121а
3а-777/2019
УИД 24OS0000-01-2019-000787-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 18 ноября 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Храпенковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д., Васкуновой С.И., Радченко Т.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунов М.Д., Васкунова С.И., Радченко Т.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенных на территории г. Ачинска.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованных налогов (земельного и налога на имущества физических лиц.
Просили восстановить срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, установить кадастровую стоимость вышеназванного недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, определенной на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 119 000 руб. по состоянию на <дата>, для нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 13 013 000 руб. по состоянию на <дата>, для нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 13 822 000 руб. по состоянию на <дата>.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ачинска Каарт Е.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда отзыв на административный иск, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов по доверенности Лычковскую Н.П., изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011 г.
Земельный участок с кадастровым номером № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошел, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки этот участок не был сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, по состоянию на 01.06.2011.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти объекты не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.
Их кадастровая стоимость определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п, утверждена на основании актов определения кадастровой стоимости №, №.
В отношении данных нежилых помещений срок обращения в суд с настоящими требованиями об оспаривании кадастровой стоимости не пропущен, поскольку с момента проведения государственной кадастровой оценки данных объектов недвижимости установленный пятилетний срок не прошел.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 01.11.2018 N 6-2108 "Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", датой начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2019 года.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что у административных истцов имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, нежилых помещений с кадастровыми номерами № №, для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственников как плательщиков соответствующих налогов – земельного налога и налога на имущество физических лиц.Как установлено судом, в общей долевой собственности административных истцов Радченко Т.А. (<данные изъяты> доли), Васкуновой С.И. (<данные изъяты> доли), Васкунова М.Д. (<данные изъяты> доли), Цыро Ю.Д. <данные изъяты> доли), Цыро А.Н. (<данные изъяты> доли) находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1155 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешённого использования: магазины, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 34-37). Кадастровая стоимость данного участка по состоянию на <дата> составляет 2 389 059,75 руб. (л.д. 31).
Кроме того, в общей долевой собственности административных истцов Радченко Т.А. (<данные изъяты> доли), Васкуновой С.И. (<данные изъяты> доли) находится помещение с кадастровым номером № площадью 1166,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 38-43). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 17 483 507,13 руб. (л.д. 32).
В общей долевой собственности административных истцов Цыро А.Н. (<данные изъяты> доли), Цыро Ю.Д. (<данные изъяты> доли), Васкунова М.Д. <данные изъяты> доли) находится помещение с кадастровым номером №, площадью 1115,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 44-49). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 16 718 922,27 руб. (л.д. 33).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке № от <дата>, выполненный ООО «Независимая оценка», согласно которому:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1 119 000 руб. по состоянию на <дата>;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 13 013 000 руб. по состоянию на <дата>,
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 13 822 000 руб. по состоянию на <дата>.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка и нежилых помещений оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет об оценке № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание указанных отчетов соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № не имеется.
Таким образом, заявленный административными истцами размер рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административные истцы являются плательщиками земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ).
Кроме того, они также является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого также определяется исходя из кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов налогообложения, нарушают права административных истцов, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данного недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена в размере 1 119 000 руб. по состоянию на <дата>;
- кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № должна быть определена в размере 13 013 000 руб. по состоянию на <дата>,
- кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № должна быть определена в размере 13 822 000 руб. по состоянию на <дата>.
Рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административными истцами требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административных истцов Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д., Васкуновой С.И., Радченко Т.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, датой обращения административных истцов Радченко Т.А., Васкуновой С.И. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером № датой обращения административных истцов Цыро А.Н., Цыро Ю.Д., Васкунова М.Д. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером №, следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 21.10.2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
восстановить Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д., Васкуновой С.И., Радченко Т.А. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №
Административное исковое заявление Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д., Васкуновой С.И., Радченко Т.А., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1155 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешённого использования: магазины, расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 119 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 1166,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, расположенное по адресу<адрес> в размере его рыночной стоимости –13 013 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 1115,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, расположенное по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости –13 822 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения административных истцов Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д., Васкуновой С.И., Радченко Т.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, считать <дата>.
Датой обращения административных истцов Васкуновой С.И., Радченко Т.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером №, считать <дата>.
Датой обращения административных истцов Цыро Ю.Д., Цыро А.Н., Васкунова М.Д. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером №, считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский
Дата изготовления решения в окончательной форме: 19 ноября 2019 года.