Решение по делу № 33-1354/2024 от 22.01.2024

Судья Корсакова Н.В.                                                                                   № 33-1354/2024

№ 2-1245(1)/2023

64RS0034-01-2023-001482-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2024 года                                                        город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Перовой Т.А.,

судей Зотовой Ю.Ш., Палагина Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куницыной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Чайка» на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Перовой Т.А., объяснения представителей ответчика садоводческого некоммерческого товарищества «Чайка» Коробова В.В. и           Саранча С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Бердник А.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» обратился в суд с иском к СНТ «Чайка», в котором просил обязать СНТ «Чайка» организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

Требования мотивированы тем, что на территории, находящейся в пользовании СНТ «Чайка», отсутствуют оборудованные места для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории СНТ «Чайка», что способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности.

В СНТ «Чайка» отсутствует заключенный договор на вывоз мусора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2023 года на СНТ «Чайка» возложена обязанность оборудовать на территории            СНТ «Чайка» площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, а также установить контейнеры; в удовлетворении исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» о возложении обязанности заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора отказано.

В апелляционной жалобе председатель СНТ «Чайка» Коробов В.В. просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать на территории товарищества площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, а также установить контейнеры, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы ссылается на то, что на земельном участке, находящемся в пользовании СНТ «Чайка», отсутствует возможность размещения контейнерной площадки; в силу заключенного с                     АО «Ситиматик» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для СНТ «Чайка» определена площадка накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель третьего лица Саратовского филиала АО «Ситиматик» в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений об уважительности причин неявки не представлено. Учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В силу п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда по данному гражданскому делу не соответствует вышеприведенным требованиям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,           СНТ «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица, расположено по адресу: Саратовская область, г. Саратов, п. Беленький, тер. СНТ «Чайка»; председателем СНТ «Чайка» является Коробов В.В.

06 июля 2022 года между региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» и СНТ «Чайка» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. По условиям указанного договора складирование образующихся твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Чайка» осуществляется на площадке накопления, организованной органами местного самоуправления (контейнерной площадке общего пользования), расположенной по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 1, 3, 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 3, 4, 7, 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу о том, что доказательств наличия на территории товарищества оборудованного места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления ответчиком не представлено, отсутствие контейнерных площадок на территории СНТ «Чайка» ответчиком на оспаривалось, в связи с чем исковые требования в части возложения на СНТ «Чайка» обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовать на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры, подлежат удовлетворению.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к СНТ «Чайка» лицами, участвующими в деле, не обжалуется и предметом проверки судебной коллегии не является.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, являются преждевременными без проверки доводов ответчика о невозможности размещения площадки для размещения твердых коммунальных отходов на территории садоводческого некоммерческого товарищества.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества) называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (п. 1 ст. 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).

В силу п. 6 ч. 7 ст. 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу указанных норм права для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом.

С учетом приведенных правовых норм в рамках настоящего гражданского дела суду надлежало проверить доводы ответчика об отсутствии возможности с соблюдением требований санитарных правил организовать площадку для твердых коммунальных отходов в пределах границ товарищества.

Как следует из материалов дела, предметом исковых требований являлось установление возможности организации площадки сбора твердых коммунальных отходов, в пределах границ земельного участка товарищества.

Между тем положения приведенных выше правовых норм, а также их разъяснения не были учтены судом первой инстанции.

В соответствии с п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от                   22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).

Исходя из оснований заявленных исковых требований, в предмет доказывания по настоящему делу входит вопрос, о том, возможно ли на территории СНТ «Чайка» оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

В целях установления юридически значимых обстоятельств судебной коллегией по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «Саратовское экспертное бюро» от 07 мая 2024 года № 135 на территории СНТ «Чайка» (земельный участок с кадастровым номером 64:32:082201:1201 площадью 3700+/- 42,58 кв.м), расположенного по адресу: <адрес>, на землях       ОКХ «Синеньское», невозможно оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципального образования.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией, исходя из положений ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ и разъяснений, данных в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», заключение судебной строительно-технической экспертизы ООО «Саратовское экспертное бюро» от 07 мая 2024 года принято в качестве нового доказательства как соответствующее требованиям процессуального закона.

С целью проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией были приобщены и исследованы новые доказательства: ответ Департамента Гагаринского административного района администрации муниципального образования «Город Саратов» № 01-15/119 от 04 марта 2024 года, ответ администрации муниципального образования «Город Саратов» № 02-02-23/4676 от 07 марта 2024 года, постановление администрации Саратовского района Саратовской области от 26 мая 1995 года, генеральный план (схема), выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 05 марта 2018 года, акт земельной обмерочной комиссии                     с/т «Чайка» при ЛТП-4 от 17 ноября 1992 года, письменное разъяснение председателя СНТ «Чайка».

Из содержания ответа Департамента Гагаринского административного района администрации муниципального образования «Город Саратов» № 01-15/119 от                  04 марта 2024 года следует, что место (площадка) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: <адрес>, находится в реестре мест (площадок) для накопления на территории муниципального образования «Город Саратов». Департамент Гагаринского административного района не располагает информацией об учете в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>. С Департаментом Гагаринского административного района не согласовано складирование твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, расположенной по вышеуказанному адресу.

Из содержания акта земельной обмерочной комиссии с/т «Чайка» при ЛТП-4 от 17 ноября 1992 года, генерального плана (схемы) СНТ «Чайка», а также письменного разъяснения председателя СНТ «Чайка» Коробова В.В. следует, что в пользовании СНТ «Чайка» находится общая площадь земли 3,7 га, из нее площадь общего пользования (дороги, подъезды) составляет 0,37 га, под садоводческими участками – 3,33 га.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05 марта 2018 года, СНТ «Чайка» является собственником земельного участка площадью 3700+/-42,58 кв.м с кадастровым номером , расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в пределах границ земельного участка, принадлежащего СНТ «Чайка», объективно отсутствует возможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований СанПиН. Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, истцом не представлены.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать на территории СНТ «Чайка» площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, а также установить контейнеры, поскольку у ответчика отсутствует возможность оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципального образования.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» о возложении обязанности оборудовать на территории СНТ «Чайка» площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела) с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требования Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу «Чайка» о возложении обязанности организовать на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Чайка» площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, установлении контейнеров, принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу «Чайка» о возложении обязанности организовать на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Чайка» площадку для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры отказать.

В остальной части решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-1354/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Гагаринского административного района муниципального образования Город Саратов
Ответчики
СНТ Чайка
Другие
АО Ситиматик Саратовский филиал
Коробов Василий Васильевич
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Перова Т.А.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
25.01.2024Передача дела судье
21.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
29.05.2024Производство по делу возобновлено
29.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Передано в экспедицию
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее