Дело № 2-649/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
К районный суд ЧР в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием: истца Арсентьева В.М.,
представителя ответчика Арсентьевой М.А. Немова С.В., действующего на основании нотариально заверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Арсентьева ВМ к Арсентьеву СМ, Арсентьевой МА, Гавриловой ЛМ о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л :
Арсентьев В.М. обратился в К районный суд ЧР с иском к Арсентьеву С.М., Арсентьевой М.А., Гавриловой Л.М. о признании за ним в порядке наследования по закону после <данные изъяты> - Арсентьева МА, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в свою очередь принявшего наследство в порядке наследования по завещанию после <данные изъяты> - Арсентьевой КА, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, права собственности на жилой дом общей площадью № кв.м под кадастровым номером №, расположенный под <адрес>, ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения статьей 527, 546 Гражданского кодекса РСФСР (далее по тексту - ГК РСФСР), статьей 218, 1111, 1142, 1153, 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Требования Арсентьева В.М. обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ после смерти его <данные изъяты> Арсентьевой К.А. (по линии отца истца) осталось наследство, состоящее, в том числе, из вышеуказанного жилого дома.
Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом К государственной нотариальной конторы Ч Яковлевой Т.В., Арсентьева К.А. завещала все имущество своему <данные изъяты> - отцу истца, Арсентьеву МА, который фактически принял наследство, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, принял меры к сохранности имущества, проживал и состоял на регистрационном учете в вышеуказанном жилом доме, нес бремя расходов по содержанию жилого дома, обрабатывал земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ умер его <данные изъяты> Арсентьев М.А., не оставив при жизни завещания. После его смерти он фактически принял наследство, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, принял меры к сохранности имущества, проживает и состоит на регистрационном учете в вышеуказанном жилом доме, несет бремя расходов по содержанию жилого дома, обрабатывает земельный участок. Ответчики на наследство не претендуют, спор о праве на наследство отсутствует.
Однако ни его <данные изъяты> Арсентьева К.А., ни его <данные изъяты> Арсентьев М.А. не успели зарегистрировать принадлежащее им право собственности в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность Арсентьевой К.А., Арсентьева М.А. прекратилась в момент их смерти, поэтому признание за ними права собственности и его государственная регистрация стали невозможны, хотя при жизни им не могло быть в этом отказано.
В настоящее время из-за отсутствия государственной регистрации права собственности наследодателя на вышеуказанное имущество, нотариус отказывается выдать свидетельство о праве на наследство по закону, указывая на необходимость признания за ним наследственных прав на вышеуказанное имущество в судебном порядке.
В судебном заседании истец Арсентьев В.М. исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Ответчик Арсентьева М.А., извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, обеспечив явку в суд своего представителя Немова С.В., который в судебном заседании пояснения истца подтвердил и не возражал против удовлетворения иска.
Ответчики Арсентьев С.М., Гаврилова Л.М., извещенные о месте и времени судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, также каких-либо возражений по существу иска не представили и правом на предъявление встречного иска не воспользовались. Согласно заявлениям ответчики просили рассмотреть дело без их участия в судебном заседании, указав, что они на наследство не претендуют.
Третье лицо - администрация К, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила, возражений относительно исковых требований не подала.
Суд с учетом мнения истца и представителя ответчика Арсентьевой М.А. Немова С.В. счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков Арсентьева С.М. и Гавриловой Л.М., представителя третьего лица - администрации К, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке ч.ч. 3, 4 ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения истца и представителя ответчика Арсентьевой М.А. Немова С.В., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д№), и кадастровому паспорту на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ (л.№ под <адрес> расположен жилой дом общей площадью № кв.м с кадастровым номером №.
Справкой автономного учреждения «Бюро технической инвентаризации» К от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) подтверждается, что право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за Арсентьевой КА на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
По сведениям государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) право собственности на вышеуказанный жилой дом Арсентьева К.А. при жизни не зарегистрировала, также чье-либо право на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о смерти Арсентьева Ка умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.№ В этот день в соответствии со ст.ст. 528, 529 ГК РСФСР открылось наследство.
Регистрация права на домовладение умершей Арсентьевой К.А. в связи с прекращением ее правоспособности стала невозможна. Однако отсутствие государственной регистрации права не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования, так как государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
На момент открытия наследства, т.е. смерти Арсентьевой К.А., действовал раздел VII Гражданского кодекса РСФСР 1964 года в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 532 которого было установлено, что к числу наследников по закону относились: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 527 ГК РСФСР (действовавшего на момент смерти наследодателя) наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не было изменено завещанием. В силу статьи 528 ГК РСФСР временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя.
ДД.ММ.ГГГГ Арсентьева КА составила завещание, и все свое имущество завещала своему <данные изъяты> - Арсентьеву МА (л.д№). Завещание было нотариально удостоверено государственным нотариусом К нотариальной конторы ЧР и зарегистрировано в реестре за № (л.д.№). Впоследствии данное завещание наследодателем не отменялось, не изменялось, недействительным не признано, а потому порождает правовые последствия.
Согласно статье 546 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Арсентьевой К.А., для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Под владением понимается физическое обладание имуществом, в том числе и возможное пользование им. Фактическим вступлением во владение наследством исходя из нормы статьи 533 ГК РСФСР признавалось, в частности, совместное проживание наследника с наследодателем, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Из сообщения нотариуса К нотариального округа ЧР ТГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) следует, что наследственного дела на имущество Арсентьевой К.А. не имеется. Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок после смерти Арсентьевой К.А. не подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Между тем, как установлено в судебном заседании, усматривается из материалов, Арсентьев М.А. (отец истца) после смерти своей <данные изъяты> Арсентьевой К.А. фактически принял наследство по завещанию до истечения 6-ти месяцев после смерти наследодателя, поскольку совершил действия, направленные на его принятия, в частности: со дня открытия наследства обеспечивал сохранность наследуемого имущества, пользовался спорным жилым домом, также был зарегистрирован и проживал в одном доме с <данные изъяты> до дня смерти последней, продолжил пользоваться домом после ее смерти, что не оспаривается сторонами и подтверждается пояснениями истца, представителя ответчика Арсентьевой М.А. Немова С.В., также домовой книгой (л.д№
При этом никаких доказательств того, что Арсентьев М.А. отказывался от наследства, суду представлено не было и в материалах дела таковых не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> умер Арсентьев МА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не оформив свои наследственные права.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательства того, что Арсентьев М.А. при жизни распорядилась своим имуществом путем составления завещания, суду представлены не были.
На основании статьи 1142 ГК РФ к наследованию по закону в первую очередь призываются дети, супруг и родители умершего.
Наследниками по закону первой очереди к имуществу умершего Арсентьева М.А. являются его <данные изъяты>, Арсентьева МА (л.д№), и дети: Арсентьев ВМ (л.д№), Арсентьев СМ, Гаврилова (в <данные изъяты> Арсентьева) ЛМ. Наличия иных наследников первой очереди судом не установлено и по материалам дела не усматривается.
В соответствии со статьями 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в СВ на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Согласно пунктам 2 и 5 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, и принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа ЧР ТГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№) следует, что наследственного дела на имущество Арсентьева М.А. не имеется. Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок после смерти Арсентьева М.А. не подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Между тем, как установлено в судебном заседании, усматривается из материалов, истец Арсентьев В.М. до истечения 6 месяцев после смерти своего <данные изъяты> Арсентьева М.А. совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства по закону после умершего Арсентьева М.А., в частности: со дня открытия наследства обеспечивал сохранность наследуемого имущества, пользовался спорным жилым домом, также был зарегистрирован и проживал в одном доме с отцом до дня смерти последнего, пользовался предметами домашней обстановки и быта и другими вещами, принадлежавшими наследодателю, и по настоящее время продолжает пользоваться ими, что не оспаривается сторонами и подтверждается пояснениями истца, представителя ответчика Арсентьевой М.А. Немова С.В., которым оснований не доверять или оснований для критической оценки не имеется, также домовой книгой (л.д№
Данные обстоятельства свидетельствуют в силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ о фактическом принятии истцом Арсентьевым В.М. наследуемого имущества после смерти <данные изъяты> Арсентьева М.А..
При этом никаких доказательств того, что Арсентьев В.М. отказывался от наследства, суду представлено не было и в материалах дела таковых не имеется.
Гражданский кодекс РФ рассматривает принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество также не может возникнуть по принуждению.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158 ГК РФ) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
При установленных обстоятельствах и в силу вышеприведенных правовых норм, также принимая во внимание, что ответчики о своих претензиях на наследство ни нотариусу, ни суду не заявили и правом на предъявление гражданского иска не воспользовались, исковое заявление Арсентьева В.М. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Арсентьева ВМ удовлетворить.
Признать за Арсентьевым ВМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в порядке наследования по закону после <данные изъяты> - Арсентьева МА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в свою очередь принявшего наследство в порядке наследования по завещанию после <данные изъяты> - Арсентьевой КА, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью № кв.м (кадастровый номер №), расположенный под № <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через К районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.