№ 2-29/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сураж 17 марта 2017 года
Суражский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Нефедова Э.А.,
при секретаре - Бондарь Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующего через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» к Бородуля Николаю Николаевичу об устранении нарушений в охранной зоне ВЛ,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующего через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» обратилось в Суражский районный суд Брянской области с исковым заявлением к Бородуля Н.Н.
В обоснование искового заявления указано, что является собственником ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи, которая введена в эксплуатацию в <данные изъяты> году. В нарушение Правил охраны электрических сетей в пролетах опор 142-143 ВЛ 10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи ответчиком без письменного решения о согласовании с сетевой организацией возведены хозяйственные постройки по адресу: <адрес>. В силу факта нахождения спорного объекта непосредственно под линией электропередачи невозможно обеспечить передачу электроэнергии, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц. В результате осмотра объектов электросетевого хозяйства ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт о нарушении охранной зоны электрических сетей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с указанием на необходимость устранения нарушения в охранной зоне. Однако требование об устранении нарушений охранной зоны ответчик проигнорировал.
Истец просит суд с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика Бородуля Н.Н. за свой счет устранить нарушение в охранной зоне ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи, а именно осуществить снос хозяйственной постройки – сарая, расположенной по адресу: <адрес> в охранной зоне электрических сетей в пролетах опор 142-143 ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, работы произвести по согласованию с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго». Также взыскать с ответчика в пользу ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующего через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель истца ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующего через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» - Зятиков П.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, будучи своевременно уведомленный в судебное заседание не явился. Предоставил суду ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствии, в котором указал, что заявленные уточненные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Бородуля Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что постройки в виде: сарая и дома были построены в <данные изъяты> году колхозом «Западный», с этого же года он и стал проживать в данном доме. Он сам не производил никаких построек. В связи с чем, просил суд отказать в исковых требованиях.
Представитель третьего лица – СПК «Западный» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Свидетель ФИО5 указал суду, что когда строился дом ответчика высоковольтная линия (далее ВЛ) находилась в другом месте, на данный момент ВЛ проходит в <адрес> над домом Бородуля Н.Н.
Свидетель ФИО6 пояснила суду, что работает в СПК «Западный с <данные изъяты> года, указав, что когда строился дом ответчика, данной линии не было, она проходила вокруг деревни. Данный жилой дом был предоставлен семье Бородуля в <данные изъяты> года, так как Бородуля Н.Н. и его супруга работали в СПК «Западный».
Суд, выслушав представителя истца и ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1, абзацами 2, 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Бородуля Н.Н. принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, в которых указано, что обременений права не зарегистрировано.
Согласно документации, представленной ответчиком, указанный дом возведен еще в <данные изъяты> году.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ответчик Бородуля Н.Н. проживает в спорном жилом помещении с <данные изъяты> года по настоящее время, какого-либо иного жилья не имеет.
Право собственности Бородуля Н.Н. на вышеуказанный дом и земельный участок возникло на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, переход права был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных документов Бородуля Н.Н. (технического паспорта жилого помещения, технического плана) усматривается наличие сарая, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно справке Овчинской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Бородуля Николаю Николаевичу, данный объект возведен в <данные изъяты> году. Справка выдана на основании записи в похозяйственной книге №, закладки <данные изъяты> гг, л/с 635 (л.д. 64).
Также в судебном заседании установлено, что данное строение располагается в охранной зоне ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи в пролетах опор 142-143, находящихся в собственности ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго».
Линия электропередачи ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи была возведена в <данные изъяты> году (инвентарная карточка учета объекта основных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, плана приватизации ОАО «Брянскэнерго», передаточного акта ОАО «Брянскэнерго», реорганизуемого в форме присоединения от ДД.ММ.ГГГГ).
План приватизации, с приложениями ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрации и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ОАО «Брянскэнерго» было реорганизовано в форме присоединения в ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в результате чего прекратило свою деятельность как юридическое лицо, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
Правопреемником ОАО «Брянскэнерго» является ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра».
В соответствии с решением годового Общего собрания акционеров ОАО «МРСК Центра» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), ОАО «МРСК Центра» переименовано в ПАО «МРСК Центра».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя директора «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> предоставил ОАО «МРСК Центра» «Брянскэнерго» сведения о границах охранных зон линий электропередач, в том числе и охранной линии электропередачи ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи (л.д. 8 -16)ДД.ММ.ГГГГ работниками ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» был составлен акт о нарушении охранной зоны электрических сетей ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи, согласно которому ответчиком была нарушена охранная зона по адресу: <адрес>, а именно в охранной зоне находится сарай. Дом (воздушная линия находится непосредственно над сараем) (л.д.49-50).
Согласно статье 1 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к ограничениям (обременениям) прав отнесены установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности.
Согласно положениям ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Использование территорий, находящихся в зоне линий электропередач, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7 Правил). Применительно к положениям пункта 4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, земельные участки в охранных зонах у их собственников не изымаются, а продолжают использоваться с учетом установленных ограничений.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Данные Правила распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства после 17 марта 2009 года (дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160).
Спорный объект был возведен в период действия утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, которые были введены в действия в целях обеспечения сохранности электрических сетей напряжением свыше 1000 В, создания нормальных условий эксплуатации этих сетей и предотвращения несчастных случаев и применяемые при проектировании, строительстве и эксплуатации электрических сетей напряжением свыше 1000 В, а также при производстве работ и осуществлении другой деятельности вблизи электрических сетей.
Согласно подпункту "а" пункта 4 указанных Правил охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением до 10 киловольт - 10 метров.
Пунктом 5 и подпунктом "а" пункта 11 Правил было предусмотрено, что земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Поскольку предусмотренные в ранее действовавших правилах нормативы, подлежавшие применению при проектировании, строительстве и эксплуатации электрических сетей напряжением свыше 1000 В, не содержали безусловного запрета на строительство жилых домов в пределах охранных зон, разрешали производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений с письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети.
Из вышеуказанного следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (вместе с хозяйственными постройками) был построен до введения в эксплуатацию линии электропередачи ВЛ-10 кВ Ф 106 ПС Влазовичи, более того дом и земельный участок поступили в собственность Бородуля Н.Н. уже с имеющимися на земельном участке хозяйственными постройками (в том числе сараем).
Суд считает, что ответчик пользуется земельным участком, на котором возведено спорное строение, на законных основаниях. На момент возведения построек на земельном участке, находящихся в настоящее время в пользовании ответчика, не были установлены охранные зоны линий электропередач.
Истцом не предоставлено допустимых доказательств подтверждающих, что ответчиком возведены постройки после установления охранной зоны электрических сетей, не представлено доказательств их самовольного возведения.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований об устранении нарушений охранные зоны линий электропередач путем сноса существующих построек.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующего через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» к Бородуля Николаю Николаевичу об устранении нарушений в охранной зоне ВЛ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.А. Нефедов