Решение по делу № 33а-7330/2016 от 24.05.2016

Судья Кочегарова Д.Ф.

Дело № 33-7330

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Елецких О.Б.,

судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 29 июня 2016 г.

дело по апелляционной жалобе ТСЖ «Газеты «Звезда», **» на решение Свердловского районного суда г.Перми от 10 марта 2016 г, которым постановлено:

административное исковое заявление Товарищества собственников жилья «Газеты «Звезда», **» удовлетворить частично.

Признать пункты 12, 15, 34, 36 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № ** от 11 сентября 2015г. недействительными.

В остальной части административного искового заявления Товарищества собственников жилья «Газеты «Звезда», **» отказать».

Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя ТСЖ «Газеты «Звезда», **» – Соларевой М.Н., проверив дело, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

В период с 17.08.2015г. по 11.09.2015г. на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору №** от 27.07.2015г. старшим инспектором отделения надзорной деятельности г. Перми по Свердловскому району и поселку Новые Ляды, 1 ОНД по г. Перми Н. проведена плановая проверка территории и помещений жилого дома ТСЖ «Газеты «Звезда»,**». По результатам проверки в адрес ТСЖ «Газеты «Звезда»,**» выдано предписание № 132\1\1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 11.09.2015г. с указанием выявленных нарушений (44 пункта). Срок для исполнения предписания был установлен до 01.09.2016г.

ТСЖ «Газета «Звезда»,**» обратилось в суд с административным иском о признании недействительными предписания № 132\1\1 от 11.09.2015г. в части.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ТСЖ «Газета «Звезда»,**» просит решение суда отменить в части, в которой в удовлетворении требований отказано, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения в части отказа в удовлетворении требований по пунктам 3 и 42 предписания в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права (п.3, п.4 ч.2, ч.3, ч.4 ст. 310 КАС Российской Федерации).

В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Как установлено статьей 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; в том числе руководители организаций.

Согласно положениям статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

По смыслу приведенных выше норм права, предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.144, 147 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.4, ч.1 ст.151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п.2,8,9 ст.18 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании пунктов 3,4, 6, 23, 24, 38, 41 и 42 предписания суд исходил из их соответствия нормам действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в признании незаконными пунктов 4, 6, 23, 24 и 41 предписания.

В пунктах 4 и 23 предписания указано на нарушение освещенности пожарного поста дома требованиям, установленным ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.13.14.12 СП 5.13.130.2009.

Согласно п.13.14.12 СП 5.13.130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками:

площадь, как правило, не менее 15 кв. м;

температура воздуха в пределах от 18 °С до 25 °С при относительной влажности не более 80%;

наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать [9];

освещенность помещений:

при естественном освещении не менее 100 лк;

от люминесцентных ламп не менее 150 лк;

от ламп накаливания не менее 100 лк;

при аварийном освещении не менее 50 лк;

наличие естественной или искусственной вентиляции согласно [6];

наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

В данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания, кроме герметизированных.

Из толкования названной нормы следует вывод о том, что освещенность пожарного поста должна составлять от 50 лк до 150 лк в зависимости от определенных условий.

Из материалов дела следует и административным истцом не оспаривается, что освещенность пожарного поста на момент проверки органом пожарного надзора составила 11 лк, что не соответствует ни одному из требований, установленных п.13.14.12 СП 5.13.130.2009, в связи с чем оснований для признания незаконным пунктов 4 и 23 предписания не имеется.

В силу п. А4 Приложения А Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализации СП 5.13.130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:

- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);

- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

- категории В4 и Д по пожарной опасности;

- лестничных клеток.

В пункте 6 предписания указано на отсутствие автоматической пожарной сигнализации в кабельных шахтах с 1 по 16 этажи многоквартирного дома.

Выражая несогласие с пунктом 6 предписания, истец ссылается на то, что согласно расчета ЗАО «***», произведенного для ТСЖ, кабельные шахты имеют категорию В4, для которой оборудование автоматической пожарной сигнализацией не требуется.

Довод апелляционной жалобы не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку расчет категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности на момент проверки органа пожарного надзора ТСЖ представлен не был, имеющийся в материалах дела расчет составлен на 01.03.2016г., то есть уже после вынесения оспариваемого предписания, документов, подтверждающих, что ЗАО «***», являющееся частной пожарной охраной, вправе осуществлять деятельность по определению категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности административным истцом не представлено, в материалах дела не содержится.

