Мировой судья судебного участка № Лях Я.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 11 декабря 2019 г.
Сургутский городской суд <адрес> - Югры, <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,
при секретаре Сыч В.А.,
с участием представителя истца ФИО3, ответчика Перевозчиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда апелляционную жалобу представителя истца ФИО4 на решение мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Лях Я.В. от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат Югры» филиал в <адрес> к Перевозчиковой К.А. о взыскании излишне выплаченных сумм окружных пособий,
установил:
Истец КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат Югры» филиал в <адрес> обратилось в суд с иском к ответчику Перевозчиковой К.А. о взыскании излишне выплаченных сумм социальной помощи в размере 8217 рублей. Требования мотивированы тем, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в <адрес> с заявлением для назначения государственной социальной помощи. Филиалом учреждения был направлен запрос в УMBД России по <адрес> для проверки задекларированных сведений ответчиком. Согласно поступившей информации ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по <адрес> по адресу г. <адрес> значатся зарегистрированными 4 человек, что не соответствует сведениям, указанным в заявлении. Филиалом учреждения принято решение о прекращении выплаты государственной помощи с ДД.ММ.ГГГГ и об удержании за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 217 рублей. Добровольно сумма переплаты ответчиком не возмещена.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик просила отказать в удовлетворении требований истца, обосновывая свои возражения тем, что при обращении в филиал учреждения она предоставила справку с места жительства, где было зарегистрировано 3 человека, она, её муж ФИО5 и дочь ФИО6 Данная справка была принята истцом и в дальнейшем назначена социальная помощь. В последствии она узнала о том, что по данному адресу была еще зарегистрирована мать мужа ФИО7 Почему из адресного отдела ей дали справку о регистрации по данному адресу трёх человек, пояснить не может, но на момент её обращения в филиал учреждения ФИО7 не работала, что подтверждается трудовой книжкой и наличие регистрации у неё что не препятствовало в получении социальной помощи.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя истца.
Истец, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, указывая на необходимость его отмены и вынесения нового решения.
Свои доводы мотивировал аналогично доводам приведенным в исковом заявлении тем, что при подачи заявления ответчик обязана была задекларировать всех лиц, проживающих совместно с нею в жилом помещении степени родства(свойства) с ними и поскольку при обращении совершила не достоверные сведения о количестве зарегистрированных лиц, денежные средства получены не законно.
В судебном заседании представитель истца на отмене решения мирового судьи и на исковых требованиях настаивает в соответствии с доводами изложенными в исковом заявлении полагая что сам факт сокрытие в заявлении достоверных сведений о количестве зарегистрированных лицах указаны ответчиком не верно, что было подтверждено в ходе проведения проверки сведений изложенных в заявлении, данные обстоятельства являлись основанием для отказа в предоставлении социальной помощи.
Ответчик в судебном заседании полагает решение мирового судьи не подлежащим отмене, апелляционная жалоба отклонению по доводам изложенным в ходе рассмотрения дела у мирового судьи.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым названной статьи федерального закона субъект Российской Федерации устанавливает порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего гражданина с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки; условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, на федеральном уровне определены условия, при которых семья или одиноко проживающий гражданин могут быть отнесены к малоимущим семьям или гражданам. Основным условием при этом является наличие у указанных лиц по независящим от них обстоятельствам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению <адрес> - Югры» получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджета автономного округа являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> - Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь, предусмотренная настоящим Законом, оказывается в виде денежной выплаты (социального пособия).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения об условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи населению <адрес> – Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 49-п "О реализации Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению <адрес> - Югры"(далее Положения), при обращении с заявлением на получение социальной помощи, указанные заявителем сведения, подтверждаются заявителем соответствующими документами.
В заявлении гражданин декларирует сведения: обо всех лицах, проживающих совместно с ним в жилом помещении, о степени родства (свойства) с ними; о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в <адрес> - Югре.
Задекларированные заявителем сведения о совместно проживающих с ним лицах, месте жительства (пребывания) проверяет Центр социальных выплат посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления.
Основанием подтверждения факта совместного проживания также являются сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, которые запрашивает Центр социальных выплат в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления.
На основании заявления гражданина государственная социальная помощь предоставляется по месту фактического проживания в случае ее неполучения в течение календарного года по месту жительства (пребывания) в <адрес> - Югре и при исполнении условий ранее заключенного социального контракта.
Центром социальных выплат, в случае если не представлены гражданином по собственной инициативе, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия:
сведения о совместном проживании заявителя с членами семьи, указанными в заявлении, - в территориальных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
сведения о доходах, получаемых в виде пенсии и или иных выплат - в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
сведения о доходах, получаемых в виде пособий по безработице - в территориальных центрах занятости населения <адрес> - Югры;
сведения, подтверждающие информацию об уклонении родителя от уплаты алиментов на содержание проживающего (проживающих) совместно с заявителем ребенка (детей), - в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.
Как следует из материалов дела, ответчик Перевозчикова К.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к истцу КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи.
Как установлено ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В своих возражениях ответчик ссылается на предоставленную справку истцу в которой были указаны сведения о трех проживающих совместно с нею членов семьи.
Представитель истца данные обстоятельства отрицает, ссылается на расписку имеющуюся в деле.
Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ и расписки в получении документов на предоставление услуги: предоставление государственной социальной помощи, данная справка о зарегистрированных в помещении лицах не представлялась ответчиком.
Данные сведения до принятия решения о назначении социальной помощи в силу абз.4 пункта 4 и пункта 6 Положения обязан был проверить Центр социальных выплат.
На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена государственная социальная помощь в размере 2 739 рублей ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По доводам истца, с целью проверки задекларированных сведений ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос в УМВД России по <адрес> ХМАО-Югры.
Согласно информационного письма УМВД России по <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по сведениям отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес> по адресу г. <адрес> значатся зарегистрированными по месту жительства 4 человека.
ДД.ММ.ГГГГ согласно представленной копии решения КУ «Центра социальных выплат Югры» выплаты прекращены в связи с предоставлением заведомо не достоверных сведений, и принято решение о производстве удержаний произведенных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными копиями решений от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной информации о произведенных выплатах ДД.ММ.ГГГГ заявителю(ответчику) перечислено 5478 рублей, ДД.ММ.ГГГГ перечислено 2739 рублей.
Из представленного истцом уведомления направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика, последнему предложено возвратить полученную социальную помощь.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого Кодекса.
В соответствии с подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт незаконного приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
По мнению истца ответчик не сообщил сведения в отношении количества зарегистрированных совместно с ним лиц с которым он не ведет совместное хозяйство, что повлияло на принятое решение без проверки указанных сведений. Представитель истца суду пояснила, что при условии сообщения данных сведений ответчику не была бы назначена социальная помощь.
При этом суд в ходе рассмотрения дела в порядке ч.2 ст.56 ГПК РФ предлагал обосновать свои доводы в части того, что сообщение сведений о регистрации ФИО7 могли повлиять на принятие решение об отказе в назначении социальной помощи.
При этом, указать основания, привести доводы и обоснования при которых данные обстоятельства послужили бы основанием к отказу в назначении социальной помощи семье ответчика, представитель истца не смог.
Из системного толкования положений, как Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ и Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз, так и нормативного регулирования установленного Положением об условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи населению <адрес> – Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 49-п, следует что помощь предоставляется непосредственно малоимущей семье. До принятия решения Центр социальных выплат проверяет все сведения касающиеся бюджета семьи и лишь после указанного принимает решение о предоставлении социальной помощи.
Состав семьи претендента на получение социальной помощи определен пунктом 8 Положения.
Регистрация собственника помещения предоставившего для проживания семье ответчика сама по себе не исключает прав семьи ответчика на социальную помощь о чем ответчик ссылается в своих возражениях. Истец доказательств обратного не представляет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания выплаченной социальной помощи как не основательного обогащения полученного в результате неправомерных действий ответчика.
Суд соглашается с обстоятельствами установленными мировым судьей и выводами об отсутствии оснований для взыскания выплаченного пособия, поскольку само по себе не указание в заявлении лица зарегистрированного совместно с семьей ответчика в жилом помещении, не является самостоятельным основанием для отказа в назначении социальной помощи без оценки прав на необходимость получения такой государственной поддержки.
При указанных обстоятельствах истцом не доказан факт того, что ответчик действуя умышленно не добросовестно с целью незаконного получения социальной помощи, скрыла от истца сведения, которые могли послужить основанием для отказа в производстве выплат, либо прекращения производства выплат, в связи с чем в действиях ответчика не усматриваются признаки состава причинения ущерба и как следствие неосновательное обогащение.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение судом проверено в пределах доводов истца.
Суд апелляционной инстанции находит, что вышеназванные обстоятельства правомерно установлены мировым судьей, подробно изложены в решении.
Обстоятельства дела исследованы мировым судьей полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Выводы мирового судьи соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке, согласно ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 321, 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░ ░ <░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░,░.░░░░░░░