№ 16-3972/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 17 ноября 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу врио директора Федерального государственного казенного учреждения Комбинат «Арктика» Росрезерва Артюха А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Анучинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Анучинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Федеральное государственное казенное учреждение Комбинат «Арктика» Росрезерва (далее – ФГКУ Комбинат «Арктика», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Артюх А.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Артюха А.В., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 № 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
В силу положений абзаца 6 пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» - эпидемиологическая тактика при COVID -19 включает в себя, в том числе дезинфекцию.
Согласно абзацам 3, 4 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» - мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.3, 6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» - с целью профилактики и борьбы с COVID -19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
Заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.
Из пункта 2.20 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» следует, что лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
Согласно абзацу 4 п.п 3.1 пункта 3 Постановления Главного государственного санитарного врача Приморского края от 12 марта 2020 года № 10 «О дополнительных мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции» руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности надлежит проводить качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению, которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (протирание дезинфицирующими салфетками или ветошью с дезинфицирующими растворами ручек дверей, поручней, столов, спинок стульев, подлокотников кресел, оконных ручек, оргтехники, дезинфекция санитарно-технического оборудования), с кратностью обработки каждые 2 часа.
Исходя из приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи» внеплановой выездной проверки в отношении ФГКУ Комбинат «Арктика», осуществляющего согласно выписке ЕГРЮЛ деятельность по складированию и хранению на предприятии, расположенном по адресу: <адрес>, установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выразившиеся в нарушении требований пунктов 1.3, 2.1, 4.3, 2.6, 17.1, 17.2, 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», пунктов 4.4, 6.1, 6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции», пункта 2.20 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», статей 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1993 года № 52-ФЗ, а именно:
не в полном объеме проводится активное выявление лиц с признаками ОРВИ, в частности не проводится термометрия, и опрос сотрудников в течение рабочего времени, и своевременная изоляция лиц, имеющих признаки респираторной инфекции, что способствует распространению коронавирусной инфекции среди работников учреждения;
отсутствует запас дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке для обеззараживания помещений при вирусных инфекциях. Для проведения дезинфекции используется средство «Белизна гель», являющееся моющим и чистящим средством, которое не может применяться при проведении дезинфекционных мероприятий в очагах распространения коронавирусной инфекции;
дезинфекционные мероприятия проводятся персоналом, не прошедшим в установленном порядке обучение по теме «Актуальные вопросы дезинфекции», не представлены документы на лицо, ответственное за проведение дезинфекционной деятельности на предприятии;
при убытии заболевшего сотрудника на предприятии не проводится заключительная дезинфекция помещений уполномоченными организациями в местах возможного нахождения больного сотрудника на работе, для проведения которой используются средства из группы хлорактивных, кислородактивных соединений, текущая обработка проводилась сотрудниками предприятия средством «Белизна гель»;
не упорядочено хранение уборочного инвентаря, не выделено место для раздельного хранения уборочного инвентаря для уборки туалетов и рабочих помещений, рабочий инвентарь не промаркирован.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая судебные акты, вопреки доводам жалобы, судебные инстанции сочли, что ФГКУ Комбинат «Арктика» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению в условиях распространения инфекционного заболевания.
Деяние совершенное ФГКУ Комбинат «Арктика» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к административной ответственности.
Утверждение заявителя о том, что учреждением предпринимались всевозможные меры по выполнению требований санитарных норм, являются несостоятельными, и полностью опровергнуты судебными инстанциями, учитывая, что на момент проведения проверки все вышеперечисленные нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов имели место, а представленные учреждением доказательства, не опровергают факт совершения административного правонарушения на дату проведения проверки.
Оснований для признания правонарушения совершенного ФГКУ Комбинат «Арктика» малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные учреждением нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Аналогичные доводы, включая и о том, что имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, проведена неверная оценка имеющихся в деле доказательств, в период распространения коронавирусной инфекции санитарно-эпидемиологические требования по проведению дезинфекционных мероприятий на предприятиях, а также прохождению сотрудниками обучения по теме «Актуальные вопросы дезинфекции» носят рекомендательный характер, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ФГКУ Комбинат «Арктика» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФГКУ Комбинат «Арктика» с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Анучинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения Комбинат «Арктика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Артюха А.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко