Дело №2-3517/2024 29 августа 2024 года
29RS0014-01-2024-003729-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Зайцевой В.А.,
с участием прокурора Рудаковой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску администрации городского округа «Город Архангельск» к Тарасовой Н. Т. о принудительном изъятии жилого помещения путем выплаты денежного возмещения,
установил:
администрация городского округа «Город Архангельск» (далее - администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Тарасовой Н. Т. о принудительном изъятии <№> доли в жилом помещении по адресу: ..., на следующих условиях: администрация в лице департамента городского хозяйства выплачивает ответчику возмещение за <№> долей в ... (кадастровый <№>), общей площадью 76,4 кв.м., в жилом ... в размере 191 267 рублей путем перечисления на ее расчетный счет, решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности ответчика на <№> долей в ... (кадастровый <№>), общей площадью 76,4 кв.м., в жилом ... в г.Архангельске; решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности ответчика на <№> долей в ... (кадастровый <№>), общей площадью 76,4 кв.м., в жилом ... в г.Архангельске.
В обоснование исковых требований указано, что распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 24 декабря 2015 года №335р на основании заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2015 года №508 жилой ... признан авариным и подлежащим сносу. Применительно к положениям ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие.
Ответчик, извещавшийся надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, по вызову суда не явился. Из адресной справки УФМС России по Архангельской области следует, что ответчик зарегистрирован по адресу спорного жилого помещения, а также зарегистрирован в маневренном фонде. По указанным адресам судом направлялись повестки, однако судебную корреспонденцию по месту регистрации ответчик не получала, извещения возвращены в суд с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения.
В силу положений ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В силу п.2 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, п.п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд признает судебные извещения в адрес ответчика доставленными и приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате и времени рассмотрения дела.
С учетом мнения прокурора, суд определил провести судебное заседание при данной явке.
Представитель истца поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 15 декабря 2015 года №508р ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации от <Дата> <№>р «Об изъятии земельного участка и жилых помещений» был изъят для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: ..., и изъяты жилые помещения дома, в том числе ... (кадастровый <№>), общей площадью 76,4 кв.м., в жилом ..., доля в которой принадлежат ответчику.
Жилой ... включен в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от <Дата> <№>-пп.
Размер возмещения за 19/250 доли в жилом помещении 191 267 рублей определен на основании отчета <Дата> <№>рс «Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с целью изъятия в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации», выполненного ООО «Проф-оценка».
Письмом от <Дата> <№> ответчику предложено обратиться в адрес администрации с заявлением о выборе способа возмещения за изымаемое помещение, направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения, ответчик за заключением соглашения не обратился.
Уведомление получено ответчиком <Дата>, ответа на уведомление о заключении соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа Тарасова Н.Т. в администрацию не направила, соглашение сторонами не заключено.
В судебное заседание ответчик также не явилась, в письменном виде не выразила своего согласия на заключение соглашения на заявленных администрацией условиях.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются (п.8.1 ст.32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п.9.1 ст.32 ЖК РФ).
Как следует из п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, увеличивающим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Как видно из материалов дела, несмотря на направление администрацией в адрес ответчика уведомления о готовности изъять жилое помещение путем предоставления возмещения, ответчик не дала согласия на заключение соглашения о выплате ей такого возмещения. При направлении проекта соглашения об изъятии жилого помещения в августе 2023 года альтернативный вариант переселения в другое жилое помещение с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения ответчику не предлагался.
При этих обстоятельствах у администрации отсутствуют правовые основания для игнорирования имеющейся у ответчика возможности самостоятельно избрать способ реализации своих жилищных прав и понуждении принять в качестве возмещения за изымаемое жилое помещение денежные средства в определенном размере.
Суд полагает, что действующее законодательство не ограничивает собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, включенных в региональную адресную программу переселения, каким-либо пресекательном сроком, после истечения которого выбор способа возмещения за изымаемое жилое помещение либо изменение ранее выбранного способа на иной является недопустимым.
В соответствии с разделом VI региональной адресной программы бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области субсидии на реализацию Программы предоставляются не только на строительство многоквартирных домов, но и на приобретение у застройщиков многоквартирных домов жилых помещений в них, а также на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе расходовать предусмотренные в рамках региональной адресной программы денежные средства на приобретение жилых помещений как у застройщиков, так и у собственников на вторичном рынке жилья.
Принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику на праве собственности и изымаемое у него доля в жилом помещении, включен в региональную адресную программу переселения, срок реализации программы в части расселения указанного дома – <Дата>, при этом ответчик волеизъявление относительно способа реализации своих жилищных прав не высказал, требования об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, удовлетворению не подлежат. Возможность реализации жилищных прав в отношении изымаемого жилого помещения избранным способом в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.
Таким образом, требования администрации не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) к Тарасовой Н. Т. (СНИЛС <№> <№> о принудительном изъятии жилого помещения путем выплаты денежного возмещения отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий С.В. Поликарпова