол сгибания до 120°, максимальный вес пациента до 136 кг., с гидравлической системой бесступенчатого переключения высоты каблука с возможностью самостоятельного регулирования высоты каблука.
Согласно представленному истцом заключению медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи № от 22.10.2021, выданной ООО «Орто - Инновации Москва», для достижения пациентом полноценной социально-бытовой реабилитации, повышения динамики ходьбы, использования в полном объеме имеющегося реабилитационного потенциала, пациенту рекомендован протез бедра модульный с внешним источником энергии, имеющий вышеприведенные характеристики.
Таким образом, изготовленный Королеву А.В. протез, и протез оплаченный Фондом социального страхования РФ по контракту от 20.12.2021 №, не являются ни однородными, ни аналогичными по всем функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам основных комплектующих протеза с внешним источником энергии индивидуального изготовления, так как имеют различные характеристики.
Закупленный Фондом социального страхования РФ протез на сумму 3 107 883 руб. по контракту от 20.12.2021 № данных функций не имеет.
Таким образом, изготовленный Королеву А.В. протез и оплаченный протез Фондом социального страхования РФ не являются ни однородными, ни аналогичными по всем функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам основных комплектующих протеза с внешним источником энергии, индивидуального изготовления, так как имеют различные характеристики.
Как следует из материалов дела, ответчиком также произведен расчет суммы компенсации Королеву А.В. в размере 4 720 000 руб. в соответствии с контрактом от 23.11.2021 № (реестровый номер на сайте www.zakupki.gov.ru №) о приобретении протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением за 4 720 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь положениями приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в размере 1 612 117 руб. исходя из расчета: 4 720 000 руб. - 3 107 883 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. удовлетворить.
Взыскать с ОСФР по Калужской области (ИНН 4027008237) в пользу Королева А.В. (СНИЛС №) компенсацию за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в размере 1 612 117 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Калинина
Мотивированное решение составлено 14.04.2023