В связи с изложенным оснований для признания пункта 6 предписания незаконным не имеется.

Доводов относительно незаконности пункта 38 предписания в апелляционной жалобе не приведено, решение суда в указанной части правильное.

В пункте 41 предписания указано на нарушение п.5.14, табл. 3, п.7.4, 7.23 СНиП 21-01-97, ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, так как помещения подвального этажа (автостоянки) не отделены от помещений 1 этажа жилого дома противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости с устройством тамбур шлюза с подпором воздуха.

Незаконность пункта 41 предписания административный истец обосновывает тем, что многоквартирный дом был спроектирован до вступления в силу СНиП 21-01-97, на момент проектирования объекта действовал СНиП 2.01.02.85, в котором требование об устройстве тамбур шлюза с подпоркой воздуха отсутствовало, дом принят в эксплуатацию, техническая возможность установки тамбур шлюза с подпоркой воздуха отсутствует.

В силу п.1.1 СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений настоящие нормы и правила устанавливают общие требования пожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Поскольку СНиП 21-01-97 подлежит применению при эксплуатации здания, пункт 41 предписания закону не противоречит.

Пункт 24 предписания касается нарушения, выразившееся в том, что на 5, 15, 16 этажах дома произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ограничен доступ к системам обеспечения пожарной безопасности и уменьшилась зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).

Доводы апелляционной жалобы в этой части сводятся к тому, что само товарищество собственников жилья не является собственником общего имущества многоквартирного дома. Ни у товарищества, ни у председателя ТСЖ не имеется полномочий по проведению каких-либо работ по ликвидации установленных собственниками дополнительных перегородок.

Согласно п.»е» п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 на объектах запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).

Согласно ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано:

1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.

Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п.1).

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (п.1.1).

Поскольку обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности входит в объем прав и обязанностей товарищества собственников жилья в рамках управления многоквартирным домом и надлежащего содержания общего имущества, п.24 предписания не противоречит закону и функциям товарищества собственников жилья.

Доводы жалобы о том, что ТСЖ не имеет полномочий по проведению работ по ликвидации установленных собственниками дополнительных перегородок, не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание не вменяет ТСЖ такой обязанности.

Доводы апелляционной жалобы в части незаконности пунктов 3 и 42 предписания судебная коллегия признает обоснованными.

РД 25.953-90. Руководящий документ. Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи, утвержденный Минэлектротехприбора СССР 29.05.1990 устанавливает обозначение многочисленных графических элементов.

Пункт 3 предписания не содержит сведений относительно того, какие конкретно обозначения графических элементов и в каком проекте не соответствуют установленным требованиям, в связи с чем проверить его на соответствие закону не представляется возможным, в случае удовлетворения требований решение суда в данной части будет являться неисполнимым ввиду неясности.

При таких обстоятельствах пункт 3 предписания следует признать незаконным.

Согласно п.10. ст. 2 Федерального закона N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

Перечень объектов транспортной инфраструктуры установлен п. 5 ст.1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В силу п.п. «з» п.5 ст.1 названного Закона объекты транспортной инфраструктуры включают в себя, в том числе иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 4 и 5 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилым помещением признается: жилой дом, квартира, комната.

Согласно п.6 Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Поскольку многоквартирный дом имеет отличное от транспортной инфраструктуры назначение, п. 247 Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации), устанавливающий требования пожарного режима объектов транспортной инфраструктуры, на нарушение которого указано в пункте 42 предписания, применению не подлежит, а потому оспариваемый пункт не отвечает требованиям закона.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части отказа в удовлетворении требований по пунктам 3 и 42 предписания.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 10 марта 2016 года изменить.

Признать пункты 3, 12, 15, 34, 36, 42 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по проведению угрозы возникновения пожара № 132\1\1 от 11 сентября 2015 года отделения надзорной деятельности г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 отдела надзорной деятельности по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю незаконными.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Газеты «Звезда», **» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7330/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ТСЖ Газеты Звезда 46
Ответчики
Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Елецких Ольга Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.06.2016Судебное заседание
05.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2016Передано в экспедицию
29.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее