УИД 63RS0042-01-2022-000117-20
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4635/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 июля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Стрюковой Юлии Дмитриевны, действующей на основании доверенности от 1 апреля 2022 года в интересах общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко», на постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 февраля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко»,
установила:
постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» (далее - ООО «Алькор и Ко», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, с применением положений пункта 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Стрюкова Ю.Д. просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц,. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) установлена обязанность выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила № 417).
Пунктом 1 указанных Правил определено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктами «в», «г» пункта 4 указанных Правил установлен запрет при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Постановлением Губернатора Самарской области от 16 марта 2020 года № 39 на территории Самарской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Согласно пункту 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22 октября 2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» (положения данного акта упоминаются в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, в том числе обязаны обеспечить:
соблюдение гражданами (работниками) социального дистанцирования, в путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Из материалов дела усматривается, что 8 декабря 2021 года в 12 часов 51 минуту ООО «Алькор и Ко» в нарушение вышеприведенных норм при осуществлении торговой деятельности в магазине «Л"Этуаль», расположенном в ТЦ «Амбар», по адресу: <адрес>, в нарушение вышеприведенных норм не обеспечено соблюдение гражданами социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки в помещении торгового зала.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 11 января 2022 года (л.д. 2); актом выявления признаков административного правонарушения от 8 декабря 2021 года (л.д. 4); фотоматериалом (л.д. 5-6); выпиской из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-21-317018477 ( л.д. 7), и другими доказательствами, оцененными судебными инстанциями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия юридического лица ООО «Алькор и Ко» квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства на момент выявления данного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество не обеспечило соблюдение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленные пунктом 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22 октября 2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления судьи районного суда проверены судьей второй инстанции в полном объеме, в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных, правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Стрюкова Ю.Д. в обоснование незаконности судебных актов указывает на те обстоятельства, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в основу данного протокола положен акт осмотра, составленный с нарушениями; материалы дела не подтверждают присутствие при составлении административного материала представителя юридического лица; в материалах также дела отсутствуют документы, подтверждающие владение и пользование помещением, где был произведен осмотр; ООО «Алькор и Ко» были приняты все необходимые меры, направленные на обеспечение реализации исполнения предусмотренных мер. Полагает, что в данном случае могут быть применены положения статьи 1.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки судьей областного суда и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебном акте. Оснований не согласиться с выводами судьи Самарского областного суда не имеется.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения юридического лица ООО «Алькор и Ко» к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, в том числе актом осмотра, фотоснимками.
Принадлежность помещения магазина «Л"Этуаль» ООО «Алькор и Ко» собственнику указанного товарного знака установлено должностным лицом при составлении протокола.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Алькор и Ко» составлен в соответствии с требованиями статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочным должностным лицом, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
ООО «Алькор и Ко» было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, в адрес общества направлено извещение от 21 декабря 2021 года № 145 (л.д. 8-10).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № извещение было получено обществом 29 декабря 2021 года (л.д.11,12). Ходатайств от ООО «Алькор и Ко» об отложении составления протокола не поступало, ввиду чего довод защитника о том, что протокол был составлен в отсутствие законного представителя общества, не является основанием полагать, что права на защиту при составлении протокола были нарушены.
Довод жалобы о том, что при фиксации административного правонарушения акт осмотра от 8 декабря 2021 года составлен в отсутствие понятых и видеозаписи, не свидетельствует о недопустимости данного доказательства, поскольку, из содержания акта следует, что он не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен в связи с непосредственным обнаружением уполномоченным должностным лицом признаков административного правонарушения, что в силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Утверждение заявителя в жалобе о том, что ООО «Алькор и Ко» были приняты иные необходимые меры, направленные на обеспечение реализации исполнения предусмотренных ограничительных мер, подлежат отклонению.
Допущенное невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, совершено в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки, безусловно создает непосредственную существенную угрозу общественным отношениям в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Алькор и Ко» в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Суждение заявителя, изложенное в жалобе о том, что в данном случае подлежат применению положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 названного Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пунктом 2 постановления Губернатора Самарской области от 31 мая 2022 № 167 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 22 октября 2021 года № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» действие приведенного выше пункта 2.4 постановления Губернатора Самарской области 22 октября 2021 года № 258 приостановлено.
Вместе с тем согласно материалам настоящего дела, постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 февраля 2022 года о назначении обществу административного наказания исполнено (л.д. 119-120).
Вопреки утверждению заявителя положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы, оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного кодекса не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера совершенного ООО «Алькор и Ко» деяния, фактических обстоятельств настоящего дела судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право на защиту и правила территориальной подсудности при производстве по делу не нарушены.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 3 февраля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Алькор и Ко», оставить без изменения, жалобу защитника Стрюковой Юлии Дмитриевны, действующей в интересах ООО «Алькор и Ко» - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина