Решение по делу № 2а-2649/2020 от 29.04.2020

11 июня 2020 года                          Дело № 2а-2649/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Поповой Д. В.,

при секретаре Поливаной Д. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Федосеева Сергея Геннадьевича к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову Михаилу Александровичу, Главе муниципального образования «Северодвинск» Скубенко Игорю Васильевичу об оспаривании действия (бездействия) председателя городского Собрания депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. и главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И. В., выразившегося в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном порядке проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесённого инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой он является,

установил:

Федосеев С. Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск» (далее - Совет депутатов МО «Северодвинск», Совет депутатов Северодвинска), председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М. А. Главе муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И.В. об оспаривании действия (бездействия) председателя городского Собрания депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. и главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И. В., выразившегося в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном порядке проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесённого инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой он является.

В обоснование административного искового заявления указал, что постановлением председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. от 02.09.2019 зарегистрирована правотворческая инициатива группы граждан, уполномоченным представителем которой он является, в виде внесённого на рассмотрение названного органа местного самоуправления проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск». Вместе с тем, до настоящего времени рассмотрение данного проекта городским Советом депутатов муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьей 29 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996, не организовано. Ссылается на то, что неправомерное бездействие должностных лиц местного самоуправления нарушает право на участие в осуществлении местного самоуправления.

С учётом изложенного, просил:

1. Признать неправомерным ограничение прав и свобод, связанных с участием в управлении делами в Совете депутатов и создании препятствий к осуществлению избирательного права у совета депутатов, в лице Председателя совета депутатов Старожилова М. А., за нерассмотрение проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьёй 29 устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996;

2. Признать незаконными действия органа местного самоуправления, в лице Главы города Северодвинск Скубенко И. В., за нерассмотрение проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьёй 29 устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996;

3. Признать ничтожными принятые в период с 03.09.2019, до сессии депутатов, до повестки дня все текущие постановления, документы (заявления) Председателя совета депутатов и заключения экспертиз, прокуратуры г. Северодвинска, Контрольно-счётной палаты Северодвинска, Администрации Северодвинска и уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка, и других документы;

4. Установить и утвердить юрту на 20 - 50 человек для широких слоёв народного просвещения правотворческой инициативы жителей на месте «Экобессрочка Северодвинск» на площади Победы в г. Северодвинске;

5. Обязать на внеочередной сессии депутатов (заседании) рассмотреть проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» и принять по нему решение.

6. Обязать и подготовить к сессии депутатов (заседании) председателя комиссии Варфоломеева Романа Александровича - представиться, дать первое слово, объяснить гражданам в полном объёме все вопросы в его докладе;

7. Обязать и подготовить к сессии депутатов (заседании) в полном объёме и провести публичные слушания в порядке, предусмотренном статьей 28 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996.

В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от требований в части, а именно от следующих пунктов:

4. Установить и утвердить юрту на 20 - 50 человек для широких слоёв народного просвещения правотворческой инициативы жителей на месте «Экобессрочка Северодвинск» на площади Победы в г. Северодвинске;

6. Обязать и подготовить к сессии депутатов (заседании) председателя комиссии Варфоломеева Романа Александровича - представиться, дать первое слово, объяснить гражданам в полном объёме все вопросы в его докладе;

7. Обязать и подготовить к сессии депутатов (заседании) в полном объёме и провести публичные слушания в порядке, предусмотренном статьей 28 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996.

Определением суда от 11.06.2020 отказ от исковых требований в указанной части административного истца Федосеева С. Г. судом принят, производство по административному делу в указанной части прекращено.

Административный истец Федосеев С. Г. в суде просительную часть административного искового заявления поддержал. После многочасовых судебных заседаний изложенные в иске основания, обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения и разрешения административного дела, пояснить не смог. Указал, что перенёс серьёзное заболевание, является инвалидом II группы, в связи с чем при письменном изложении мыслей пропускает слова, а произносить взаимосвязанные предложения вслух представляет для него определённую трудность, также как произносить полностью имя и отчество представителя административных истцов Саладиной Г. Н. Пояснил также, что имеет проблемы со слухом, в связи с чем попросил всех лиц, участвующих в деле, в том числе председательствующего говорить громко. В ходе рассмотрения дела указал, что сформулированные судьёй Архангельского областного суда в апелляционном определении от 23.04.2020 № 9а-72/2020 его требования к административным ответчикам являются верными. Таким образом, просил признать незаконными действия (бездействие) городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А., Главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И. В., выразившиеся в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном законом порядке проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесённого инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой является Федосеев С. Г. Указал, что постановлением председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. от 02.09.2019 зарегистрирована правотворческая инициатива группы граждан, уполномоченным представителем которой он является, в виде внесённого на рассмотрение названного органа местного самоуправления 19.08.2019 проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», протокола собрания инициативной группы и 5 папок с подписными листами, всего в количестве 7 папок.

Вместе с тем, до настоящего времени рассмотрение данного проекта городским Советом депутатов муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьей 29 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996, не организовано. Ссылается на то, что неправомерное бездействие должностных лиц местного самоуправления нарушает право на участие в осуществлении местного самоуправления, а также избирательное право членов инициативной группы.

Представитель административных ответчиков: городского Совета депутатов МО «Северодвинск», председателя городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Старожилова М. А. - Саладина Г. Н., действующая на основании доверенности (л. д. 91), имеющая высшее юридическое образование (л. д. 92), с доводами административного искового заявления не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях от 26.05.2020 (л. д. 82-83) и дополнениях к ним от 04.06.2020 (л. д. 215-217).

Председатель городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Старожилов М. А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Главы МО «Северодвинск» Скубенко И. В. - ..... в представленном письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме по изложенным в отзыве основаниям (л. д. 85-86). Обратила внимание, что из текста административного искового заявления сложно понять с чем именно не согласен административный истец и какие действия являются незаконными и ущемляют его права.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 29 Устава Северодвинска проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трёх месяцев со дня его внесения.

В силу пункта 4.2. Решения Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2006 № 117 (в редакции от 28.03.2019 № 156) «Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск» орган или должностное лицо местного самоуправления не позднее чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта в письменной форме уведомляет представителей инициативной группы граждан о дате, времени и месте рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В соответствии с пунктом 4.5 указанного Положения уполномоченные представители инициативной группы вправе участвовать в обсуждении проекта муниципального правового акта, внесённого в порядке реализации правотворческой инициативы в органы местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта.

Как следует из материалов дела, установлено судом, пояснил представитель административных ответчиков Саладина Г. Н. 30.04.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесенный инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

14.05.2019 документы правотворческой инициативы были возвращены инициативной группе граждан в связи с существенными недостатками.

Как следует из представленного протокола, 19.05.2019 состоялось заседание инициативной группы, на которой они утвердили в целях реализации правотворческой инициативы граждан проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (л. д. 25-27).

19.08.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступили документы в количестве 7 папок: проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск, протокол собрания инициативной группы и 5 папок с подписными листами.

Таким образом, 19.08.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее - проект решения в I редакции) с соответствующими документами, внесённый инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

В соответствии с подпунктом 2.2 Положения о правотворческой инициативе граждан органы местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта, в течение 14 дней обеспечивают проверку представленных документов на соответствие их Положению о правотворческой инициативе граждан, Порядку внесения проектов решений, законодательству Российской Федерации, а также проверку достоверности подписных листов.

В целях проведения проверки представленных документов постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска от 21.08.2019 № 190-П «О создании Комиссии по проверке документов правотворческой инициативы граждан» была создана Комиссия по проверке документов правотворческой инициативы граждан в составе депутатов Совета депутатов Северодвинска: Варфоломеева Р. А., Калеминцева И. В., Рындина К. П., Трухина Н. А. и сотрудников аппарата Совета депутатов Северодвинска: Потоскуева В. В. и Саладиной Г. Н.

Комиссии предлагалось проверить внесённые документы и дать рекомендации Председателю Совета депутатов Северодвинска (л. д. 218).

Как следует из пояснений представителя административных ответчиков в суде, по итогам проверки документов Комиссия, несмотря на имеющиеся недочёты в оформлении документов инициативной группы граждан, частичное несоответствие проекта решения нормам законодательства Российской Федерации, учитывая первичный опыт граждан в реализации правотворческой инициативы, приняла решение рекомендовать Председателю Совета депутатов Северодвинска зарегистрировать правотворческую инициативу граждан, в связи с чем Председателем Совета депутатов Северодвинска было издано постановление Председателя Совета депутатов Северодвинска от 02.09.2019 № 195-П «О регистрации правотворческой инициативы граждан в виде внесённого в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (л. д. 105).

При этом данным постановлением инициативной группе граждан было предложено доработать внесенный проект решения по замечаниям, выявленным Комиссией при проверке документов, до 09.09.2019 включительно, а именно: привести проект решения в I редакции в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-03 «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», Уставом Северодвинска, Порядком внесения проектов решений Городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», утверждённым решением Совета депутатов Северодвинска от 19.06.2013 № 49 (л. д. 105, оборот).

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска Председатель Совета депутатов Северодвинска в целях полного и объективного рассмотрения постоянными депутатскими комитетами проектов решений направляет проекты решения в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений, либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения.

Поскольку до 09.09.2019 доработанный проект решения в I редакции не поступил в Совет депутатов Северодвинска, проект решения, представленный в редакции от 19.08.2019, был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счётную палату Северодвинска, а также Уполномоченному по правам ребёнка в Архангельской области и Губернатору Архангельской области для подготовки заключений.

На 01.10.2019 по проекту решения в Совете депутатов Северодвинска имелось семь отрицательных заключений на проект решения в I редакции от вышеуказанных органов.

В соответствии с подпунктом 3.13 Положения о комитетах, утверждённого решением Городского совета депутатов Северодвинска от 15.02.2018 № 53, проекты решений Совета депутатов Северодвинска, внесенные в Совет депутатов Северодвинска субъектами правотворческой инициативы, проходят предварительное рассмотрение на заседаниях постоянных депутатских комитетов.

По результатам рассмотрения проекта решения постоянный депутатский комитет может принять одно из следующих решений:

- согласовать проект решения;

- согласовать проект решения с предложениями;

- отклонить проект решения;

- отправить проект решения на доработку.

07.10.2019 на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике состоялось первое рассмотрение проекта решения с участием представителей инициативной группы, в том числе с участием Федосеева С. Г., Балашова О. Е., Зайцева В. А., Илюхина С. В., Дружинина Н. Н.

По результатам рассмотрения данного проекта решения с учётом наличия отрицательных заключений, согласия представителей инициативной группы на доработку проекта решения постоянным депутатским комитетом было принято решение о направлении проекта решения в I редакции на доработку.

В соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан инициативная группа по результатам обсуждения вправе внести изменения в проект муниципального правового акта (за исключением концептуальных изменений) не позднее чем за 10 дней до дня рассмотрения его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие данного муниципального правового акта.

21.10.2019 в Совет депутатов Северодвинска членами инициативной группы граждан, уполномоченными на корректировку проекта решения, внесён проект решения, доработанный с учётом заключений, согласно сопроводительному письму, доработанный с учётом заключений (далее - проект решения во II редакции).

23.10.2019 в Совет депутатов Северодвинска Федосеевым С. Г., членом инициативной группы граждан, уполномоченным на корректировку проекта решения, внесен в электронном виде ещё один доработанный проект решения с аналогичным наименованием (далее - проект решения в III редакции) (л. д. 129). На бумажном носителе проект решения в III редакции поступил в Совет депутатов Северодвинска 24.10.2019 (л. д. 129-185).

Таким образом, на 24.10.2019 в Совете депутатов Северодвинска находились два доработанных проекта решения с одинаковыми наименованиями, представленные членами инициативной группы граждан, уполномоченными на корректировку проекта решения в I редакции.

Как пояснила в суде Саладина Г. Н., данная информация была доведена до членов инициативной группы граждан, в связи с чем 28.10.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступило письмо представителей инициативной группы граждан об отзыве проекта решения в III редакции и рассмотрении в Совете депутатов Северодвинска доработанного проекта решения во II редакции (л. д. 190).

К данному письму был приложен протокол собрания инициативной группы граждан от 26.10.2019, из которого следует, что на собрании присутствовало 9 членов из 13, решение об отзыве проекта решения в III редакции и о рассмотрении в Совете депутатов Северодвинска проекта решения во II редакции принято большинством голосов (8 человек - за, Федосеев С. Г не голосовал) (л.д. 191-193), в связи с чем суд соглашается с доводами представителя административных ответчиков о том, что данные решения инициативной группы правомочны.

В соответствии с подпунктом 4.7 Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», утверждённого решением Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2006 № 117, инициативная группа вправе отозвать проект муниципального правового акта до момента рассмотрения его органом местного самоуправления с направлением в орган местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие данного муниципального правового акта, протокола собрания инициативной группы с решением об отзыве проекта муниципального правового акта.

Таким образом, для рассмотрения в Совете депутатов Северодвинска проекта решения в III редакции, доработанного и внесённого Федосеевым С. Г. в Совет депутатов Северодвинска 23.10.2019, правовых оснований не имелось.

С учётом изложенного, проект решения во II редакции в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счётную палату Северодвинска для дачи заключения.

20.11.2019 в Совет депутатов Северодвинска поступило заключение прокуратуры города Северодвинска от 15.11.2019 № 22-03-2019, в котором указано, что в доработанный проект решения по сравнению с первоначальной редакцией внесены значительные коррективы, изменяющие его концептуальную основу, в связи с чем на основании подпункта 1.10 Положения о правотворческой инициативе граждан требуется поддержка 1 000 жителей муниципального образования «Северодвинска».

Кроме того, в заключении прокуратуры города Северодвинска указано, что поскольку материалов о сборе необходимого количества подписей в поддержку доработанного проекта решения членами инициативной группы не представлено, налицо нарушение процедуры внесения правотворческой инициативы граждан, в связи с чем основания для рассмотрения Советом депутатов Северодвинска данного проекта решения отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Устава Северодвинска, подпунктом 4.1 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трёх месяцев со дня его внесения.

С учётом указанных положений закона, Совет депутатов Северодвинска обязан в течение трех месяцев рассмотреть только тот проект решения, который внесён в соответствующем порядке, в том числе поддержанный 1 000 жителями.

Кроме того, подпункт 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан запрещает инициативной группе вносить в проект решения концептуальные изменения в документ, первоначально поддержанный 1 000 гражданами.

Таким образом, учитывая мнение прокуратуры города Северодвинска о том, что доработанный проект решения, внесённый инициативной группой граждан 21.10.2019, концептуально изменился и данные изменения не поддержаны жителями, проект решения, внесённый в Совет депутатов Северодвинска 21.10.2019, является проектом, внесённым с нарушением установленного порядка.

При этом суд отвергает утверждения администратвиного истца Федосеева С. Г. о необходимости рассмотрения проекта решения во II редакции, зарегистрированного в качестве правотворческой инициативы граждан Постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска Старожилова М. А. от 02.09.2019 № 195-П, поскольку, несмотря на регистрацию правотворческой инициативы, в пункте 2 данного Постановления инициативной группе предложено доработать проект решения по замечаниям, выявленным при проверке документов инициативной группы, в целях приведения проекта решения в соответствие с приведёнными положениями закона (л.д. 50).

21.11.2019 на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов с участием представителей инициативной группы граждан, в том числе административного истца Илюхина С. В., с учётом истечения трёхмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы, заключения прокуратуры города Северодвинска, Совещанием было принято решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, зарегистрированной в Совете депутатов Северодвинска 02.09.2019 в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» на основании пункта 6 статьи 6 Порядка внесения проектов решений Городского Совета депутатов Северодвинска, утверждённого решением Городского совета депутатов Северодвинска от 19.06.2013 № 49, согласно которому проекты решений (поправки к проектам решений), которые не отвечают требованиям настоящего Порядка, возвращаются субъекту правотворческой инициативы. Субъект правотворческой инициативы вправе после устранения выявленных недостатков проекта решения или поправок к проекту решения внести его повторно (л. д. 135, оборот).

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении при подаче проекта решения инициативной группой граждан подпункта 1.10, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о правотворческой инициативе граждан, то есть несоблюдению установленного Положением о правотворческой инициативе граждан порядка внесения на рассмотрение Городского Совета депутатов Северодвинска проекта решения.

Утверждения административного истца о необходимости обязательного рассмотрения внесённого проекта решения городским Советом депутатов Северодвинска в присутствии всех депутатов являются несостоятельными в силу следующего.

В соответствии со статьёй 39 Устава Северодвинска постоянными органами Совета депутатов Северодвинска являются постоянные депутатские комитеты и Совещание председателей.

Правотворческая инициатива граждан, внесённая в Совет депутатов Северодвинска 19.08.2019 во II редакции, начиная с момента создания комиссии для проверки документов правотворческой инициативы и до момента рассмотрения вопроса о вынесении правотворческой инициативы на рассмотрение заседания Совета депутатов Северодвинска, проходила процедуру рассмотрения через соответствующие постоянно действующие органы Совета депутатов Северодвинска: постоянный депутатский комитет и Совещание председателей.

07.10.2019 на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике (участвовало 10 депутатов) состоялось первое рассмотрение проекта решения, по результатам которого инициативной группе граждан было предложено доработать проект решения.

Поскольку первым же постоянным депутатским комитетом проект решения был отправлен на доработку, на других заседаниях постоянных депутатских комитетах он не мог быть рассмотрен в связи с его отсутствием в Совете депутатов Северодвинска на период доработки.

Последним этапом рассмотрения правотворческой инициативы граждан явилось заседание Совещания председателей 21.11.2019 (присутствовало 7 депутатов), на котором с учётом заключения прокуратуры города Северодвинска, невозможности дальнейшего рассмотрения проекта решения без поддержки его 1 000 жителей, а также истечения трёхмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы Совещание председателей определило, что процедура рассмотрения правотворческой инициативы граждан подлежит прекращению.

Не могут быть признаны состоятельными доводы административного искового заявления о необходимости признания ничтожными принятых в период с 03.09.2019, до сессии депутатов, до повестки дня всех текущих постановлений, документов (заявлениий) Председателя совета депутатов и заключения экспертиз, прокуратуры г. Северодвинска, Контрольно-счётной палаты Северодвинска, Администрации Северодвинска и уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка, и других документов в силу следующего.

В период с 02.09.2019 по 21.11.2019 Председатель Совета депутатов Северодвинска в пределах своих полномочий, установленных статьей 37 Устава Северодвинска, Регламентом Совета депутатов Северодвинска, Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», предпринял следующие меры для реализации гражданами правотворческой инициативы, а именно:

1) Обеспечил проверку документов, внесённых инициативной группой граждан в порядке реализации ими правотворческой инициативы 19.08.2019, в соответствии с Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

2) Издал постановление Председателя Совета депутатов Северодвинска от 02.09.2019 № 195-П «О регистрации правотворческой инициативы граждан в виде внесённого в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с Положением о правотворческой инициативе.

3). Направил проект решения, внесённый в качестве правотворческой инициативы граждан, в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений, либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска.

4) Направил проект решения, внесённый в качестве правотворческой инициативы граждан, на рассмотрение в постоянные депутатские комитеты в соответствии с Положением о комитетах Совета депутатов Северодвинска, утверждённым решением Совета депутатов Северодвинска от 15.02.2018 № 53.

5) Обеспечил оказание аппаратом Совета депутатов Северодвинска методическую помощь представителям инициативной группы по доработке проекта решения, внесённого в качестве правотворческой инициативы граждан.

6) Направил в другие органы местного самоуправления, прокуратуру города Северодвинска, иным заинтересованным лицам для дачи заключений и предложений либо рекомендаций Совету депутатов Северодвинска о принятии или непринятии проекта решения доработанный проект решения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Регламента Совета депутатов Северодвинска.

7) Вынес на заседание Совещания председателей постоянных депутатских комитетов вопрос о рассмотрения проекта решения, внесённого в качестве правотворческой инициативы граждан, для включения его в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска 28.11.2019 в соответствии со статьёй 14 Регламента Совета депутатов Северодвинска.

При этом суд учитывает пояснения представителя ответчиков о том, что в соответствии с Регламентом Совета депутатов Северодвинска включение проектов решений в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска является исключительно полномочием Совещания председателей постоянных депутатских комитетов, которое определяет готовность к вынесению проекта решения на заседание Совета депутатов Северодвинска, а также окончательно формирует повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска.

Таким образом, Председатель Совета депутатов Северодвинска не имеет полномочий самостоятельно формировать или вносить изменения в повестку дня заседания Совета депутатов Северодвинска.

Как установлено судом, на всех стадиях рассмотрения в Совете депутатов Северодвинска правотворческой инициативы граждан, все члены инициативной группы, уполномоченные на представление проекта решения, своевременно уведомлялись (приглашались на заседания).

При этом на заседании комиссии для проверки документов правотворческой инициативы, на заседаниях постоянно действующих органов Совета депутатов Северодвинска (заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политики 07.10.2019, заседании Совещания председателей 21.11.2019) представителям инициативной группы давалась возможность изложения своей позиции при рассмотрении соответствующего проекта решения.

Исключение составляет невозможность предоставления членам инициативной группы изложения своей позиции на заседании Совета депутатов Северодвинска, по причине невключения соответствующего проекта решения в повестку дня заседания Совет депутатов Северодвинска на 28.11.2019.

Являются несостоятельными утверждения административного истца Федосеева С. Г. о невозможности принятия решения о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов и необходимости её рассмотрения, независимо от её готовности лили неготовности, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава Северодвинска к компетенции Совещания председателей относится, в том числе рассмотрение вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска.

Совещание председателей является постоянно действующим коллегиальным органом Совета депутатов Северодвинска и состоит из Председателя Совета депутатов Северодвинска, его заместителей и председателей постоянных депутатских комитетов (7 депутатов).

В соответствии со статьёй 13 Регламента Совета депутатов Северодвинска к полномочиям Совещания председателей относится:

1) предварительная подготовка вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска;

2) предварительное рассмотрение вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска, в том числе:

- предварительное рассмотрение проектов решений Совета депутатов Северодвинска на предмет их готовности к вынесению на заседание Совета депутатов Северодвинска;

- формирование проекта повестки дня очередного заседания Совета депутатов Северодвинска;

- выработка рекомендаций по вопросам, предлагаемым для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета депутатов Северодвинска.

С учётом изложенного, в соответствии со своей компетенцией Совещание председателей на заседании 21.11.2019, рассмотрев проект решения во II редакции, пришло к выводу, что он не готов к вынесению на рассмотрение заседания Совета депутатов Северодвинска в связи с его несоответствием требованиям Положения о правотворческой инициативе (отсутствие 1 000 подписей).

Данное обстоятельство опровергает утверждения Федосеева С. Г. о том, что Совещание председателей на заседании 21.11.2019 рассмотрело проект решения во II редакции, поскольку рассмотрения и принятия какого - либо решения по нему не происходило, напротив, Совещание председателей предварительно рассмотрело проект решения на предмет его готовности к вынесению на заседание Совета депутатов Северодвинска.

Исходя из невозможности рассмотрения проекта решения на заседании Совета депутатов Северодвинска 28.11.2019 как несоответствующего Положению о правотворческой инициативе, истечения трёхмесячного срока, установленного законом для рассмотрения правотворческой инициативы, а также сообщения членов инициативной группы, присутствующих на заседании Совещания председателей 21.11.2019, как пояснил представитель административных ответчиков в суде, о намерении внесения новой правотворческой инициативы с поддержкой 1 000 жителей, Совещание председателей определило, что рассмотрение правотворческой инициативы, внесённой 19.08.2019, подлежит прекращению.

С учётом изложенного, вопреки возражениям административного истца Федосеева С. Г., суд соглашается с утверждениями представителя административных ответчиков о том, что проект решения не рассмотрен Советом депутатов Северодвинска и не мог быть им рассмотрен, ввиду его неготовности и несоответствия требованиям Положения о правотворческой инициативе.

Как пояснила в судебном заседании Саладина Г. Н., члены инициативной группы, присутствующие на заседании Совещания председателей 21.11.2019, сообщали о намерении внесения новой правотворческой инициативы с поддержкой 1 000 жителей.

При этом суд учитывает пояснения представителя административных ответчиков о том, что 09.01.2020 инициативная группа граждан направила в Совет депутатов Северодвинска правотворческую инициативу в виде проекта решения «О внесении изменения в решение Совета депутатов Северодвинска муниципального образования «Северодвинск» от 21.06.2018 № 86 «Об утверждении Положений об организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений на территории муниципального образования «Северодвинск» в редакции приложения к настоящему Решению» (далее - проект решения), аналогичного по содержанию с доработанным проектом решения во II редакции.

Более того, в случае удовлетворения администратвиного искового заявления способом восстановления нарушенного права истца будет являться установление судом обязанности административным ответчикам обязательного рассмотрения правотворческой инициативы - проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» граждан на сессии городского Совета депутатов Северодвинска, то есть, по сути, осуществить нормативно - правовое регулирование по рассматриваемому вопросу, что относится к исключительной компетенции представительного органа МО «Северодвинск».

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

С учётом приведённых статей 10, 12, 130 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в правотворческую деятельность органов местного самоуправления и указывать на необходимость принятия того или иного нормативного акта, в связи с чем заявленные административным истцом требования не могут быть удовлетворены.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, требования административного иска Федосеева С. Г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьёй 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Федосеева Сергея Геннадьевича к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову Михаилу Александровичу, Главе муниципального образования «Северодвинск» Скубенко Игорю Васильевичу об оспаривании действия (бездействия) председателя городского Собрания депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М. А. и главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И. В., выразившегося в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном порядке проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесённого инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой он является; о признании ничтожными принятых в период с 03.09.2019, до сессии депутатов, до повестки дня всех текущих постановлений, документов (заявлений) Председателя совета депутатов и заключения экспертиз, прокуратуры г. Северодвинска, Контрольно-счётной палаты Северодвинска, Администрации Северодвинска и уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка, и других документов; об обязании на внеочередной сессии депутатов (заседании) рассмотреть и принять решение о рассмотрении проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 26.06.2020.

Председательствующий                          Д. В. Попова

2а-2649/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федосеев Сергей Геннадьевич
Ответчики
Городской Совет депутатов МО "Северодвинск"
Глава МО "Северодвинск" Скубенко Игорь Васильевич
Председатель Городского Совета депутатов МО "Северодвинск" Старожилов Михаил Александрович
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Попова Д.В.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
29.04.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
29.04.2020Передача материалов судье
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.05.2020Судебное заседание
01.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее