ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-25178 /2020
г. Москва 02 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борисова Олега Александровича на решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 июня 2020 г. (дело № 2а-827/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14 августа 2020 г. (дело № 33а-4517/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Борисова О.А. к администрации городского округа г. Переславль-Залесский о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения административного истца Борисова О.А., его представителя Терентьевой А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
8 февраля 2019 г. Борисов О.А. обратился в комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский с заявлением о подтверждении присутствия земельного участка с кадастровым номером № в проектной документации в рамках подготовки проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский, как участка входящего в границы населенного пункта с. Андрианово городского округа город Переславль-Залесский с видом разрешенного использования «для комплексной жилой застройки».
9 июля 2019 г. решением Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского Борисову О.А. отказано во включении указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Андрианово по причине нецелесообразности и расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории.
Решением Переславского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2019 г. признано незаконным решение Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского от 09 июля 2019 г.; на комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского возложена обязанность в течение 20 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Борисова О.А.
01 апреля 2020 г. при повторном рассмотрении заявления Борисова О.А. Комиссией принято решение об отказе в направлении предложения Борисова О.А. в состав исходной документации для разработки генерального плана.
Не согласившись с указанным решением, Борисов О.А. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение об отказе в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана, выраженное в Выписке из протокола № 2/20 заседания комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский от 01 апреля 2020 г.; включить в проект генерального плана городского округа города Переславля-Залесского земельный участок с кадастровым номером № площадью 109119 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>, как подлежащий включению в черту населенного пункта с. Андрианово земельный участок для комплексной жилой застройки.
Решением Переславского районного суда Ярославской области от 05 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14 августа 2020 г., в удовлетворении административных исковых требований Борисова О.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 14 октября 2020 г., административный истец Борисов О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, принятии по делу нового судебного акта, указывая на неправильное применение судами норм процессуального и материального права. Полагает, что судами неверно определены обстоятельства имеющие значения для правильного разрешения дела. Земельный участок решением комиссии в 2016 году включен в границы населенного пункта с. Андрианово Нагорьевского сельского поселения, в связи с чем подлежит учету, как земельный участок, входящий в территорию городского округа города Переславля-Залесского при разработке генерального плана. Администрация городского округа является правопреемником администрации Переславского муниципального района и решение комиссии от 2016 года обязательно для действующей комиссии.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2020 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями статей 9, 20, 24, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, указав, что земельный участок административного истца не мог быть учтен при разработке генерального плана городского округа, как входящий в границы населенного пункта с. Андрианово, поскольку проект генерального плана Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области в 2016 г. утвержден не был. В настоящее время действует генеральный план Нагорьевского сельского поселения 2015 года, в котором земельный участок административного истца в границах населенного пункта с. Андрианово не учтен.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Борисов О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 109119 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>.
22 июня 2016 г. Комиссия по подготовке проекта изменений в Генеральные планы сельских поселений Переславского муниципального района Ярославской области по обращению Борисова О.АП. от 18 февраля 2016 г. приняла решение о включении земельного участка с кадастровым номером №, в черту населенного пункта с. Андрианово, с установлением вида разрешенного использования земельного участка «для комплексной жилой застройки».
Проект генерального плана Нагорьевского сельского поселения не был согласован с Минэкономразвития РФ, изменения не приняты в установленном порядке процедура изменений в Генеральный план 2016 г. завершена.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ярославской области от 13 июня 2018 г. №22-з «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский и внесении изменений в Закон Ярославской области «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области», Уставом города Переславля-Залесского, в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа города Переславля-Залесского принято постановление администрации города Переславля-Залесского от 18 августа 2018 г. №ПОС.03-1127/18 о подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского.
Указанным постановлением утвержден состав Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Положение о Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Порядок направления в Комиссию предложений и замечаний заинтересованных лиц.
Обратившись 08 февраля 2019 г. с заявлением в комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Борисов О.А. указал, что земельный участок с кадастровым номером № учтен и присутствует в проектной документации в рамках подготовки проекта генерального плана объединенного городского округа Переславль-Залесский, как участок, подлежащий включению в границы населенного пункта с. Андрианово, городского округа город Переславль-Залесский с видом разрешенного использования «для комплексной жилой застройки».
Ввиду расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории и нецелесообразности такого включения, решением Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского от 09 февраля 2019 г. Борисову О.А. отказано во включении указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Андрианово.
При оценке законности принятого Комиссией решения 09 февраля 2019 г. судом в решении от 28 ноября 2019 г. было установлено нарушение Комиссией порядка рассмотрения обращения Борисова О.А., поскольку по своему содержанию заявление Борисова О.А. не являлось предложением иди замечанием физического лица по проекту генерального плана, в связи с чем Комиссия необоснованно вынесла на заседание обсуждение данного вопроса и приняла по нему отрицательное решение.
Решение Комиссии от 09 февраля 2019 г. об отказе во включении предложений по земельному участку с кадастровым номером № было признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Борисова О.А.
При повторном рассмотрении заявления Борисова О.А., Комиссией 10 марта 2020 г. принято решение отложить рассмотрение заявления, поскольку представленный пакет Документов не отвечает требованиям, установленным п. 5 Порядка направления в Комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля- Залесского предложений заинтересованных лиц. Заявителю Борисову О.А. рекомендовано представить документы, указанные в протоколе Комиссии, в срок до 31 марта 2020 г. Также сделан запрос о предоставлении сведений из государственного водного реестра в Верхне Волжское водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
23 марта 2020 г. Борисов О.А. направил заявление в Комиссию, в котором просил рассмотреть его заявление с учетом обстоятельств, установленных ранее вынесенным решением суда.
01 апреля 2020 г. Комиссией принято решение об отказе в направлении предложения Борисова О.А. в состав исходной документации для разработки генерального плана, поскольку представленный пакет документов не отвечает требованиям п.п. «в» п. 5 Порядка направления в Комиссию предложений заинтересованных лиц.
В числе оснований для отказа в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана указано, в том числе, что строительство объектов жилищного строительства, автомобильной дороги, разворотных площадок, артезианской скважины и площадки ТБО может привести к повреждению мелиоративной системы «Хмельники»; размещение планируемых к строительству объектов капитального строительства на заявленных земельных участках не соответствует требованиям технических регламентов и санитарно-защитных зон; определена невозможность и нецелесообразность включения земельного участка в границы населенного пункта, в связи с невозможностью обеспечения осуществления полномочий городского округа, согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ и (или) необходимостью дополнительных финансовых затрат из бюджета городского округа на исполнение данных полномочий (заявителем не получены технические условия на подключение к газу образуемых земельных участков, населенный пункт Андрианово не имеет централизованного водоснабжения и водоотведения, не имеет противопожарной системы, социальной инфраструктуры, подъезд к участку осуществляется через чужой земельный участок, технические условия на съезд не получены).
Пункт 4.13 Положения о Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского предусматривает возможность принятия органом местного самоуправления по своему усмотрению решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта, исходя из факта наличия заключения о нецелесообразности.
Судами установлено, что решение об отказе в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана было принято Комиссией в рамках исполнения решения Переславского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2019 г., согласно заявлению Борисова О.А. и на основании представленных им документов. Комиссия не усмотрела оснований для рассмотрения поставленного Борисовым О.А. вопроса о подтверждении присутствия земельного участка в проектной документации генерального плана городского округа, так как пакет документов, представленный Борисовым О.А., не отвечает требованиям подпункта «в» пункта 5 Порядка направления в Комиссию предложений заинтересованных лиц (приложение 4 к постановлению администрации г. Переславля-Залесского от 16.08.2018 №ПОС.03-1127/18).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что административным ответчиком при рассмотрении заявления Борисова О.А. принято решение в рамках процедуры подготовки проекта генерального плана, установленной нормами статей 24, 25 ГрК РФ; решение, оформленное протоколом №2/20 от 01 апреля 2020 г., принято Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий, требованиям закона и установленному порядку не противоречит. По итогам рассмотрения обращения дан ответ, соответствующий содержанию обращения Борисова О.А. о подтверждении присутствия земельного участка в проектной документации генерального плана городского округа.
Доводы кассационной жалобы Борисова О.А. о том, что имеется решение Комиссии по подготовке проекта изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения от 22 июня 2016 г. № 4 о включении земельного участка истца в границы населенного пункта, которое обязательно для Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, являлись предметом оценки судов и обоснованно отклонены. Материалами дела установлено, что
проект изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения в установленном порядке утвержден не был. Согласно действующему Генеральному плану Нагорьевского сельского поселения земельный участок истца Борисова О.А. в границы населенного пункта не включен.
Выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Олега Александровича – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи