Судья Калинина Т.А. Дело № 2-134/2024
УИД 35RS0002-01-2022-000474-23
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2024 года № 33-4087/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Махиной Е.С., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 14 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца – прокурора прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А., представителя ответчика Департамента строительства Вологодской области по доверенности Стуканцевой А.В., представителя ответчика бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» по доверенности Полозковой Я.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Чагодощенского района Вологодской области обратился в суд с иском к бюджетному учреждению жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз» (далее – БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз»), и привлеченным судом к участию в деле в качестве соответчиков Департаменту строительства Вологодской области, Чагодскому территориальному управлению администрации Чагодощенского муниципального округа (далее также – Чагодское теруправление), Дмитриевой Н.П., Волкову Е.В., в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать Департамент строительства Вологодской области, БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», Волкова Е.В., Дмитриеву Н.П. в срок до 01 января 2025 года устранить выявленные при проверке многоквартирного дома по адресу: Вологодская область, Чагодощенский район ул. Советская, д. 20 в, нарушения:
1) выполнить ремонт отмостки, а именно, заделать щели и трещины, образовавшиеся в отмостке дома, материалами, аналогичными покрытию, в соответствии с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170);
2) выполнить работы по устранению выбоины на крыльце подъезда № 1 с применением материалов, аналогичных материалу конструкций, в соответствии с пунктами 4.8.1, 4.8.4 Правил № 170;
3) произвести ремонт защитного отделочного слоя цоколя в соответствии с пунктами 4.2.1.4, 4.2.3.4 Правил № 170;
4) выполнить работы по установлению отметов водосточных труб дома на высоту 20 - 40 см выше уровня тротуаров в соответствии с пунктом 4.2.1.11 Правил № 170;
5) установить освещение и убрать мусор в подвале дома при входе со стороны улицы (пункт 4.1.3 Правил № 170);
6) выполнить работы по устранению трещины в стене подвала путем организации систематического наблюдения за трещиной в стене подвала с помощью маячков или другим способом. При увеличении деформации принять меры в соответствии с пунктом 4.2.1.14 Правил № 170. В случае, если трещина стабильна её заделать (пункты 4.2.1.1, 4.2.1.3 Правил № 170);
7) привести в соответствие установленным нормам внутреннюю отделку стен при входе в подъезды (тамбур), где имеются повреждения в виде старения, шелушения и отслоения окрасочных слоев (пункты 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 4.3.2 Правил № 170);
8) провести освещение тамбура и лестничных клеток (пункты 3.2, 4.8.14 Правил № 170);
9) установить фурнитуру на деревянных дверях и окнах на лестничных клетках в соответствии с пунктом 4.8.14 Правил № 170;
10) в подъезде № 2 дома установить короб, защиту проводов (пункт 5.6 Правил № 170);
11) запереть входные двери в подвал дома, передать ключи на хранение в объединенную диспетчерскую службу (ОДС) или в организацию по обслуживанию жилищного фонда, а также жителям близлежащей квартиры, о чем сделать соответствующую надпись (пункт 4.1.14 Правил № 170);
12) закрыть на замок входы из лестничных клеток на чердак дома (пункт 4.8.14 Правил № 170);
13) убрать мусор и скрутки проводов на полу в чердачном помещении дома (пункт 5.6 Правил № 170);
14) убрать складированные вещи в тамбурах подъездов дома (пункт 3.2.16 Правил № 170)
15) убрать мусор с придомовой территории дома (пункт 3.6 Правил № 170).
16) оборудовать придомовую территорию дома малыми архитектурными формами (скамейками и урнами) (пункты 3.7.17, 3.5.11 Правил № 170).
17) сделать продухи в подвале дома в соответствии с пунктами 4.1.4 Правил № 170.
Определением суда от 15 марта 2024 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Вологодской области, Государственная жилищная инспекция Вологодской области, Администрация Чагодощенского муниципального округа.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 14 мая 2024 года исковые требования прокурора Чагодощенского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Вологодской области, БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», Волкову Е.В., Дмитриевой Н.П., Чагодскому территориальному управлению администрации Чагодощенского муниципального округа об обязании совершения определенных действий удовлетворены частично.
На Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа (ИНН 3522004877, ОГРН 1223500013615) возложена обязанность в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 организовать выполнение работ по устранению нарушений, выявленных в многоквартирном доме по адресу: Вологодская область, Чагодощенский район п. Чагода ул. Советская, д. 20 «в» в срок до 01 сентября 2025 года, а именно:
1) выполнить ремонт отмостки, а именно, заделать щели и трещины, образовавшиеся в отмостке дома, материалами, аналогичными покрытию, в соответствии с пунктом 4.1.7 Правил № 170;
2) выполнить работы по устранению выбоины на крыльце подъезда № 1 с применением материалов, аналогичных материалу конструкций, в соответствии с пунктами 4.8.1, 4.8.4 Правил № 170;
3) Произвести ремонт защитного отделочного слоя цоколя в соответствии с пунктами 4.2.1.4, 4.2.3.4 Правил № 170;
4) выполнить работы по установлению отметов водосточных труб дома на высоту 20 - 40 см выше уровня тротуаров в соответствии с пунктом 4.2.1.11 Правил № 170;
5) установить освещение и убрать мусор в подвале дома при входе со стороны улицы (пункт 4.1.3 Правил № 170);
6) выполнить работы по устранению трещины в стене подвала путем организации систематического наблюдения за трещиной в стене подвала с помощью маячков или другим способом. При увеличении деформации принять меры в соответствии с пунктом 4.2.1.14 Правил № 170. В случае, если трещина стабильна её заделать (пункты 4.2.1.1, 4.2.1.3 Правил № 170);
7) привести в соответствие установленным нормам внутреннюю отделку стен при входе в подъезды (тамбур), где имеются повреждения в виде старения, шелушения и отслоения окрасочных слоев (пункты 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 4.3.2 Правил № 170);
8) провести освещение тамбура и лестничных клеток (пункты 3.2, 4.8.14 Правил № 170);
9) установить фурнитуру на деревянных дверях и окнах на лестничных клетках в соответствии с пунктом 4.8.14 Правил № 170;
10) в подъезде № 2 дома установить короб, защиту проводов (пункт 5.6 Правил № 170);
11) запереть входные двери в подвал дома, передать ключи на хранение в объединенную диспетчерскую службу (ОДС) или в организацию по обслуживанию жилищного фонда, а также жителям близлежащей квартиры, о чем сделать соответствующую надпись (пункт 4.1.14 Правил № 170);
12) закрыть на замок входы из лестничных клеток на чердак дома (пункт 4.8.14 Правил № 170);
13) убрать мусор и скрутки проводов на полу в чердачном помещении дома (пункт 5.6 Правил № 170);
14) убрать складированные вещи в тамбурах подъездов дома (пункт 3.2.16 Правил № 170)
15) убрать мусор с придомовой территории дома (пункт 3.6 Правил № 170).
16) оборудовать придомовую территорию дома малыми архитектурными формами (скамейками и урнами) (пункты 3.7.17, 3.5.11 Правил № 170).
17) сделать продухи в подвале дома в соответствии с пунктом 4.1.4 Правил № 170.
В удовлетворении исковых требований прокуратуры Чагодощенского района к Департаменту строительства Вологодской области, БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», Волкову Е.В., Дмитриевой Н.П. отказано.
Взысканы с Чагодского теруправления (ИНН 3522004877, ОГРН 1223500013615) в пользу БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» (ОГРН 1083525011130, ИНН 3525208100) расходы по оплате строительно-технической экспертизы № ТО-596 в размере 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Чагодскому теруправлению о возложении обязанности совершить определенные действия. Указывает, что обладая правом оперативного управления на жилые помещения в спорном доме, именно БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» должно нести обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также собственники данного имущества. Чагодское теруправление выступает в отношении данного дома в качестве организатора конкурсов. Кроме того, полномочия по организации работ по ремонту жилищного фонда Вологодской области у Чагодского теруправления отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чагодощенского района, Департамент строительства Вологодской области, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 19 декабря 2014 года между Государственным заказчиком - Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и застройщиком обществом с ограниченной ответственностью «Новация+» (далее – ООО «Новация+») заключен государственный контракт на строительство многоквартирного дома в п. Чагода Чогодощенского района Вологодской области для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан детей-сирот. Жилое помещение имеет общие характеристики: однокомнатная квартира, общее количество квартир 20 единиц, срок передачи застройщику объекта недвижимости не позднее 01 июня 2016 года.
07 июля 2016 года получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за № 35524101-03-2016.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области №-2408-р жилые помещения (квартиры в количестве 20 единиц), расположенные по адресу: Вологодская область, Чагодощенский район п. Чагода, ул. Советская, д. 20 «в» переданы на баланс, закреплены на праве оперативного управления за БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз».
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 июня 2017 года ООО «Новация +» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Согласно пункту 2 постановления Губернатора Вологодской области от 25 мая 2016 года № 277 с 01 ноября 2016 года Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области переименован в Департамент строительства Вологодской области.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений области №2408-р, БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» на праве оперативного управления переданы объекты недвижимого имущества по адресу п. Чагода, ул. Советская, д. 20 «в», право оперативного управления зарегистрировано 29 декабря 2016 года.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>, кадастровый №... правообладателем <адрес>, площадью 33,9 кв.м. на праве собственности является Дмитриева Н.П., правообладателем <адрес>, площадью 35,9 кв.м. является Волков Е.В., собственником квартир ..., ... по указанному адресу является Вологодская область, правообладателем на праве оперативного управления является БУ ЖКХ Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз».
В результате осмотра 12 августа 2021 года общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> помощником прокурора Чагодощенского района и главным специалистом Государственной жилищной инспекции Вологодской области были установлены нарушения Правил № 170.
По результатам осмотра составлена справка, в адрес БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» 03 сентября 2021 года направлено представление об устранении нарушений закона. В ходе проведения проверки 31 марта 2022 года прокуратурой района установлено, что ранее выявленные нарушения при эксплуатации многоквартирного жилого дома не устранены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокуратурой района в суд с настоящим иском.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы №ТО-596, проведенной ООО «Вологодское объединение проектировщиков и экспертов» в период с 29 сентября 2022 года по 14 ноября 2022 года, следует, что в многоквартирном жилом доме по адресу п. Чагода ул. Советская д. 20 «в» имеются следующие недостатки: 1. Отмостка дома не соответствует строительным нормам и правилам. Требуется выполнить ремонт отмостки по периметру здания. Необходимо восстановить штукатурный слой на участке цоколя. 2. Отметы водосточных труб здания не соответствуют строительным нормам и правилам. 3. Причины возникновения конденсата на трубах в подвале дома - отсутствие продухов в подвале и техподполье, отсутствие теплоизоляции на трубопроводах. 4. Продухи в подвале и техподполье отсутствуют. Нарушены требования п.9.10 СП 56.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Необходимо выполнить продухи. 5. Нарушения строительных норм и правил в состоянии внутренней отделки стен при входе в подъезды (тамбур) имеются. Необходимо выполнить текущий ремонт лестничных клеток и установить кодовые замки. 6. Отопление лестничных клеток осуществляется за счет электрообогрева пола под лестничными маршами. Установка дополнительных приборов отопления не требуется, следовательно, не требуется разработка проекта. 7. Проветривание на чердаке дома имеется и осуществляется через слуховые окна и окна в стене.
В ответе на вопрос 8 о соответствии построенного объекта вышеперечисленным вопросам проекту (предоставленному проекту) отражено следующее. Отмостка. Согласно технико-экономических показателей ПД Раздел 2 ПЗУ ООО «ЭнергоСетьПро» 2013г., площадь отмостки составляет - 85,0 кв.м, фактическая площадь составляет - 51,59 кв.м. Проектные решения устройства отмостки в предоставленной проектной документации отсутствуют. Отметы водосточных труб. Расположение отметов организованных ливнестоков с кровли в предоставленной проектной документации отсутствует. Конденсат на трубах в подвале. Проектные решения по устройству теплоизоляции трубопроводов в подвале и техподполье в предоставленной ПД отсутствует. Продухи в подвальной части. Проектные решения об устройстве продухов в подвале и техподполье в предоставленной ПД отсутствуют. Отделка помещений общего пользования и лестничных клеток. Соответствует предоставленной проектной документации (ПД Раздел 3 Архитектурные решения. ООО «ЭнергоСетьПро» 2013 г). Отопление подъездов. В предоставленной ПД нет указаний на устройство отопления в подъездах. Проветривание чердачного пространства. Проектные решения, в предоставленной ПД, отсутствуют.?
В ответе на вопрос 9 указано, что при выявленных нарушениях строительных норм и правил дальнейшая эксплуатация дома возможна при условии обязательного устранения выявленных повреждений и нарушений, а также проведения текущего ремонта.
На 10 вопрос эксперты указывают, что предоставленная проектная документация, выполненная ООО «ЭнергоСетьПро», не соответствует требованиям нормативных документов в области строительства, требованиям законодательства в области градостроительства, но в результате визуального обследования здания, не выявлены дефекты, или повреждения, снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций, что позволяет констатировать техническое состояние здания как исправное.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 августа 2023 года признано не соответствующим Жилищному законодательству Российской Федерации и незаконным бездействие Чагодского теруправления, выраженное в непроведении конкурсов на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в период с 23 сентября 2021 года по 31 мая 2023 года и неопределении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Возложена обязанность на Чагодское территориальное управление администрации Чагодощенского муниципального округа по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» путем определения управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Чагодским территориальным управлением администрации Чагодощенского муниципального округа предоставлено постановление от 14 февраля 2024 года № 241, которым утверждены условия и порядок проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Советской, 20 «в», кадастровый номер: 35:18:0201001:75, установлена дата проведения конкурса – 27 марта 2024 года. Однако указанный конкурс признан несостоявшимся, так как не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе.
Разрешая спор, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил № 170, Положением об управление и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 13 июля 2007 года № 723 (далее - Положение № 723), приняв во внимание Положение о Чагодском территориальном управлении администрации Чагодощенского муниципального округа Вологодской области, утвержденное решением представительного собрания Чагодощенского муниципального округа Вологодской области от 10 ноября 2022 года № 34 (далее – Положение о Чагодском теруправлении), установив, что при эксплуатации многоквартирного дома № 20 «в» по ул. Советской в п. Чагода выявлены нарушения Правил № 170, возложил обязанность по организации выполнения работ по выявленным нарушением на Чагодское теруправление, установив срок исполнения решения суда до 01 сентября 2025 года.
При этом суд указал на то, что, что заявленные в иске нарушения, в соответствии с нормами действующего законодательства, а также Перечня работ, установленных в Приложении №7 Правил № 170 относятся к выполнению работ по техническому обслуживанию дома, текущему ремонту.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении регламентирующих спорные правоотношения норм материального права и с достоверностью подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Не оспаривая факт выявленных нарушений, необходимость проведения работ по устранению выявленных прокурором нарушений требований Правил № 170, технической возможности устранения нарушений, срока для организации проведения таких работ, автор жалобы ссылается на то, что обязанность организации проведения работ, в силу действующего законодательства должна быть возложена на БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», поскольку в оперативном управлении данного учреждения находятся жилые помещения, а также собственники имущества.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В силу части 8.1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
В Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 7026-АС/08 указано, что, как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В приложении №7 Правил № 170 установлен Перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Как следует из частей 1,2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники жилых помещений, а также лица, проживающие по договору социального найма, несут расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Положением №723 Департамент строительства Вологодской области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности Вологодской области жилых помещений, полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом Вологодской области (п.1.2.2). Данные полномочия не предполагают осуществление функций по содержанию и ремонту государственного жилищного фонда Вологодской области.
Государственным учреждением, уполномоченным на управление, распоряжение, эксплуатацию, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области является БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз».
Как следует из пункта 1.2.3 Положения №723 БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», являясь государственным учреждением, уполномоченным на управление, распоряжение, эксплуатацию, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области несет расходы, связанные с содержанием и ремонтом жилого помещения, в случае, предусмотренном частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета; уплачивает ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; заключает договоры управления жилищным фондом с управляющей организацией, определенной в установленном законом порядке; принимает меры к обеспечению сохранности жилищного фонда области; осуществляет иные полномочия, установленные Уставом учреждения.
В соответствии с Уставом БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», утвержденным распоряжением Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области от 16 декабря 2014 года № 488 функциями БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» являются управление, распоряжение, эксплуатация, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области; несение расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений жилищного фонда области в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета; несение расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилых помещений в случае, предусмотренном частью 4 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета.
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Доля Вологодской области в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: Вологодская область Чагодощенский район п. Чагода ул. Советская, д. 20 «в» составляет более чем 50 процентов.
Управление данным домом должно осуществляться на основании договора, заключенного с управляющей организацией.
Способ управления таким многоквартирным домом и способ выбора управляющей организации определен законом и они не могут быть изменены произвольно по решению собственников помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления.
Конкурс по выбору организации проводит Чагодское теруправление, которым должны быть приняты меры, направленные на определение управляющей организации в установленном жилищном законодательстве порядке.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из системного толкования положений частей 1, 1.1 и 2.3 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что требования, которые предъявляются к выполнению работ по управлению и техническому обслуживанию дома, все текущие и неотложные работы и услуги в отношении общего имущества многоквартирного дома считаются предусмотренными в договоре в силу правил содержания дома как объекта недвижимости и должны осуществляться управляющими компаниями.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Из пунктов 1.1, 3.1.5 Положения о Чагодском теруправлении следует, что Чагодское теруправление является органом, созданным для решения вопросов местного значения муниципального округа на подведомственной территории Чагодощенского муниципального округа и исполнения полномочий по осуществлению отдельных государственных полномочий, преданных органу местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и областными законами Вологодской области.
Управление в границах подведомственной территории наделено полномочиями в целях обеспечения проживающих на подведомственной территории и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в том числе выступает организатором открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (несколькими многоквартирными домами).
Чагодское теруправление приступило к исполнению полномочий органа местного самоуправления с 1 января 2023 года.
При отсутствия организации, имеющей лицензию на управление домом, признании решением Арбитражного суда Вологодской области незаконным бездействие Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа, при не определении управляющей организации, выбор которой в силу части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации возложен на орган местного самоуправления, судом первой инстанции сделан правильный вывод о возложении обязанности Чагодское теруправление организовать выполнение работ по устранению нарушений, выявленных в многоквартирном доме по адресу: Вологодская область, Чагодощенский район п. Чагода ул. Советская, д. 20 «в».
При этом судебная коллегия отмечает, что БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» исходя из Устава не является управляющей организацией, полномочия БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» по управлению и распоряжению квартирами, находящими в государственной собственности Вологодской области и оперативном управлении БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» ограничены Уставом организации и поименованы выше.
БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» не вправе вместо органа местного самоуправления самостоятельно выбирать управляющую компанию и заключать с ней договор на управление многоквартирным домом, а в отсутствие такого договора ремонтировать и содержать общее имущества за свой счет, без участия других собственников многоквартирного дома. Иное бы противоречило частям 4 и 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод подателя жалобы относительно того, что Чагодское теруправление выполнило возложенную на него законом обязанность по организации конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, но в период, установленный для подачи на участие в конкурсе, не поступило не одной заявки, конкурс признан несостоявшимся, не опровергает установленных по делу юридически значимых обстоятельств и на правильность решения суда не являет.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у Чагодского теруправления полномочий по организации работ по ремонту жилищного фонда Вологодской области судебной коллегией отклоняется, поскольку именно на Чагодском теруправлении в соответствии с жилищным законодательством, пунктом 3.1.5 Положения о Чагодском теруправлении лежит обязанность организовать проведение открытых конкурсов по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом.
Департамент строительства Вологодской области и собственники жилых помещения Волков Е.В. и Дмитриева Н.П. не обладают полномочиями по организации работ по ремонту многоквартирного жилого дома, поскольку в силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники несут бремя содержания дома путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чагодского территориального управления администрации Чагодощенского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Вахонина
Судьи Судьи Е.С. Махина
Л.В. Белозерова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2024 года.