Решение вступило в законную силу: 26.06.2018 года.
Дело № 2а-255/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Суржиковой А.В.
при секретаре судебного заседания Саяпиной О.В.,
с участием:
заместителя прокурора Облученского района ЕАО Бендецкого А.В.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирновой Т.А., действующей на основании доверенности от 04.10.2017,
представителя административного ответчика –муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» Вологжиной М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ограничению доступа людей к объекту недвижимости, обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ограничению доступа людей к объекту недвижимости, обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности зданий и сооружений, в ходе которой установлено, что на территории Облученского муниципального района имеется нежилое здание по АДРЕС с кадастровым номером 79:05:2400048:30, которое в настоящее время представляет опасность для окружающих.
В указанном здании ранее располагалась образовательная организация – МКОУ ООШ № 1, которая в настоящее время не действует, здание заброшено. Территория бывшей школы не огорожена, в помещении входные двери не запираются, что является причиной беспрепятственного несанкционированного доступа посторонних лиц.
В здании могут собираться несовершеннолетние, а также лица, ведущие аморальный образ жизни, что может стать причиной совершения противоправных действий. Кроме того, в указанном помещении периодически гуляют дети, что также является небезопасным для их жизни и здоровья.
Так, 09.03.2018 в неэксплуатируемом здании школы № 1 около 01 часов 15 минут произошел пожар. Из заключения эксперта следует, что очаг пожара на 2 этаже здания школы, в первой части спортивного зала от входа. Источником зажигания мог являться источник открытого огня (пламя спички, зажигалки), причиной пожара выступает поджог.
Собственником указанного нежилого здания является муниципальное образование «Облученский муниципальный район», в связи с чем обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, когда оно не эксплуатируется, должны быть возложены на ответчика.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, выразившиеся в непринятии мер по созданию препятствий несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости (зданию бывшей школы № 1 г. Облучье) по ул. Ключевой, 50 в г. Облучье, обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости (зданию бывшей школы № 1 г. Облучье) по АДРЕС, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 10.05.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье».
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, выразившиеся в непринятии мер по созданию препятствий несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости (зданию бывшей школы № 1 г. Облучье) по ул. Ключевой, 50 в г. Облучье, обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости (зданию бывшей школы № 1 г. Облучье) по АДРЕС, в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования обосновал доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно пояснил, что в здании по АДРЕС образовательная деятельность длительное время не осуществляется, здание не пригодно для эксплуатации, не охраняется, в него имеется доступ неограниченному кругу лиц, в марте 2018 года произошел пожар в результате поджога. Здание находится в оперативном управлении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье», неоднократные обращения директора школы об изъятии здания из оперативного управления администрацией муниципального образования «Облученскийй муниципальный район» ЕАО оставлены без внимания, мер к ограничению несанкционированного доступа людей в здание административными ответчиками не принимается.
Представитель административного ответчика-администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирнова Т.А. требования не признала. Пояснила, что здание бывшей школы № 1 по АДРЕС состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО и в 2012 году передано в оперативное управление муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье». В соответствии с договором о передаче в оперативное управление образовательное учреждение несет ответственность за надлежащее содержание здания и ранее принимало меры к его охране. С 2012 года здание не эксплуатируется, по периметру не ограждено, находится в неудовлетворительном состоянии, доступно неопределенному кругу лиц. Финансирование учреждения на охрану здания из бюджета района не производится. Не оспаривает, что директор образовательного учреждения неоднократно обращалась в администрацию района с просьбой изъять здание из оперативного управления, однако мер по ее обращениям не принято. Администрацией Облученского муниципального района мер к ограничению доступа посторонних лиц в здание не принимается, поскольку такие меры должны быть приняты МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье». В случае удовлетворения требований прокурора просит установить срок до декабря 2018 года.
Представитель административного ответчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» Вологжина М.Р. требования не признала. Пояснила, что здание по АДРЕС было передано в оперативное управление с целью осуществления в нем образовательного процесса в результате реорганизации образовательного учреждения путем присоединения школы № 1 гор.Облучье. Право оперативного управления на данное здание за МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» не зарегистрировано. Поскольку здание не отвечало санитарным требованиям и нормам, с ноября 2012 года учебный процесс в нем не осуществляется. С этого времени здание не эксплуатируется, не отапливается, ограждения по периметру не имеет, до декабря 2017 года охранялось сторожами МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье». В декабре 2017 года в связи с неисправностью электрической проводки произошел пожар. После чего здание было отключено от электроэнергии и до марта 2018 года сторожами производился его осмотр в дневной период времени, периодически забивались досками окна, двери, которые срывают посторонние лица, в связи с чем имеется возможность проникновения в здание. В марте 2018 года произошел пожар на втором этаже здания, при тушении которого деревянные перекрытия напитались водой, находится внутри здания опасно, так как может произойти обрушение, в связи с чем в настоящее время охрана здания сторожами не осуществляется. Обеспечить выполнение работ для исключения доступа в здание посторонних лиц образовательное учреждение не имеет возможности, на эти цели собственником имущества не финансируется. Она неоднократно обращалась к главе администрации Облученского муниципального района ЕАО с просьбой изъять здание из оперативного управления, до настоящего времени мер по ее обращениям не принято. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в оперативном управлении у образовательного учреждения может находиться только здание, которое используется для образовательного процесса. Просит отказать в удовлетворении требований к МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье»
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 17 КАС Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Кроме того, в силу п. 6.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст.ст.28,29 Устава муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, к полномочиям которой, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела установлено, что здание по АДРЕС, двухэтажное, 1959 года постройки, находится в муниципальной собственности муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, по состоянию на 21.08.2009 имело 56 % износа.
Из акта обследования технического состояния здания от 23.10.2008 следует о необходимости замены деревянных междуэтажных и чердачных перекрытий основного помещения школы на перекрытия в металлическом и железобетонном исполнении, выполнения работ, направленных на сохранение конструкций от физического и биологического разрушения и соблюдение удовлетворительного санитарного состояния внутри помещения, в целях обеспечения конструктивной безопасности здания.
27.07.2011 указанное здание передано в оперативное управление МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г.Облучье», право оперативного управления на здание зарегистрировано Управлением Росреестра по ЕАО 01.03.2012.
29.05.2012 администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО издано постановление о реорганизации МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 г.Облучье» в форме его присоединения к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Облучье», а 05.07.2012 издано распоряжение о передаче здания школы по АДРЕС в оперативное управление МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Облучье».
05.07.2011 между администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Облучье» заключен договор № 460-03/2011, а 31.07.2012 дополнительное соглашение к нему о закреплении за муниципальным образовательным учреждением имущества на праве оперативного управления, в том числе и здания по АДРЕС.
В соответствии с п.п.1.1 вышеуказанного договора учреждение обязуется обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, использовать его по целевому назначению, определенному учредительными документами, осуществлять его текущий и капитальный ремонты, не допускать ухудшения технического состояния закрепленного за ним имущества (требование не распространяется на ухудшение, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации.
Согласно Уставу (утвержден главой администрации МО «Облученский муниципальный район» 25.11.2016) МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» является некоммерческой организацией, оказывающей услуги по получению гражданами начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Как следует из протокола осмотра места происшествия от 09.03.2018 в неэксплуатируемом здании по АДРЕС произошел пожар. Здание по периметру не огорожено, потолочное перекрытие местами обвалилось, остекление частично отсутствует, оконные проемы забиты досками.
Согласно заключению эксперта № 82/2018 ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Хабаровскому краю» очаг пожара, произошедшего 09.03.2018 в здании АДРЕС, расположен на втором этаже, наиболее вероятной причиной возникновения пожара явилось загорание горючих материалов, находившихся в очаге пожара в результате воздействия источника открытого огня (пламя, спички, зажигалки) при искусственном инициировании горения (поджоге).
Исследованными в судебном заседании доказательствами в их совокупности достоверно установлено и не оспаривается представителями административных ответчиков, что нежилое здание по АДРЕС было передано в оперативное управление МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» с целью организации образовательного процесса, право оперативного управления за данным образовательным учреждением не зарегистрировано, с 2012 года здание фактически не эксплуатируется, находится в частично разрушенном состоянии, ограждения по периметру нет, внутрь здания имеется доступ посторонним лицам.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными доводы прокурора, что состояние здания представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних детей, поскольку при попадании в здание не исключена возможность несчастных случаев, поджогов.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Судом установлено, что после прекращения в данном здании образовательного процесса, директор МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» Вологжина в период с 2013 по 2018 годы неоднократно обращалась к его собственнику с просьбой изъять недвижимое имущество из оперативного управления образовательного учреждения, указывая, что здание находится в аварийном состоянии, организовать его охрану сторожами невозможно, так как пребывание людей в здании небезопасно.
Однако, администрацией Облученского муниципального района ЕАО, как собственником здания в силу ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и как исполнительным органом местного самоуправления в силу п. 6.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» длительное время не принимаются меры к ограничению свободного доступа в здание неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, для исключения несчастных случаев, предупреждения причинения вреда населению, профилактики терроризма и экстремизма, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО и прокурора о том, что обязанность, предусмотренную ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» должно нести МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье», как лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, подлежат отклонению в связи с нижеследующим.
Так, статьей 102 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из анализа указанных норм следует, что имущество, в том числе недвижимое, закрепляется за образовательным учреждением на праве оперативного управления именно для осуществления им целей своей деятельности.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 ГК РФ), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Принимая во внимание, что с 2012 года образовательная деятельность в здании по АДРЕС МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» не осуществляется, государственная регистрация права оперативного управления на данное здание за МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» не производилась, что свидетельствует об отсутствии у административного ответчика права оперативного управления на переданное ему администрацией Облученского района ЕАО здание, суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении требований о возложении на МБОУ СОО «Школа № 2 г.Облучье» обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к данному объекту недвижимости и возложении данной обязанности на администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд, принимая во внимание характер удовлетворенных судом требований, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, считает приемлемым срок для исполнения возложенной на администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО обязанности, который указал прокурор – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 333.36 п. 1 подпункты 9,19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с административного ответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180, 226-228 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ограничению доступа людей к объекту недвижимости, обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по созданию препятствий несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости по АДРЕС.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости по АДРЕС.
В удовлетворении требований прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к объекту недвижимости, отказать.
Администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО об исполнении решения суда по настоящему административному делу сообщить в письменной форме в Облученский районный суд ЕАО, в прокуратуру Облученского района ЕАО, в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова